Тяжелые самосвалы фирмы «Volvo» для строительства
Сверхтяжелые сочлененные самосвалы фирмы "Volvo Construction Equipment International AB"
Первой приступив к производству самосвалов нового типа, фирма была и остается лидером в их конструировании, производстве и продаже. Более половины работающих сегодня в мире машин такого типа сошло с конвейера компании "Volvo Construction Equipment International" в Швеции.
Все это время концерн совершенствует технологию, повышает эффективность машин, используя новейшие конструкторские разаботки. Огромный интеллектуальный и производственный потенциал в области тяжелой техники позволил оснастить машины эффективными, надежными и экономичными агрегатами и узлами с характеристиками, точно отвечающими поставленным целям. Благодаря этому сочлененные самосвалы Volvo и сегодня остаются самыми производительными и эффективными машинами своего класса (см. фото 1 и 2).
По проходимости сочлененные самосвалы "Volvo Construction" близки к гусеничным машинам, но намного превосходят их по производительности и экономичности, не говоря уже о дальности перевозок.
Концепция сочлененного самосвала
Сочлененная рама и рулевое управление - за счет изгиба рамы.
Центральный элемент этого шасси - это рама из двух соединенных шарниром секций. Шарнир обеспечивает управляемый изгиб рамы в горизонтальной плоскости и свободный поворот секций на 360° относительно друг друга вокруг продольной оси. Это позволяет избежать огромных нагрузок на раму и постоянно сохранять контакт всех колес с грунтом и их ровную загрузку, что гарантирует отличную устойчивость машины и хорошее сцепление колес с грунтом в любых дорожных условиях.
Рулевое управление за счет изгиба рамы в шарнире обеспечило машине непревзойденную маневренность, особенно в стесненных условиях, а также гибкость при загрузке и выгрузке перевозимого грунта или иного материала. На самосвалах фирмы "Volvo Construction Equipment" рулевое управление оснащено гидростатическим приводом, гарантирующим легкость управления машиной. Именно указанные качества и достоинства обеспечили самоcвалам высокую эффективность на подземных работах.
Сочлененные самосвалы оснащаются высокоэффективными низкоэмиссионными 7-, 10-, а также 12-литровыми 6-цилиндровыми турбодизелями фирмы "Volvo Construction" с повышенным крутящим моментом на малых оборотах. По сравнению с обычными такие двигатели имеют больший срок службы и обеспечивают тяжелым машинам лучшую устойчивость, меньшее время рабочего цикла и большую производительность, а также экономию топлива и снижение шума. Машины соответствуют всем экологическим стандартам.
Подвеска, силовая передача и шины
Важнейшими элементами шасси являются подвеска, позволяющая передвигаться с высокой скоростью по любым дорогам и пересеченной местности и бездорожью, и многорежимная силовая передача, обеспечивающая оптимальное сочетание проходимости и экономичности.
Все три моста шасси используют трехточечную подвеску на резиновых опорах, дополненную гидроамортизаторами на переднем мосту и стабилизирующими рычагами на мостах грузовой тележки.
Подвеска обеспечивает высокую степень независимости движения колес, плавность движения кузова и кабины на неровной, а также требующей ремонта дороге, хорошее поглощение толчков и вибрации. К тому же она не требует обслуживания при эксплуатации.
Особенности и достоинства силовой передачи: независимо включаемые гидравликой полный привод и 100%-ные межосевая и поперечные блокировки дифференциалов всех мостов, а также автоматическая гидромеханическая коробка передач.
Рама, подвеска и силовая передача обеспечивают равномерность распределения тяговой нагрузки по колесам машины, позволив без ущерба для проходимости уменьшить диаметр шин, обойтись без мощных грунтозацепов, а следовательно, повысить скорость и экономичность самосвалов на участках магистральных дорог, сократить высоту машин, облегчив применение их под землей (разработка и вывозка грунта и породы в шахтах, разработка грунта при строительстве станций и участков линий метро, при строительстве тоннелей).
