Необходимость избавляет нас от трудностей выбора


Поскольку выбирать можно только между лишними вещами, то в масштабах государства, области или города дороги отнюдь не роскошь. В 2000 году на магистральных дорогах республики нет практически ни одного реконструируемого или строящегося объекта. Прежде всего это вызвано общим уменьшением объема средств, поступающих в Республиканский дорожный фонд. Но несмотря на то, что цифры в республиканском бюджете РБ говорят об обратном, не будем забывать о том, что содержание и ремонт дорог - удовольствие дорогостоящее. Для сравнения: в 1999 году в доходной части республиканского бюджета РБ поступления в Республиканский дорожный фонд были обозначены суммой в 18 708 970,0 тысяч рублей, в 2000 году доходы Республиканского дорожного фонда должны составить 77478000,0 тысяч рублей.



Доходы Республиканского дорожного фонда, в соответствии с Законом РБ "О дорожном фонде", формируются за счет: налога на топливо, налога на приобретение автотранспортных средств, отчислений из доходов предприятий от эксплуатации автотранспорта, транзитного налога, взимаемого с иностранных транспортных средств за пользование автодорогами РБ, а также отчислений от средств пользователей автодорог. Средства дорожного фонда направляются на текущий ремонт и содержание дорог, на капитальный и средний ремонт существующих дорог в целях доведения их до необходимых параметров.

Выделенные средства позволяют обеспечить ввод дорожного полотна с 24 по 28 км Минской кольцевой автодороги (МКАД) от проспекта Дзержинского до автомобильного рынка, начать работы на самом узком участке дороги в районе Партизанского проспекта, а в районе деревни Стиклево - с 7,5 по 10 км обеспечить не менее 50% объема работ. Кроме того, по направлению Слуцк - Дзержинск на протяжении 4 км надо произвести капитальный ремонт полотна и организовать шестиполосное движение. По оси дороги будет установлена разделительная полоса - барьерное ограждение, которое обеспечит безопасность движения. В перспективе будут построены и получат развитие основные выезды из города на разных уровнях. С учетом условий движения на Минской кольцевой после реконструкции скоростной режим на ней планируется обеспечить в пределах от 80 до 100 км/час.

"Величие некоторых дел состоит не столько в размерах, сколько в их своевременности". (Сенека)

Надо отметить, что в г. Минске Президентом РБ определены важнейшие республиканские стройки года. К ним относят окончание строительных работ на объектах: Дворец Республики, первая пусковая очередь железнодорожного вокзала, минский метрополитен и МКАД.

По Минской кольцевой дороге проходят важнейшие транспортные потоки, связывающие Минск со всеми областными центрами республики и на 70% обеспечивающие жизнедеятельность города. Общая протяженность дороги составляет 56,6 км и не изменится даже с учетом реконструкции. Ее строительство было начато в 1956 году, а завершено в 1963 году.

МКАД на всем своем протяжении имеет двухполосное движение и построена в соответствии с параметрами второй категории автодорог. В начале 80-ых гг. в связи с резко возросшей интенсивностью движения на дороге началась ее частичная реконструкция, завершившаяся организацией четырехполосного движения на участке длиной в 26 км. Сегодня интенсивность движения на МКАД составляет от 10 до 23 тысяч автомобилей в сутки.

Руководствуясь Постановлением Правительства №26 от 10 января 2000 года, Комитет по автомобильным дорогам при Министерстве транспорта РБ разработал программу действий, в которой предусмотрено, что заказчиком по всем видам работ на Минской кольцевой автодороге (в том числе по переносу коммуникаций, строительству транспортных развязок и строительству основного хода) выступит ГП "Магистральавтодор". Минский дорожно-строительный трест №7 выиграл тендер на выполнение подрядных работ по реконструкции двух участков дороги, а генеральным проектировщиком определен проектный институт "Белгипродор".

Сегодня трест №7 выполняет строительные работы на 3 пусковых комплексах. Первый участок дороги, подлежащий реконструкции, расположен в районе автомобильного рынка на 27 - 28,5 км и должен быть введен в эксплуатацию в августе 2000 года. На втором участке, который находится на пересечении Кольцевой с проспектом Дзержинского (24-27 км), начато строительство путепроводов и подходов к ним. На третьем объекте, в районе деревни Стиклево, развернуты работы по выемке и устройству земляного полотна, строится путепровод через Партизанский проспект.

