От банкротства не застрахован никто
Каждый менеджер знает: худшее, что может случиться с предприятием, - это банкротство. Поэтому, принимая любое решение, руководитель прежде всего старается его избежать, а потом только уже соизмеряет возможные прибыли и убытки.
Однако, рано или поздно, по вине ли плохой конъюнктуры рынка, кризиса ли ресурсов, неэффективного ли управления, банкротство может случиться с любым предприятием. Более глубокие причины следует искать в невозможности предвидеть состояние рынка в перспективе. Рынок требует от предпринимателя гибкости и приспособления. Слабость механизма адаптации предприятия к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды лежит в основе возможности банкротства.
Рыночная экономика и банкротство тесно связаны между собой. Без процедуры банкротства экономика становится неэластичной, так как переток финансовых, трудовых и материальных ресурсов от неэффективно к успешно работающим предприятиям становится невозможен.
От меры экономической ответственности субъектов хозяйствования зависит эффективность любой экономики. Механизм реализации экономической несостоятельности и банкротства является одной из форм осуществления процесса передачи права собственности и всей полноты экономической ответственности от одного субъекта хозяйствования к другому. Первым переделом собственности на постсоветском пространстве стала приватизация. Вторым - процессы банкротства. По российской статистике в 90% случаев в банкротстве предприятий виноваты некомпетентные менеджеры.
Вся жесткость рыночного механизма объясняется тем, что банкротство предприятий и определенный уровень безработицы являются своего рода платой за результативность хозяйственной деятельности. Задача государственных органов управления состоит в том, чтобы сделать эту плату минимальной.
В течение нескольких лет эффективно работающие предприятия нашей республики просто стонали под гнетом дебиторской задолженности. Особенно страдали от этого предприятия строительной отрасли и производства стройматериалов. Если под давлением недобросовестного заказчика подрядчик выполнял работы в кредит, под час закупая строительные материалы за счет собственных оборотных средств или в кредит у производителя материалов, он, при задержке оплаты со стороны должника, рисковал остаться экономически несостоятельным. Заказчик-должник, особенно если это было государственное предприятие, мог безнаказанно нарушать договорные обязательства, ссылаясь на временное отсутствие средств и, в принципе, не отказываясь платить, если вдруг появятся "лишние деньги". Должник при этом себя банкротом не ощущал. Само же государство, казалось, самоустранилось от регуляции "кризиса неплатежей".
Похоже, что сегодня ситуация начинает меняться. Процедура банкротства перестает быть только атрибутом зарубежного кино. В прошлом году в республике было рассмотрено первое дело о банкротстве. Специалисты утверждают, что в этом году таких дел будет сотни. И есть неплохие шансы, что клубок противоречий начнет разматываться на благо всем участникам конфликтной ситуации.
Перемены во многом стали возможны благодаря профессиональным усилиям и энтузиазму работников Комитета по санации и банкротству при Мингосимуществе РБ. На вопросы нашей газеты любезно согласились ответить заместитель председателя Комитета Наталия Петровна МЫЦКИХ и начальник управления обеспечения процедур Марат Григорьевич КУЗНЕЦОВ.
- Наталия Петровна, расскажите, пожалуйста, о том, для чего был создан Комитет, какие задачи он призван решить?
- Комитет работает практически чуть более двух лет - с ноября 1997 года. Юридически он был создан в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 11.01.97 г. № 30 и Положением о Комитете, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11.04.97 г. Сегодня Комитет - это самостоятельное юридическое лицо при Мингосимуществе, коллектив из 23-х специалистов.
Комитет начал работать с чистого листа, имея в своем арсенале только Закон "Об экономической несостоятельности и банкротстве" от 30 мая 1991 г. Закон ориентировался, главным образом, на ликвидацию неплатежеспособных субъектов хозяйствования и, в силу свой декларативности и неполного правового урегулирования различных аспектов взаимоотношений должников и кредиторов, почти не применялся в судебной практике. В системе государственной информации фигурировало понятие "убыточность" предприятия, а понятия "неплатежеспособность, экономическая несостоятельность", "банкротство" не употреблялись вообще. За статистикой "убыточности" было скрыто истинное положение дел в экономике, прежде всего, цепочка взаимных долгов предприятий. Явление, получившее название "кризис неплатежей", породило предложение криминальных услуг по взиманию долгов. Существовал закон, но он не имел по сути механизма реализации (за пять лет своего существования закон был применен лишь при производстве нескольких дел).