Сочлененные тяжелые самосвалы фирмы "Volvo Construction" комплектуются широкопрофильными шинами с малым давлением на грунт, обеспечивающими высокую проходимость и устойчивость в рыхлом и мокром грунте.
На тяжелых самосвалах применяются шины трех типов: с очень малым давлением на грунт - для грунтов с очень низкой несущей способностью; универсальные, сочетающие высокую проходимость по дорогам и пересеченной мастности с экономичностью; упрочненные - применяемые для передвижения по скальным грунтам.
Кузов и подъемник
Выверенная форма кузова с углом подъема до 70° и мощный подъемник двойного действия позволяют в любых условиях завершить разгрузку примерно за 15 секунд. Подогрев выхлопными газами обеспечивает более полное освобождение кузова от прилипающих материалов. Высокая проходимость и устойчивость самосвалов на рыхлом грунте и разгрузка кузова на значительном расстоянии от задних колес (под откос насыпи или в бункер) избавляют от необходимости использовать дополнительную технику для подчистки и перемещения грунта или иного материала в зоне разгрузки.
Кабина, бортовая электроника
В сочлененных самосвалах Volvo сиденье расположено над центром передней оси, где колебания являются минимальными. Гидромеханическая система управления позволяет водителю чувствовать машину так же хорошо, как на самосвале, сконструированном для передвижения по скоростным и магистральным дорогам.
Комфортабельность кабины, отличный обзор, эргономичность всех органов управления создают водителю все условия для производительной работы.
Бортовой компьютер Contronic обеспечивает управление системами сочлененного самосвала и контроль их работы. Набор выполняемых им функций можно заметно расширить, дополнительно установив бортовой дисплей, который оперативно информирует водителя о параметрах всех систем самосвала, позволяет произвести их диагностику, контролировать своевременность техобслуживания узлов, учитывать пройденное расстояние, количество рабочих циклов и отработанные моточасы.
По желанию заказчика или покупателя сочлененные самосвалы могут оснащаться другим дополнительным оборудованием: козырьком, защищающим кабину, задним бортом, бортом увеличенной высоты (для перевозки легких материалов), дополнительными фильтрами двигателя для работы в тяжелых условиях, сиденьем на пневмоподвеске и с подогревом, кондиционером, обогреваемыми зеркалами заднего вида, мобильной связью.
Вышеперечисленные конструктивные особенности и достоинства обеспечили сочлененным самосвалам концерна "Volvo Construction" такие качества, как способность легко маневрировать на малоразмерной площадке с любым типом грунта, выехать с нее с максимальной загрузкой кузова строительным материалом, добраться до места разгрузки кратчайшим путем и в минимальное время при любых дорожных условиях, разгрузиться за считанные секунды и точно в том месте, где требуется. Это в конечном счете и позволило добиться высокой производительности работы самосвала при низких затратах на перемещение тонны груза.
В настоящее время компания выпускает шесть моделей сочлененных самосвалов различной грузоподъемности (см. таблицу), а также целую гамму специальных машин на их шасси для перевозки длинномерного груза, леса, контейнеров, угля, мусора.
Тяжелые самосвалы компании "Volvo" для строительства
В строительстве самыми популярными являются самосвалы как в кузовном исполнении с грузоподъемностью около 20 тонн, так и в комбинации с полуприцепом грузоподъемностью до 45 тонн. Кроме вышеназванных стандартных моделей, существует широкий спектр специальной техники: бетономешалки, платформы для перевозки специальных и особых грузов и тяжелой техники, бортовые грузовики.
В восьмидесяти странах мира на разных строительных площадках, в карьерах, в шахтах и в тоннелях успешно работают самосвалы компании "Volvo Construction Equipment".
