Парк строительных машин: потребуются поставки
Знакомясь с целевой программой Минстройархитектуры Республики Беларусь об обновлении и переоснащении активной части основных фондов строительных и специализированных организаций отрасли до 2005 года, невольно призодишь к выводу, что в ближайшие пять лет потребуется значительное количество новых строительных машин и механизмов.
Программа утверждена в декабре 1999 года. Основные показатели и данные при составлении ее использованы на середину 1999 года. В начале 2000 года мало что изменилось в положении строительной отрасли, поэтому читатели получат картину, не во многом отличающуюся от сегодняшнего дня.
Структура парка, физический и моральный износ строительных машин и механизмов, транспортных средств
В программе говорится, что производственные мощности строительных организаций складывались в основном в доперестроечный период в соответствии с теми потребностями, которые были преволирующими в тот период, и были ориентированы на крупномасштабное строительство. В условиях централизованного управления и инвестирования постоянной острой проблемой был дефицит производственных мощностей, который компенсировался вводом новых мощностей в основном старых модификаций, то есть производственные мощности развивались экстенсивным путем.
Снижение инвестиционной активности в 1992-1996 годах повлекло за собой падение строительно-монтажных работ и уровня использования производственных мощностей. Объем работ в 1997 и 1998 годах по отношению к последнему экономически стабильному 1991 году соответственно составил: по общестроительным организациям - 42,1% и 45,5%; по специализированным строительно-монтажным организациям - 49,6% и 53,3%; по домостроительным комбинатам - 45,9% и 48,7%; по управлениям механизации - 29,8% и 32,8%. У ряда организаций объемы работ сократились на 75-80%.
При этом оказалась невостребованной значительная доля активной части основных фондов. По укрупненным расчетам уровень использования строительной техники снизился в 4-6 раз в организациях различной специализации. Парк строительных машин и механизмов организации за последние годы сократился на 25-40%. Движение основных фондов осуществлялось в одностороннем порядке - происходило списание техники при крайне незначительном ее обновлении. Уровень обновления парка машин в 1992-1997 годах составлял всего 0,5-2% в год при норме 8-12%. Низкая обновляемость парков строительной техники объясняется прежде всего объективными обстоятельствами. При недоиспользовании существующих основных фондов, с одной стороны, не было оснований приобретать новую технику и платить за нее высокие налоги, а с другой, реальные деньги на счетах либо отсутствовали, либо уничтожались инфляцией, либо расходовались на заработную плату и социальную поддержку работающих. В результате износ основных фондов по всей совокупности достиг критической величины, превысив 50-процентный рубеж, а по активной части - 65-процентный.
Предприятия | Износ основных фондов, % | |
Всего | В т.ч. активной части | |
Общестроительные | 54,1 | 67,9 |
Специализированные | 53,2 | 67,1 |
Домостроительные комбинаты | 59,5 | 71,8 |
Управления механизации | 78,6 | 90 |
Несмотря на преимущественное списание в последние годы мощной техники, ее удельный вес в парках бульдозеров, транспортных средств, башенных, гусеничных и автомобильных кранов все еще значителен. Учитывая незначительное обновление активной части основных фондов, нерациональная структура парков машин, механизмов, транспортных средств, по мощности (грузоподъемности) сохранилась и до настоящего времени. Мобильная техника малой мощности (грузоподъемности) по экспертным оценкам должна составлять около 50%, наличие ее в составе землеройной техники не превышает 35%, а в составе крановой техники и транспортных средств - 30%.
Особое положение занимают специализированные управления механизации и предприятия ПО "Автоспецтранс". Эти организации оснащены мощной уникальной и дорогостоящей техникой, которая, однако, характеризуется крайней изношенностью. И если обновление парков общестроительных организаций является приоритетом этих организаций, то модернизация управлений механизации и предприятий Автоспецтранса в значительной степени зависит от участия министерства.
Влияние состояния и использования строительной техники на финансовое положение строительных организаций
Финансово-экономическое положение значительной части строительных организаций по результатам деятельности в 1998 году и в первом полугодии 1999 года все еще продолжает оставаться достаточно тяжелым. Около 29% их (32 единицы) приближается к состоянию экономической несостоятельности по показателям текущей ликвидности и обеспеченности собственными средствами. В составе этих 32 организаций девять были убыточными и у 22 организаций задолженности превышают нормативный уровень по отношению к активам баланса.