Необходимо было обеспечить возможность коммерческим организациям цивилизованно разобраться с долгами, "развязать" долговые узлы. Поэтому первоочередной задачей Комитета стало приведение закона в рабочее состояние. Потребовалось разработать около двадцати нормативно-методических документов для того, чтобы можно было применять закон на практике. Во-вторых, необходимо было создать инфраструктуру действия закона. Одним из самых важных элементов инфраструктуры является институт доверенных лиц в производстве по делу об экономической несостоятельности и банкротстве.
Хотя Закон 1991 года и описывает функции временного управляющего, но специалистов с необходимой квалификацией в республике не было вообще. Поэтому пришлось разрабатывать концепцию и программу их обучения, создавать центры подготовки. Сегодня доверенных лиц - лицензиатов или, как их еще называют, антикризисных управляющих - в республике 25 человек. Они не подчинены Комитету, являются частными предпринимателями, но в функции Комитета входит контроль качества их подготовки, аттестация, лицензирование и контроль их деятельности (путем лицензирования).
В рамках управления государственным имуществом важной задачей Комитета является содействие заинтересованным государственным коммерческим организациям (как должникам, так и кредиторам) в финансовом оздоровлении неплатежеспособных организаций через приватизацию, в том числе через их продажу на аукционах и конкурсах, разгосударствление.
В функции Комитета входит ведение Реестра неплатежеспособных государственных коммерческих организаций, мониторинг их платежеспособности и финансового состояния, информирование заинтересованных, координация взаимодействия органов государственного управления по вопросам предотвращения экономической несостоятельности и банкротства.
Наряду с разработкой и реализацией механизма Закона 1991 года в 1998-1999 годах Комитетом проводилась работа по доработке и необходимому согласованию проекта Закона Республики Беларусь "О несостоятельности (банкротстве)". В настоящее время проект Закона согласован с Президентом Республики Беларусь и направлен Советом Министров в Национальное собрание Республики Беларусь.
- В России федеральная служба экономической несостоятельности и банкротства была создана раньше, чем в нашей республике. Насколько она послужила прототипом для Комитета?
- Лишь отчасти. Ведь в России в отношении государственного имущества мы наблюдаем зеркальную картину по сравнению с Республикой Беларусь. В государственной собственности там находится порядка 10% предприятий. У нас же подавляющая часть собственности находится в руках государства. Поэтому российские эксперты считали институт банкротства практически неосуществимым в наших условиях. Действительно, с государственной собственностью работать очень сложно, потому что ее в первую очередь необходимо "спасать". Сложно, но в принципе возможно. Хотя 4% имеющихся потенциальных банкротов, у которых финансовые обязательства превышают стоимость имущества, спасать нет смысла
- Похоже, что экономика не в состоянии функционировать без такого инструмента, как банкротство. Иначе, как это происходит в замкнутых экологических системах, - "без хищников и санитаров нарушается равновесие"?
- Цель процедуры банкротства - это действительно очищение экономики от неэффективно работающих предприятий, в конечном итоге - форм собственности. Задачи института банкротства просты. Во-первых, это очищение предприятия от груза долгов (а с другой стороны, возвращение долгов кредиторам). Во-вторых, перераспределение собственности.
Во всех странах Запада банкротство - это обычная процедура, сегодня не вызывающая особых негативных эмоций. Все предприятия, как живые системы, имеют начало жизни, период развития и расцвета, затем завершения деятельности. Логика проста: если эта идея отмерла, нужно начинать что-то новое. Как ни парадоксально, от банкротства выигрывают все. Кроме неэффективного собственника. Выигрывают работники предприятия, - им, наконец, выплатят зарплату, в полном объеме или частично будет компенсирован ущерб, причиненный жизни и здоровью. Выигрывают кредиторы - они, возможно, компенсируют свой материальный ущерб, или в результате продажи имущества банкрота, или в результате участия в управлении предприятием, приобретя акции на вложенную сумму денег (как в виде долга, так и в виде дополнительных инвестиций). Выигрывает и местная власть, даже в случае передачи ей социальных объектов. По большому счету, выигрывает и неэффективный собственник - с него будет снято бремя долгов, он станет "чист" перед законом и людьми.