Что полезно городу, полезно и гражданину

Участок с 27 по 28,5 км начинается в районе пересечения МКАД с Олимпийским проспектом г. Минска и заканчивается в районе автомобильного рынка. Здесь будут построены транспортная развязка и подземный пешеходный переход для пользователей автомобильного рынка, в связи с чем переносятся все коммуникации. На всем протяжении полуторакилометрового участка с шестиполосным движением ведется монтаж электроосвещения. По своим параметрам объект соответствует требованиям, предъявляемым к дорогам первой категории. На этом объекте на предусмотренную проектом ширину обустроено земляное полотно, введена в эксплуатацию новая полоса движения. Строительные работы будут продолжаться по левой полосе действующей дороги в направлении движения гродненской развязки. Перед строителями поставлена задача закончить работы на данном участке дороги в июне - июле текущего года.

Следующий участок, который находится в стадии проектирования, начинается в районе автомобильного рынка и заканчивается на пересечении с гродненской развязкой. Здесь предполагается построить 4 транспортных развязки. Сейчас объект находится в начальной стадии строительства. Продолжение работ зависит прежде всего от дальнейшего финансирования. Однако, невзирая на нехватку средств, подготовительные работы по реконструкции полотна планируется начать в 4-м квартале текущего года.

Уширение участка кольцевой на Олимпийском проспекте будет проходить через жилищный массив индивидуальной застройки ОАО "Забудова" (проспект "Известий"). Здесь выполнен большой объем работ по переносу коммуникаций, газопровода, линий связи, линий ЛЭП и городских коммунальных сетей. Этот участок является границей пускового комплекса и должен быть завершен к июлю 2000 года. Данный участок дороги должен стать эталоном для успешного проведения работ при реконструкции МКАД. Он будет таким, какой должна стать Минская кольцевая дорога по окончании реконструкции на всем ее протяжении.

Следующий пусковой объект расположен на 24 - 27 км кольцевой. Он берет начало с проспекта Дзержинского и заканчивается на пересечении с Олимпийским проспектом. По левой стороне дорожного полотна уже устроено щебеночное основание и отсыпано земляное полотно для новой полосы. На всем протяжении МКАД ее реконструкция будет происходить с максимальным использованием существующего профиля и плана существующей кольцевой дороги. На тех участках, где невозможно вписаться в требуемые параметры, установленные для дорог первой категории, будут проведены работы по насыпи, срезке и исправлению профиля дороги. Например, на этом участке, учитывая то, что справа находится населенный пункт, предполагается построить надземный пешеходный переход.

Что касается строительства путепроводов на МКАД, то по этому поводу можно сказать следующее. Согласно проектно-сметной документации продолжительность строительства участка, о котором идет речь, составляет 2 года, но перед строителями поставлена задача завершить на нем работу в течение года. Для этого необходимо сбросить движение по съездам транспортной развязки, одновременно построить новый путепровод и отремонтировать старый. Ремонт старого путепровода заключается в подъеме пролетных строений, наращивании опор для обеспечения более высоких габаритов проезда по низу выхода из города. В связи с этим необходимо изменить подходы (несколько приподнять их отметку). В общем, работа достаточно сложная, и аналогичных вариантов проектного решения в республике просто не существует. Однако подрядчик ГП "Магистральавтодор", являющийся субподрядчиком минского строительного треста №7, взялся за выполнение работ. По окончании работ старый путепровод поднимется на 70 см. В этом году четырехполосный участок проспект Дзержинского - авторынок будет завершен и расширен до 6 полос движения.

Следующий объект реконструкции - четырехполосный участок дороги Слуцк - Брест (направление на Дзержинск) с четырехметровым зеленым газоном, являющимся разделительной полосой. Согласно проектному решению за счет ликвидации газона удастся расширить проезжую часть, не затрагивая прилегающие к дороге территории, а в качестве разделительной полосы будет установлено двухстороннее оцинкованное барьерное ограждение. В результате реконструкции МКАД станет шестиполосной. Строительные работы на участке дороги Слуцк - Брест протяженностью в 4 км должны быть закончены в этом году. Возможно, строителям удастся уложиться в установленные правительством сроки, поскольку существующие путепроводы были построены с перспективой обустройства шестиполосного движения. Поэтому с учетом технического состояния путепроводов на объекте будут выполняться работы только среднего и капитального ремонта.

