День за днем


Сообщение, сделанное 12 апреля на научно-практическом семинаре, состоявшемся в рамках 2-й специализированной выставки "Вода", заместителем директора ЦНИИКИВР, к. г.-м. н. А. М. Гречко

Как известно, хозпитьевое водоснабжение РБ осуществляется в основном из подземных источников. Только 4 города используют поверхностные воды. Сельское население также, как правило, в основном использует воду копаных колодцев. Поэтому можно сказать, что для населения РБ вопрос состояния подземных вод - это вопрос жизни.

На сегодняшний день утвержденные эксплуатационные запасы подземных вод составляют 2,25 км3/год. Реальный водоотбор из подземных источников составляет примерно 1,1 км3/год. Поэтому создается впечатление обеспеченности РБ этими ресурсами. Но истинно ли это впечатление?

Официальная статистика всегда сравнивает и запасы, и водоотбор с так называемыми прогнозными эксплуатационными ресурсами подземных вод, которые составляют 18,1 км3. Однако местный сток РБ (общий сток, включающий и подземные воды) составляет примерно 34 км3/год для условий 50%-ной обеспеченности. Общий же сток с учетом транзитного, поступающего с сопредельных территорий, - чуть больше 50 км3/год. Сравнение этих цифр позволяет понять, что цифра 18,1 км3/год имеет скорее познавательно-информационный характер. Принимать ее за какую-то точку отсчета нельзя. Достаточно представить, что будет, если 18 из 34 км3 будет отобрано, использовано, загрязнено и сброшено. Будет экологическая катастрофа!

Отсюда следует, что с ресурсами подземных вод следует обходиться чрезвычайно бережно. Тем более, что все эксплуатируемые сегодня водозаборы РБ работают в так называемом установившемся режиме фильтрации, то есть дальнейшего снижения уровня не происходит. Это говорит о том, что для восполнения ресурсов привлекаются дополнительные запасы подземных вод. То ли это перетекание из вышележащих водоносных горизонтов, то ли приток из рек.

Сегодня известно, что сток 52 малых рек РБ, в долинах которых расположены водозаборы подземных вод, существенно нарушен. (Как известно, лимитирующий показатель стока - это минимальный среднемесячный сток 50%-ной обеспеченности.) Какие в этой связи возникают проблемы?

Первая проблема - проблема нормирования водопользования. Нужно ли стране столько воды, сколько ее отбирается сегодня и, судя по всему, будет отбираться впредь, если используется 40% утвержденных запасов?

Вторая проблема - проблема платного водопользования.

Экологическая же проблема такова: водозаборы подземных вод приводят к формированию обширных депрессионных воронок, к пересыханию малых рек. Следовательно, был выбран неверный алгоритм подсчета запасов воды. Он представляет собой жесткую схему, предполагающую непроницаемую кровлю и подошву. На самом же деле приходится иметь дело с единой гидродинамической системой, чего нельзя не учитывать в дальнейшей работе.

Качество подземных вод в водоносном горизонте, на первом подъеме, на втором подъеме и у потребителя - это четыре совершенно различных набора характеристик. Разумеется, качество воды ухудшается по мере приближения ее к потребителю. По данным Республиканского центра гигиены и эпидемиологии, до 10% проб воды, отобранных из централизованных источников, не удовлетворяет требованиям ГОСТ "Вода питьевая" по микробиологическим показателям, до 30% - по химическим. Для нецентрализованных же источников, например, для колодцев, эти показатели выше.

По данным того же центра, для ряда водозаборов не разработаны зоны санитарной охраны. Содержание же имеющихся зон не соответствует стандартным требованям.

В данном случае, помимо финансовой проблемы, существует и проблема расчета зон санитарной охраны.

Дело в том, что 2-й и 3-й пояса этих зон рассчитываются по времени проникновения загрязняющих веществ (речь в данном случае идет об антропогенном загрязнении) в водоносные горизонты, но при этом не учитываются, во-первых, сорбционные свойства пород, которые слагают эти горизонты, во-вторых, не учитывается то время, которое затрачивается загрязняющими веществами на путь в водоносный горизонт с поверхности земли. Сегодня имеются большие зоны санитарной охраны, которые, как, например, в Минске, где имеются 4 водозабора, почти покрывают всю территорию населенного пункта. С одной стороны, размеры зон завышены, с другой, режимы этих зон не соблюдаются. Очевидна необходимость разработки методических рекомендаций по определению размеров зон с учетом химии пласта, литологического состава водовмещающих отложений, для того, чтобы полученные зоны были реальными. Пусть они будут меньше, но в них будут выдерживаться все необходимые требования.

Различие качества воды в водоисточнике и у потребителя говорит о неважном состоянии водоподающих сетей населенных пунктов РБ.

И существующие сегодня, и существовавшие прежде СНиП и расчетные пособия к ним, предписывающие характеристики зон санитарной охраны, и действующие ныне СанПиН оставляют определенную лазейку, позволяющую так или иначе регламентировать хозяйственную деятельность на территориях зон санитарной охраны водозаборов. В частности, там говорится, что если водоносный горизонт защищен, то можно осуществлять все то, чего нельзя делать на данной территории в противном случае. Однако каковы критерии, какова ситуация защищенности подземных водоносных горизонтов? Систематически подобные оценки не предпринимались, разве что для отдельных объектов. И это - еще одна из наиболее неотложных проблем обсуждаемой тематики.

Особенно актуальна проблема водоохранных зон в городах. Дело в том, что одним из основных источников формирования городского бюджета является использование городских территорий. С другой стороны, водозаборы - это та часть этих территорий, где необходимо особенно строго регламентировать хозяйственную деятельность. В данной области и следует всякий раз находить разумный компромисс между планами городской администрации, субъектов хозяйствования и соображениями экологии.

Что касается нефтяного загрязнения водоносных пластов, то до середины 90-х гг. оно практически не имело места в РБ. Сегодня же в стране насчитывается несколько тысяч объектов хранения нефтепродуктов. Все они являются потенциальными и чрезвычайно опасными источниками загрязнения подземных вод. Что же касается сельскохозяйственного, нитратного загрязнения, то рассеянные сельскохозяйственные угодья не так опасны, ибо даже если загрязнение, источником которого они являются, достигает уровня грунтовых вод, то оно распространяется не более чем на несколько метров. Гораздо опаснее такие концентрированные источники, как поля орошения жилстоками, крупные животноводческие комплексы, птицефабрики с их отходами.

Егор ЗОЛОТОВ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 15 за 2000 год в рубрике вода

©1995-2024 Строительство и недвижимость