Кроме того, как показывает опыт России, бывает так, что банкротство - наиболее дешевый способ спасти предприятие.
- Поясните это, пожалуйста.
- Дело в том, что банкротство не всегда означает ликвидацию бизнеса. Его "живая" часть, очищенная от долгов, может и должна развиваться.
Предприятие рассчитается по долгам. Часть долгов с него может быть списана. Согласно декрету Президента Республики Беларусь от 26.10.98г. № 16 "О дополнительных мерах по взысканию задолженности с субъектов хозяйствования", в случае недостаточности имущества должника для удовлетворения требований (претензий) всех кредиторов, в том числе по платежам в бюджет, а также недостаточности имущества должника на покрытие судебных расходов, связанных с производством по делу о банкротстве, такой должник ликвидируется в соответствии с законодательством Республики Беларусь о банкротстве. Задолженность по платежам в бюджет должников, признанных по решению суда банкротами, списывается государственной комиссией по освобождению субъектов хозяйствования от финансовой ответственности за нарушение законодательства о налогах, предпринимательстве, социальной задолженности и платежам в бюджет.
- Каковы наиболее типичные черты экономически неблагополучного предприятия республики сегодня?
- Одна из главных причин всех неудач предприятия при прочих главных условиях - неквалифицированный менеджмент, нехватка кадров. Сталкиваешься с тем, что на некоторых предприятиях не всегда ведется грамотный бухгалтерский учет, не говоря уже о финансовом планировании. Руководители предприятий не владеют информацией о том, сколько должно их предприятие кредиторам и сколько дебиторы должны предприятию, когда наступают сроки платежей. Не пытаются работать с дебиторской задолженностью. Некоторые руководители не знают такого слова - "маркетинг" и не могут провести финансовый анализ. Все это - утрата контроля над хозяйственной деятельностью предприятия, его настоящим и будущим.
На практике начинается все с того, что из-за быстрого роста инфляции и просрочек в оплате выполненных работ (полученного товара) со стороны заказчика, предприятие начинает испытывать недостаток в оборотных средствах. Начинает "жить" на заемные. Со временем становится некредитоспособным. Результат - потеря доверия кредитора. Государственное предприятие лишается льгот и преференций со стороны государства.
В структуре кредиторской задолженности преобладают долги другим предприятиям. Получается, что эти предприятия фактически инвестируют свои средства в должника. Задолженности иногда достигают трех-пяти лет и даже больше и становятся практически невозвратными.
Параллельно накапливается задолженность по зарплате. Кредиторы (а под ними могут подразумеваться и собственные работники) имеют возможность подать заявление в суд. Подать в суд может и руководитель предприятия-должника, в этом случае предприятие получит определенные льготы при санации.
- Как развиваются события в случае, когда критическое положение предприятия возникло не по его вине?
- Если предприятие попало в должники из-за дебиторской задолженности, говорят о технической или временной несостоятельности. Процедуры действующего Закона "Об экономической несостоятельности и банкротстве" предусматривают две ситуации. Первая - экономическая несостоятельность, а вторая - собственно банкротство. Экономическая несостоятельность - это удостоверенная судом неспособность субъекта хозяйствования своевременно оплатить предъявленные финансовые документы. Помимо этого, основанием для возбуждения производства по делу об экономической несостоятельности является превышение стоимости долговых обязательств над стоимостью имущества субъекта хозяйствования и признание субъектом хозяйствования своей экономической несостоятельности.
По Закону 1991 года производство по делу об экономической несостоятельности может быть возбуждено либо по заявлению кредитора, либо по заявлению субъекта хозяйствования.
Процедуры экономической несостоятельности направлены прежде всего на спасение предприятия. Задача: привлечь все возможные средства и механизмы, чтобы восстановить его платежеспособность.
Если на первом этапе убедились, что это невозможно, только тогда приступают ко второму. Но не автоматически, хотя возможна подача заявления в суд непосредственно о возбуждении дела о банкротстве.
- Что побуждает предприятие объявлять о своей экономической несостоятельности?