Спектр их грузоподъемности очень широк. Самые малогабаритные машины построены на платформе грузовиков FL, самые большие - на базе грузовиков FH. Промежуточное положение занимают самосвалы серии FМ. Они являются самыми современными машинами в своем классе и открывают собой новое поколение автомобилей для строительства. Основным грузовым автомобилем, на платформе которого выпускаются строительные машины, служит FM12. Отличительными чертами этой машины являются колесная формула 6х4, 12-литровый двигатель мощностью 380 л.с., 6-ступенчатая автоматическая коробка передач Powertronic, мост-тандем с колесными редукторами и особопрочное строительное шасси с листовыми рессорами. Полная масса транспортного средства, сконструированного на базе машины FМ12, имеет 26 тонн, но в составе автопоезда может достигать 100 тонн.
Специальное строительное шасси обеспечивает повышенный дорожный просвет, который стал возможным благодаря внедрению картера заднего моста новой конструкции и прямому переднему мосту. Такие уязвимые в других моделях машин элементы, как тормозные цилиндры, защищены снизу самой конструкцией шасси, а картер двигателя прикрыт от возможных повреждений прочным стальным листом. Бампер со встроенными дополнительно световыми приборами также усилен.
Автоматическая коробка передач упрощает управление автомобилем-самосвалом в сложных условиях строительной площадки и обеспечивает плавное трогание с места тяжело груженого самосвала в сочетании с высоким показателем тягового момента. Коробка передач Powertronic может, по желанию заказчика, быть оборудована тормозом-замедлителем и не связанной со сцеплением коробкой отбора мощности.
Для перевозки специальных грузов, например, горячего бетона, служит специальная версия грузовика FM12 с бетономешалкой. Такой бетоновоз FM оборудован мощной платформой, имеет колесную формулу 8х4 и короткую кабину. Машина оснащается 12-литровым двигателем, который стыкуется с механической 14-ступенчатой трансмиссией. От нее тяговое усилие передается сдвоенному мосту с одинарной главной передачей, а также на коробку отбора мощности, работающую независимо от сцепления. Шасси бетоновоза разработано с таким расчетом, чтобы, имея минимальную массу, обеспечить максимальные прочностные характеристики. Такое шасси предназначено специально для транспортировки груза с высоким центром тяжести. Необходимостью максимального снижения массы не в ущерб надежности конструкции машины продиктовано использование моста-тандема с одинарной главной передачей.
Грузовые машины серии FМ для строительных площадок сконструированы в особо прочном исполнении. По сравнению с машиной серии FM12 шасси у них на 60 мм ниже, а дорожный просвет под задним мостом на 90 мм больше. Это предполагает меньшую высоту погрузки, значительно более низкий центр тяжести, а значит, повышенную устойчивость в сочетании с улучшенными возможностями в условиях передвижения по дорогам с покрытием, требующим ремонта. Такое сочетание стало возможным благодаря прямому переднему мосту и тормозным цилиндрам новой конструкции.
На выбор заказчика и покупателя предлагаются три варианта оснащения водительского рабочего места: Comfort, Standart и Economy, наименования которых говорят сами за себя. Для короткой "дневной" кабины предусмотрена возможность установки дополнительного пассажирского сиденья, которое крепится над тоннелем двигателя.
Специальная техника и машины фирмы "Volvo" для строительства
Компания занимается также разработкой, конструированием и производством землеройной, карьерной, специальной техники и машин для земляных работ и строительства. Продукция фирмы известна под несколькими торговыми марками - непосредственно Volvo, а также Zettelmeyer и Euclid. Основу производства составляют тяжелые колесные погрузчики, экскаваторы, сочлененные самосвалы и грейдеры - более 150 разнообразных моделей строительной техники.
Разрабатывая свою технику и машины, компания "Volvo Construction Equipment International" уделяет особое внимание достижению максимальной производительности и экономичности машин, не оставляя без внимания комфорт и безопасность оператора. Инновации, заложенные в технику и машины, долгие годы дают продукции компании значительные конкурентные преимущества.