Участок дороги по могилевскому направлению МКАД (7,5-10 км) относится к дорогам первой категории. На 10 километре участка - пересечение кольцевой с Партизанским проспектом - строится путепровод, строительные работы только начаты. В пределах проезжей части и зеленой зоны Партизанского проспекта отсыпаны подходы, начато формирование опор (ведутся работы по средней опоре). На этом участке дороги интенсивность движения очень высока. Строительные работы ограничили и сузили полосу транспортного потока, а при согласовании временной организации движения на участке дороги появилось много проблем. Но все проблемы разрешились - дорогу оградили, установили знаки, и в принципе работы по реконструкции участка проводятся в условиях частичной эксплуатации дороги, что не вызывает особых нареканий со стороны пользователей. Временно движение организовано только по одной полосе движения вместо двух. В текущем году на участке дороги 7,5-10 км предполагается выполнить 50% проектного объема работ. После реконструкции участка режим движения на нем будет аналогичен режиму движения на Брестском шоссе (оба путепровода проектировал "Белгипродор").

Одна из проблем, с которой столкнулись дорожные строители МКАД, - остановки городского транспорта около прилегающих к дороге населенных пунктов. Начиная с 80-ых гг на кольцевую перенесена часть городских автобусных маршрутов. Появление же на дороге городских маршрутов послужило причиной строительства автобусных остановок и пешеходных переходов. Сейчас с учетом многоуровневой реконструкции назрела необходимость максимально уменьшить, практически свести к нулю, количество автобусных остановок на дороге, а пешеходные переходы вообще исключить (понятно, что организовать пешеходный переход через 6 полос дорожного полотна и двухстороннее барьерное ограждение по оси дороги практически невозможно).

Планом развития Минска предусмотрено, что городская черта выходит за пределы кольцевой дороги. В результате комфортно и быстро пересечь город просто невозможно, везде установлены ограничительные знаки. Поэтому перед дорожными строителями поставлена задача обеспечить город полноценной скоростной магистралью. Установление на МКАД скоростного режима в пределах 80 - 100 км/час будет способствовать обеспечению наиболее удобной связи между районами города. На всех уровнях кольцевой необходимо исключить всякого рода пересечение движения транспортных потоков - допустимым считается лишь наличие примыкающих к магистрали участков дороги, не сдерживающих поток машин и не ограничивающих их скорость.

"Транспорт как тормоз экономики" (Ф. Бродель)

Любая экономия заключается в выгодном использовании материалов, привязке объекта к местным условиям, в разумной, бережливой умеренности в расходах на его строительство и эксплуатацию. Надо ли говорить о том, что хорошие дороги полезны и необходимы. В то же время пока еще ни одна дорога республики не окупает затраченных на ее строительство средств.

Например, в ряде западных стран взимание платы за проезд осуществляется не только при въезде в страну, но и за проезд по определенным участкам дорог. Учитывая тот факт, что на некоторых участках республиканских дорог уже введен платный режим проезда, возникает вполне резонный вопрос: планируется ли в обозримом будущем установление режима платного проезда на кольцевой дороге (имеется в виду час Х - то время, когда дорога будет перестроена и выйдет в разряд магистральных)? По мнению генерального директора ГП "Магистральавтодор" А.М. Лытина, даже с учетом вложения в реконструкцию МКАД огромных средств, кольцевая все же не будет превращена в платную магистраль. Такой подход вполне обоснован, на сегодняшний день дорогой пользуется 85% городского транспорта, обслуживающего город и внутригородские связи.

Однако, как сказал Ф. Бэкон, "кто много тратит на один какой-либо предмет, должен быть бережлив в другом". Пока выдвигаются предположения о возможностях поиска других путей окупаемости затрат на строительство и эксплуатацию республиканских дорог, скажем, за счет внебюджетного финансирования строительства или реконструкции части дорог страны, в том числе и кольцевой, посредством привлечения инвестиций в развитие прилегающих к дорогам территорий. Не исключено, что дальнейшее развитие таких территорий будет предусматривать формирование схожих по специфике зон (торговых, коммерческих или промышленных).

За рубежом при строительстве и эксплуатации основных дорог часто используется развитие инфраструктуры прилегающей местности. Однако в условиях сложившейся в республике непростой экономической ситуации и учитывая плачевное состояние объектов сервиса ясно, что рассчитывать на внутренние инвестиции нам не приходится. Единственным источником финансирования по-прежнему является Республиканский дорожный фонд, других же поступлений в дорожное строительство пока не предвидится.