- Теперь, когда в Хозяйственно-процессуальном кодексе Республики Беларусь появилась статья 259, в дополнение к преимуществам, которые дает Закон 1991 года тем, кто подает заявление о собственной несостоятельности, это становится выгодным, так как предприятие получает дополнительные возможности оздоровления.
Стадия экономической несостоятельности, предшествующая банкротству, часто помогает избежать его.
В случае с Молодечненским комбинатом стройматериалов, финансовое положение которого было тяжелым, но не безнадежным, внешний управляющий Александр Кириенко убедил руководство комбината подать иск в суд об экономической несостоятельности, чтобы на время снять давление нависших долгов. Тогда предприятие получает возможность эффективнее использовать имеющиеся возможности финансового оздоровления (такие как продажа неэффективно используемых объектов, освобождение от части социальной инфраструктуры, получение кредита под залог используемого имущества), получает мораторий на судебные иски на определенный срок.
Как показывает практика, и для кредиторов этот путь наиболее цивилизованный. Они могут склониться к мысли, что лучше вложить еще некоторые средства в бизнес должника, чтобы помочь ему поправить свои дела. А значит, в конечном итоге иметь больше шансов, что последний со временем все же рассчитается по долгам, чем не идти ни на какие компромиссы и становиться в очередь кредиторов в попытке получить компенсацию хотя бы части долга.
Бывает, что решение о банкротстве принимается, минуя этап экономической несостоятельности.
К примеру, Полоцкий комбинат строительных материалов инициировал производство по делу о банкротстве незадолго до своего 70-летнего юбилея. До 1995 года предприятие было прибыльным и обеспечивало работой полторы тысячи человек. К 1999 году численность работающих сократилась до 500 человек, а долги составили 380 млрд рублей. Старение основных фондов, игнорирование требований повышения качества и мероприятий по маркетингу сделали свое дело.
Решение проблемы всем заинтересованным сторонам - и работникам, и руководству, и кредиторам - виделось только в ликвидации предприятия. Хотя, по мнению внешнего управляющего, был другой выход: диверсификация производства по пути развития побочной деятельности комбината, чтобы со временем иметь возможность инвестировать в основное производство. Понятно, что сам запуск побочного производства требовал вложений. Что и было предложено кредиторам: помогите запустить неосновные объекты, а долги преобразуйте в акции ОАО.
Реакция на предложение была эмоциональной: "Нельзя оживлять мертвеца!". Никто не захотел рисковать своими оборотными средствами. Таким образом, санация предприятия оказалась невозможной. АП "Полоцкий комбинат строительных материалов" было признано экономически несостоятельным, возбуждено дело о банкротстве. Сегодня имущество комбината распродается.
- Что говорит менеджеру об экономическом неблагополучии предприятия, даже если бизнес выглядит пока неплохо?
- Прежде всего, коэффициенты оценки структуры баланса предприятия: коэффициент текущей ликвидности, коэффициент обеспеченности собственными средствами. Они носят индикативный характер и используются при экспресс-диагностике.
Самый показательный критерий неблагополучия - когда стоимость финансовых обязательств предприятия приближается, равна или превышает стоимость его имущества. Дело в том, что сегодня имущество предприятий в силу ряда причин часто неликвидно, это значит, что даже в случае его продажи по цене реализации кредитор практически не имеет шансов возместить свои убытки, а часто и продать это имущество невозможно.
- В практике строительных предприятий, в связи с сезонностью производства, часто возникает ситуация "временного" банкротства. Учитывается ли это Комитетом?
- Действительно, согласно букве закона, под платежеспособностью понимается такое состояние предприятия, когда оно способно по первому требованию кредитора вернуть свои краткосрочные обязательства в полном объеме. Согласно информации Комитета и Минстройархитектуры, 48% государственных коммерческих организаций отрасли неплатежеспособны. Характер производства, соотношение основных и оборотных средств и другие важные отраслевые особенности учтены в разработанных нами, совместно с Минстройархитектуры, нормативах оценки удовлетворительности структуры баланса. Новая методика оценки финансового состояния и платежеспособности предприятий, принятая 1октября прошлого года, предусматривает дифференцированные по отраслям нормативы показателей.
