Первая на пространстве Восточной Европы международная конференция по банкротству состоялась в Минске
2 марта в Минске состоялась международная конференция "Практика применения законодательства о банкротстве". Конференция была созвана по инициативе Института приватизации и менеджмента, Высшего хозяйственного суда РБ, Комитета по санации и банкротству Мингосимущества РБ при поддержке Польского фонда ноу-хау и программы Трансформ.
В конференции, носившей целевой практический характер, приняли участие представители Комитета по санации и банкротству, Высшего хозяйственного суда, Совмина, Комитета государственного контроля, экономической и других комиссий Палаты представителей Национального собрания, Администрации Президента, Национального центра законодательной деятельности, министерств, комитетов, союзов и учебных заведений РБ, представители Высшего арбитражного суда, ФСДН и президент Гильдии антикризисных управляющих РФ, судья Хозяйственного суда Республики Польша. Опытом своей работы поделились доверенные лица в производстве по делу об экономической несостоятельности и банкротстве (антикризисные управляющие).
Это первый обмен опытом по весьма острой экономической и социальной проблеме для обоих государств, первая попытка согласовать законодательство, процедуры, учесть ошибки.
Институт приватизации и менеджмента (ИПМ, г. Минск) первым начал подготовку новых специалистов в области санации и банкротства предприятий - антикризисных управляющих. Стремясь давать своим слушателям знания, максимально приближенные к практике, институт столкнулся с целым рядом вопросов в этой новой для республики сфере, как государственного управления, так и предпринимательства.
По мнению президента ИПМ г-на Дичковского, Польша и Россия накопили позитивный опыт, который отчасти был учтен в новом Гражданском кодексе РБ. Беларуси на начальном этапе необходимо не замыкаться на собственных начинаниях, а обсудить их с практиками других государств.
В силу этого основными вопросами, обсужденными на конференции, стали: опыт работы законодательства стран по банкротству; роль государственного регулирования в сфере санации и банкротства и необходимая степень такого регулирования; знакомство с новым проектом закона РБ о банкротстве; опыт подготовки специалистов по антикризисному управлению; роль антикризисных управляющих в стабилизации экономики государства.
По мнению российских гостей, несмотря на то, что Россия инициировала институт банкротства еще в 17-18 веках, на сегодняшний день законодательство Беларуси дальше продвинулось в разработке нормативно-правовых условий и процедур банкротства. Россия же накопила больше практического опыта, кроме того, она находится на ином этапе экономического развития, чем Беларусь. Так, если у нас основное содержание процессов о санации и банкротстве составляют дела о ликвидации, то в России балластные предприятия в основном ликвидированы, количество дел о конкурсном производстве (к которым мы только в республике подходим) также стало сокращаться. Появляется тенденция к приоритету дел о санации предприятий-должников.
Это сказывается на мировоззрении россиян, считающих государство собственником в ряду других собственников, а значит, равноправным кредитором в вопросах несостоятельности: у государства есть по отношению к предприятиям как определенные долги, так и требования. Эта позиция согласуется и с польской практикой, где государственные предприятия перед судом никаких привилегий не имеют, однако законодательством предусмотрены для них особые процедуры санации. По мнению г-на Гусева, начальника управления и организации работы органов ФСДН РФ, белорусам в своем новом законе необходимо предусмотреть партнерское равноправие государства в делах о банкротстве.
Другое направление законодательной работы в России -разработка механизма банкротства физических лиц. Для Беларуси это пока не актуально. Так как у нас слабо развита система потребительских кредитов и связанные с ними виды страхования.
Большим плюсом белорусского законодательства по сравнению с российским сами россияне считают наличие возможности досудебного анализа неплатежеспособного предприятия. В проекте закона - введение защитного периода. Такая постановка вопроса ближе к современной мировой трактовке института банкротства, где главная задача - не очищение экономики от неудачников и защита интересов кредитора, а, напротив, защита интересов предприятия, помощь ему в преодолении кризиса. Сохранение потенциала производства, как части экономики государства.
Это зафиксировано в проекте нового Закона об экономической несостоятельности (банкротстве) РБ, который был представлен на суд участников конференции, в том числе депутатов-законодателей, заместителем председателя Высшего хозяйственного суда РБ г-ном В. С. Каменковым. По сути это кодекс законов, который успешно прошел предварительную международную экспертизу.
В отношении института антикризисных управляющих российские государственные органы вынуждены констатировать, что они утратили контроль над их деятельностью. В отличие от Беларуси, где внешнего управляющего назначает суд, рекомендует - Комитет по санации и банкротству, в России кредиторы сами подбирают внешних управляющих, не считаясь с оценкой ФСДН, Гильдии антикризисных управляющих и проч. Мотивация внешних управляющих в России в основном носит криминальный характер, связанный с возможностью участвовать в переделе собственности. Поэтому ФСДН приняла решение выдавать лицензии на ведение одного дела, а не на осуществление предпринимательской деятельности. Кроме того, такой управляющий должен будет ежеквартально отчитываться о своей работе. Однако пока в российском законодательстве не предусмотрены экономические рычаги воздействия на внешних управляющих: в отличие от белорусских коллег, российский антикризисный управляющий никакой имущественной ответственности за свои действия не несет.
Очень интересным оказался опыт польских арбитражных судов в области банкротства, которым поделилась в своем выступлении г-жа Ивона Дзямска, судья Хозяйственного суда республики Польша. В Польше способом оздоровить предприятие может послужить открытие договорного процесса, который является единственным судебным процессом, в результате которого должник получает уменьшение всех своих долгов. Но не автоматически, а путем разработки и предложения кредиторам программы уменьшения задолженности. Этот процесс регулируется Законом "О договорном процессе".
Право на открытие такого процесса получает предприниматель, который стал неплатежеспособным в результате не зависящих от него обстоятельств. Но он не может рассчитывать на открытие процесса, если не вел бухгалтерский учет по установленным правилам. К сожалению, на практике многие процедуры, назначенные польским судом, случаются слишком поздно, когда нельзя уже предотвратить банкротства предприятия. Поэтому с 1998 года введена квазиуголовная ответственность правления предприятия за то, что оно вовремя не поставило в известность суд о экономической несостоятельности предприятия. Эта ответственность предусматривает лишение права занимать руководящие должности сроком от 1 до 5 лет.
Прозвучал рассказ о первом белорусском опыте в области экономической несостоятельности и банкротства отечественных предприятий. Высказаны предположения об усилении мотивации антикризисных управляющих. Сегодня пока еще основным мотивирующим фактором является профессиональный интерес, накопление информации для обобщения, выработки методологии ведения дел. В целом пока еще мало дел о санации, большинство дел связаны просто с юридическим оформлением свершившегося факта. Были высказаны мнения о необходимости координации усилий внешних управляющих России и Беларуси, так как многие дела, связанные с экономической несостоятельностью, пересекают российско-белорусскую границу. Слишком тесно связаны обе экономики.
Уже на следующий день, 3 марта в Комитете по санации и банкротству прошло рабочее совещание по итогам конференции.
Светлана ГЛАЗКОВА
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 09 за 2000 год в рубрике новости