Конечно, можно привлечь средства зарубежных инвесторов, но иностранный капитал интересуют транзитные участки дорог республиканского значения, где достаточно высока интенсивность движения, такие, как Брест - Минск - граница России, граница России - Гомель, граница России - Витебск - граница Украины. Возможность привлечения внешних инвестиций в строительство и реконструкцию дорог подобного уровня высока. Но МКАД не относится к этой категории. Все, на что в этом случае можно рассчитывать, - это кредит, но получение кредита достаточно большая и кропотливая работа. Впрочем, у дорожников уже есть опыт получения иностранных кредитов. Под модернизацию автодороги М - 1/Е - 30 был получен первый транш кредита Европейского банка реконструкции и развития. Второй транш кредита ЕБРР дорожникам взять не удалось. Пока ЕБРР просто не расположен нас кредитовать, а в качестве компенсации рекомендует белорусам начать привлекать средства частных зарубежных инвесторов. Зарубежные же инвесторы, естественно, начинают выставлять определенные выгодные для них и, увы, не всегда приемлемые для нас условия.

Ничего сверх меры

С целью увеличения и упорядочения поступлений средств в Республиканский дорожный фонд Комитет по автомобильным дорогам проводит определенную работу по внесению изменений в Закон "О дорожном фонде". В реконструкцию МКАД планируется вложить 6,5 млрд рублей. Конечно, заложенная в республиканском бюджете РБ сумма просчитана с учетом инфляции. Хватит ли этих денег? Ведь прошлогодняя инфляция намного превысила установленную бюджетную планку, и если ситуация повторится и в этом году, то выделенных средств может и не хватить. Придумать что-либо другое сложно, так как других инвесторов, к сожалению, нет. В крайнем случае подрядчикам придется уменьшить объемы строительных работ, снизить их интенсивность. Ситуация складывается достаточно сложная. С одной стороны, Комитет по автомобильным дорогам несмотря ни на что должен выполнять постановления Правительства, с другой стороны - для этого явно не хватает средств. Финансирование проходит в достаточно напряженных условиях, работы по строительству на объекте уже развернуты, а для того чтобы появилась возможность начать и продолжить работы, связанные с устройством земляного полотна и путепроводов, необходимо выполнить комплекс подготовительных работ, вынести все коммуникации, убрать зеленые насаждения. Все эти работы сопряжены со значительными затратами.

На данный момент сложившаяся ситуация такова, что ГП "Магистральавтодор" уже не может проплатить закупку определенной части строительных материалов для продолжения работ на участке 7,5-10 км по кольцевой. Если в ближайшее время ситуация с финансированием объекта не улучшится, то подрядчик будет вынужден информировать Правительство о том, что сроки исполнения правительственного постановления могут быть сорваны.

"Как посравнить да посмотреть ..." (А. Грибоедов).

В последнее время белорусская оппозиционная пресса уделяет пристальное внимание тому, что при существующей в республике экономической ситуации Правительство финансирует строительство кольцевой дороги, которая обходится налогоплательщикам недешево. Тем не менее, невзирая на критику со стороны оппозиции, Минская кольцевая продолжает строиться. Дороги не роскошь, а предмет необходимости. Реконструкция МКАД вызвана желанием нормализовать передвижение транспортных потоков в масштабах города и республики. Тем более что выполнение работ по реконструкции кольцевой дороги является тем минимумом строительных работ, который требуется для ее расширения. Акцентируем внимание читателей - на всем протяжении МКАД при ее реконструкции и расширении максимально используется уже существующее земляное полотно, а вложения средств в строительство транспортных развязок минимальны.

Говоря о реконструкции Минской кольцевой дороги, часто пытаются провести параллель с работами на Московской кольцевой дороге. Хотелось бы внести некоторую ясность - дорожники считают, что подобные аналогии здесь совершенно неуместны - на фоне тех средств, которые вложены в Московскую кольцевую дорогу, затраты и объемы белорусской стороны на строительство просто мизерные. В случае с МКАД государство просто вынуждено улучшать организацию транспортных потоков и возможность пропуска движения на более высоких скоростных режимах. И не более того...

Марина СОЛДАТЕНКО Сергей ЗОЛОТОВ, фото Сергея ШАРУБЫ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 14 за 2000 год в рубрике новости

©1995-2024 Строительство и недвижимость