Если коэффициент текущей ликвидности в промышленности 1,7, то для строительства он составляет 1,2, а для жилищно-коммунального хозяйства - 1,1. Коэффициент обеспеченности собственными средствами составляет соответственно для промышленности 0,3, для строительства - 0,15 и для жилищно-коммунального хозяйства - 0,1. Особенность оценки заключается в том, что в строительстве много самостоятельных видов деятельности (5-6) и подотраслей.
- Какая роль отводится отраслевому министерству в процессе санации и банкротства предприятий?
- Среди всех органов республиканского управления, на фоне других министерств и ведомств, Минстройархитектуры наиболее ответственно подходит к этой задаче.
В прошлом году правительство предложило всем отраслевым государственным органам управления составить списки подведомственных предприятий, которые подлежат финансовому оздоровлению - судебному (санация) и внесудебному, банкротству, ликвидации. В большинстве своем государственные органы управления ограничились тем, что подали списки предприятий на внесудебное финансовое оздоровление. Это составило 193 предприятия из 211, всего 5 предприятий попало в списки на санацию и 3 - на финансовое оздоровление путем смены формы собственности. Активным инициатором последних двух мер стало именно Министерство строительства и архитектуры, тем самым содействуя оздоровлению экономики своей отрасли.
В конечном итоге решать отрасли, какие предприятия для нее важно сохранить по целому ряду стратегических для нее, нефинансовых показателей (экологичность производства, градообразующая роль и т.д.), помочь оздоровиться, а от какого балласта лучше отказаться.
- Экономическую несостоятельность, как всякую болезнь, легче предупредить, чем лечить. Чтобы вы рекомендовали руководителям предприятий?
- Руководство предприятия должно постоянно отслеживать свое финансовое состояние; ориентироваться не столько на производство, сколько на успешный сбыт продукции, получение прибыли; ответственно относиться к составлению договоров с заказчиками и поставщиками; собирать информацию о платежеспособности своих клиентов не только при заключении договоров, но и в оперативном режиме.
Состояние платежеспособности государственных предприятий отслеживают отраслевые министерства и наш Комитет. Ежеквартально мы собираем информацию по 4000 предприятий. Как только, выражаясь фигурально, "сигнальные лампочки" наших показателей-коэффициентов загорелись, мы тут же информируем и министерство, и, в особо критических случаях, предприятие, находящееся в его подчинении: "Примите меры!".
Согласно законодательству, предприятие, не смещая с поста своего директора, может прибегнуть к помощи временного (антикризисного) управляющего, наделенного полномочиями эксперта. Антикризисного управляющего могут рекомендовать как кредиторы, так и наш Комитет, в случае, если предприятие обратилось в Комитет за помощью.
- Какими знаниями должны сегодня обладать антикризисные директора?
- Антикризисный директор должен владеть инструментарием топ-менеджера. Мы понимаем под этим знание теоретических основ современной экономики, бухгалтерского учета и финансов, менеджмента, правовых основ экономической несостоятельности и банкротства, гражданского и трудового права, психологии. Внешний управляющий должен квалифицированно провести оценку недвижимости и бизнеса, проанализировать портфель ценных бумаг предприятия, знать порядок ведения хозяйственного процесса.
Вначале обучение доверенных лиц управляющих было организовано на базе Института приватизации и менеджмента. Здесь за учебный период 1998/99 гг. прошли обучение первые две группы. Сегодня создан второй учебный центр, функционирующий на базе ВШУиБ БГЭУ и ИРИЭР.
На сегодняшний день обучение прошли 45 человек, из них 40 получили аттестат Комитета. Аттестаты присваиваются трех категорий - A B и C. С - это универсальный аттестат, удостоверяющий, что его обладатель может квалифицированно разрешить проблему предприятия любого масштаба.
Из 40 человек, аттестованных нами на сегодняшний день, 25 уже обладают лицензией на осуществление этого совершенно уникального для республики вида деятельности в форме частного предпринимательства (под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность). Человек работает как частный предприниматель и одновременно является представителем государства.
Для получения лицензии помимо соответствующего образования необходимо обладать опытом работы на руководящей должности в течение как минимум трех лет.
На наших глазах формируется рынок новых услуг. Вместе с ним меняются и другие рынки: например, происходит переток капиталов, реструктурируется рынок долгов. В России сегодня порядка 8 тысяч лицензированных антикризисных управляющих.