Среди последних в этом ряду можно назвать подъемный механизм стрелы с параллельными тягами, новые кабины и электронные системы контроля, установленные на всех моделях погрузчиков.
Наиболее часто на строительных площадках можно встретить мощные колесные погрузчики фирмы "Volvo". Модельный ряд включает в себя восемь погрузчиков с объемом ковша от 1,2 до 14 м 3. В конструкцию каждой модели погрузчика заложены такие элементы, как подъемный механизм системы ТР, обеспечивающий высокую производительность благодаря сочетанию больших усилий отрыва с высокой параллельностью перемещений ковша, электронная контролирующая система Contronic, информирующая оператора о состоянии машины, а также специальная кабина Care Cab, обеспечивающая высокую степень защиты и эргономики.
Погрузчики оснащаются трансмиссией с полностью автоматической многорежимной коробкой передач АРS последнего поколения. Гидрозамок, которым оборудованы погрузчики, предназначен для крепления гаммы современных навесных механизмов. При помощи таких механизмов погрузчики могут быть использованы на разработке грунтов, погрузке, разгрузке, перевалке самых разнообразных грузов.
Гамма экскаваторной техника фирмы "Volvo" включает в себя девять гусеничных и четыре колесных модели эксплуатационной массой от 13 до 65 тонн. Все модели экскаваторов оснащены высокопроизводительными и экономичными двигателями фирмы "Volvo", гибкими по конфигурации гидросистемами. Гидрозамки обеспечивают быструю смену навесных механизмов и позволяют успешно сочетать высокую эффективность с оптимальной точностью. Оснащение специальной кабины Care Cab позволило максимально облегчить работу оператора машины. Этому способствует и адаптированная для конкретных условий применения электронная система управления Contronic E. Сконструированные для работы в любых климатических условиях и на любых грунтах, экскаваторы широко применяются в землеустройстве, строительстве, горнодобывающей промышленности.
Грейдеры, скреперы и другие дорожно-строительные машины выпускаются компанией "Volvo Construction Equipment" под торговой маркой Champion. В модельный ряд входит двенадцать больших промышленных грейдеров с эксплуатационными массами и мощностями двигателей от 14 тонн и 200 л.с. до 21 тонны и 235 л.с. Ряд грейдеров дополняют четыре модели малых грейдеров массой от 4 до 7 тонн и с мощностью двигателя от 80 до 110 л.с.
Основными пользователями грейдеров являются государственные и подрядные организации и фирмы, занимающиеся строительством дорог и уходом за ними, строительством и выравниванием площадок различного назначения, уборкой снега и льда, строительством лесных дорог в лесной промышленности. Все модели грейдеров Champion оснащаются большим набором современного навесного оборудования, разработанного и сконструированного фирмой "Volvo Construction".
Дорожные катки ряда Super Pac подразделяются на две линии из трех малых двухбарабанных асфальтовых катков и пяти грунтовых виброуплотнителей с барабанами разного диаметра. После подготовки катками поверхности слоя основания для последующей укладки слоя дорожного покрытия применяются асфальтоук-ладчики ряда Pro-Pav.
Компания выпускает восемь моделей машин для укладки асфальтобетона, которые широко применяются при строительстве проезжих частей мостов и путепроводов, магистральных улиц и многорядных скоростных автострад.
Помимо вышеупомянутых марок "Volvo Construction" выпускает ряд машин под другими торговыми марками - Pel-Job (четырнадцать моделей экскаваторов массой от 1,3 до 7 тонн) и Samsung (десять моделей тяжелых экскаваторов категории 7-28 тонн).
Располагая производственными мощностями в Северной Америке, Западной Европе, Корее и Бразилии, компания "Volvo Construction Equipment" значительное внимание уделяет расширяющемуся рынку стран СНГ.
Евгений МАРГАЙЛИК, инженер и патентовед ВОИР
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 08 за 2000 год в рубрике del - техника