- Как дoроги услуги антикризисных директоров?
- Вознаграждение управляющему назначается хозяйственным судом. Оно осуществляется за счет имущества субъекта хозяйствования, в отношении которого возбуждено дело об экономической несостоятельности или банкротстве. Вознаграждение управляющего складывается из текущих (ежемесячных) выплат за весь период исполнения им своих обязанностей и из дополнительных выплат по результатам его деятельности. Дополнительные выплаты производятся исходя из размера отчислений от средств, направленных на удовлетворение требований кредиторов.
В случае недостаточности или отсутствия имущества должника для выплаты вознаграждения управляющему ему устанавливаются текущие ежемесячные выплаты из республиканского бюджета. Не имеет значения, частное это предприятие или государственное.
Например, не прошедшие перерегистрацию предприятия подлежат ликвидации. Предприятий нет, а долги их остались. Роль временного управляющего - цивилизованно провести ликвидацию и предприятия, и долгов.
При назначении хозяйственным судом управляющему текущих выплат могут учитываться предложения кредиторов, сложность выполняемых работ, а также действующие в республике расценки на проведение отдельных видов работ. Размеры текущих (ежемесячных) выплат управляющему должны быть не ниже оплаты труда руководителя юридического лица - должника на момент возбуждения производства по делу об экономической несостоятельности и банкротстве.
Кредиторам, при недостаточности имущества должника, предлагается принять участие в оплате труда временного управляющего.
- Профессия антикризисного директора в нашей республике еще очень редкая и дефицитная. А еще, судя по опыту России, достаточно опасная. Чем это объясняется?
- Действительно, по нашей статистике, дипломированные экономисты не очень рвутся в антикризисные директора. Дело в том, что антикризисный директор - это совсем не представитель государства в акционерном обществе, как думают некоторые. Внешний управляющий занимается предпринимательской деятельностью и, как любой бизнесмен, сильно рискует, начиная дело в суде. Когда суд назначает предпринимателя внешним управляющим, то последнему делегируются довольно большие права, вплоть до снятия директора или смены всего высшего руководства предприятия и набора своих специалистов. Как доверенное лицо, он может продавать собственность предприятия, чтобы за счет этого частично рассчитаться с долгами.
Все эти решения требуют ответственности за свои действия и решительности, прозорливости и стратегического мышления. Неудивительно, что есть примеры успешных и удачливых антикризисных управляющих из руководителей с военным прошлым.
- Чем рискует внешний управляющий?
- Всем своим личным имуществом. В качестве внешних управляющих могут выступать юридические лица (сегодня в республике две частных фирмы имеют лицензию на этот вид деятельности). Но за результаты работы отвечает директор фирмы, который сдает экзамен и получает лицензию. Если директор наделает ошибок как внешний управляющий, суд имеет право продать его фирму.
Следующий наш вопрос - к Марату Григорьевичу:
- Как меняется структура дел, рассматриваемых хозяйственным судом по поводу экономической несостоятельности и банкротству предприятий?
- По итогам 1998 года хозяйственными судами рассмотрено 89 дел по ликвидации субъектов хозяйствования, из них 34 дела с участием субъектов хозяйствования государственной формы собственности; 56 дел об экономической несостоятельности и банкротстве, из них 14 дел с участием субъектов хозяйствования государственной формы собственности.
В 1999 году характер принятых в производство дел изменился. По данным за 9 месяцев (январь - сентябрь) 1999 года, рассмотрено 23 дела по ликвидации субъектов хозяйствования, из них 4 дела с участием субъектов хозяйствования государственной формы собственности; 101 дело об экономической несостоятельности и банкротстве, из них 45 дел с участием субъектов хозяйствования государственной формы собственности. Как изменилась структура этих дел за два года, можно судить по приведенной ниже диаграмме:
- Марат Григорьевич, каковы особенности действующего законодательства в области санации и банкротства предприятий Республики Беларусь?
- В отношении проводимых процедур это законодательство соответствует современным международным нормам. В то же время имеются свои особенности. Закон носит универсальный характер, так как он применим ко всем формам собственности. Кроме того, как уже говорилось выше, наше законодательство предусматривает наличие двух стадий в производстве по делу об экономической несостоятельности и банкротству. Первая стадия - экономическая несостоятельность, вторая соответственно банкротство. Главная задача на первой стадии - добиться соглашения между должником и кредиторами о погашении долгов и обеспечить возможность продолжения деятельности субъекта хозяйствования. Но эта стадия может завершиться признанием исковых требований кредиторов обоснованными, субъекта хозяйствования - экономически несостоятельным и возбуждением дела о банкротстве. На второй стадии предусматривается ликвидация предприятия. Здесь задача - максимально полно удовлетворить требования кредиторов.
Особенностью законодательства является и наличие института доверенных лиц, процедура назначения их судом.
Я бы выделил, как особенность, и гарантии от злоупотребления кредиторов, которые существуют в нашем законодательстве. В случае отклонения судом претензий кредитора, ответчик по закону может претендовать на компенсацию за причиненный ему моральный и материальный ущерб.
В целом закон направлен не только и не столько на ликвидацию должника, сколько на его оздоровление, санацию. Возможность санации предусмотрена на стадии экономической несостоятельности. Согласно новым Хозяйственно-процессуальному и Гражданскому кодексам, сегодня предприятию, оказавшемуся в кризисной ситуации, очень выгодно заявлять о своей экономической несостоятельности.
Предприятие получает мораторий по долгам сроком до 3-х лет, а значит, дополнительную возможность оздоровиться. Более того, если дело об экономической несостоятельности было открыто по инициативе самого предприятия-должника, это предприятие, опираясь на техническую помощь внешнего управляющего, само может предложить суду план своего финансового оздоровления и проект мирового соглашения с кредиторами.
Под патронажем хозяйственного суда у предприятия, в принципе, существует даже возможность получить кредит под залог эффективно работающих основных фондов.
Одним словом, инициатива остается в руках руководителя. Особенно привлекательна такая ситуация для руководителя государственного предприятия, который до возбуждения дела обладает достаточно иллюзорной самостоятельностью.
В санации заинтересован не только должник, но и кредиторы. К сожалению, последние не всегда это понимают. Дело в том, что при ликвидации предприятия на долю кредиторов не первых очередей мало что остается. Согласно Гражданскому кодексу, при ликвидации юридического лица первыми удовлетворяются требования граждан за причинение вреда жизни и здоровью, производятся расчеты по выплате пособий и оплате труда, по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды, потом - по обязательствам, обеспеченным залогом, и лишь потом удовлетворяются требования остальных кредиторов.
- Спасибо за беседу. Успехов в вашей работе.
ДЛЯ СПРАВКИ: документы, регулирующие деятельность доверенных лиц управляющих: Закон Республики Беларусь об экономической несостоятельности и банкротстве от 30 мая 1991 г.;
Декрет Президента Республики Беларусь №16 от 20 октября 1998 г. "О дополнительных мерах по взысканию задолженности с субъектов хозяйствования";
Постановление Совета Министров РБ от 9 ноября 1998 г. N 1721 "Об утверждении положения о доверенном лице в производстве по делу об экономической несостоятельности и банкротстве субъектов хозяйствования";
Положение Комитета "Об аттестации специалистов на соответствие требованиям, предъявляемым к доверенному лицу в производстве по делу об экономической несостоятельности и банкротстве субъектов хозяйствования" от 29 марта 1999 г.;
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 марта 1999 года № 373 " О размерах платы, взимаемой за выдачу специальных разрешений (лицензий) на осуществление деятельности доверенного лица в производстве по делу об экономической несостоятельности и банкротстве субъектов хозяйствования, их продление, переоформление, выдачу дубликатов этих лицензий (разрешений)";
Декрет Президента РБ от 16 марта 1999 г. N 11 "Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования";
Постановление Высшего хозяйственного суда РБ от 28 октября 1998г. "О порядке образования хозяйственными судами ликвидационных комиссий и их деятельности при ликвидации юридических лиц";
"Положение о порядке лицензирования деятельности доверенного лица в производстве по делу об экономической несостоятельности и банкротстве субъектов хозяйствования";
Методические указания по оценке финансового состояния и определению критериев неплатежеспособности субъектов хозяйствования от 1.10.1999 г.
Беседовала Светлана ГЛАЗКОВА
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 09 за 2000 год в рубрике новости