Наиболее благополучным является положение специализированных строительных организаций и специализированных управлений механизации, которые не несут ответственности за конечные результаты строительства - законченную строительную продукцию. Из 118 организаций и предприятий 61 функционирует с уровнем рентабельности свыше 8%, остальные 57 (48%) являются либо убыточными, либо низкорентабельными.
Определенную роль в низкорентабельной деятельности играет оснащение строительных организаций физически и морально изношенными и нерациональными по структуре парками машин, механизмов, транспортных средств. В этих условиях строительные организации несут повышенные затраты (по сравнению с заложенными в смете) на их содержание, ремонт и эксплуатацию. Числясь на балансе строительных организаций, изношенная техника почти по полгода находится в ремонте или ожидании его. Фактически продолжительность ремонтов в 2-3 раза превышает нормативную и качество ремонта, как правило, имеет низкий уровень не столько из-за недостаточной квалификации обслуживающего технику персонала, сколько в силу замены выбывающих частей блоками из разобранных на запчасти машин и механизмов.
Производительность изношенной техники значительно ниже, чем у новой. Например, выработка одноковшового экскаватора на десятом году службы, по данным БелНИИОУС, на 40-50% меньше, чем у новой машины. И если учесть высокий уровень износа парков землеройной и крановой техники, то фактически производственная мощность строительных организаций на 20-30% ниже за счет этого фактора.
Строительные организации содержат на балансе неиспользуемые и эпизодически используемые основные фонды, которые при этом должны охраняться и поддерживаться в рабочем состоянии. По данным на 1 июля 1999 года такие машины, механизмы, транспортные средства составили почти 1400 единиц (в соответствии с письмами организаций). При наличие в парке неиспользуемой и эпизодически используемой техники у строительных организаций пропадает необходимость в точном и строгом планировании работ, тщательной проработке возможных вариантов перемещения их с объекта на объект. Это вызывает необоснованный рост количества перебазировок, а с ними и расходов на транспорт и оплату труда работников, занятых на монтаже и демонтаже техники.
Повышенные затраты сопутствуют и использованию мощных и средней мощности машин, механизмов, транспортных средств на мелкомасштабных работах, так как стоимость одной машино-смены такой техники в 1,5-2 раза превышает аналогичный показатель техники малой мощности (грузоподъемности). Кроме того, при работе в условиях плотной застройки мощная техника разрушает благоустроенную территорию, ухудшает экологическое состояние прилегающих районов.
Отрицательное влияние на экономическое положение строительных организаций оказывают и регулярные переоценки основных фондов, рост стоимости которых опережает официальную инфляцию. В этой связи строительные организации несут дополнительный неоправданный налоговый пресс.
В настоящее время практически отсутствует статистическая и оперативная отчетность по затратам на эксплуатацию машин, механизмов, транспортных средств, что безусловно усложняет выполнение конкретных расчетов. Однако рассмотренные выше факторы необоснованного роста этих затрат свидетельствует об их очевидности.
Потребность строительных организаций в основных машинах, механизмах, транспортных средствах
Спрос строительных организаций на машины и механизмы определяется перспективными объемами и структурой строительной продукции. В перспективе будет иметь место сложившаяся в предыдущие годы тенденция: сокращения удельного веса крупного промышленного строительства; роста работ по реконструкции и техническому перевооружению, перепрофилированию производственных объектов, возведению небольших зданий и сооружений, особенно предприятий бытового обслуживания, торговых заведений и т.д.; увеличения доли жилищного строительства в общих объемах строительно-монтажных работ. При этом сохраняется точечная дислокация жилых домов с привязкой их к существующим инженерным сетям.
По объемам строительно-монтажных работ к 2005 году намечается выйти на рубеж 1990 года. Пониженная инвестиционная активность и переход к новой структуре малообъемных работ определяют спрос на строительную технику средней и малой грузоподъемности (мощности). Потребуются машины и механизмы более мобильные и эффективные при работе в стесненных условиях существующей застройки. Удельный вес землеройных машин малой мощности в составе парка должен возрасти с 40-50% на 1 января 1999 года до 60-65% в перспективе. Практически невостребованным явится парк земснарядов, сосредоточенный в УМ-88. При реконструкции жилых домов не будет необходимости в использовании башенных кранов, особенно мощных, которые на 30% всего парка Минстройархитектуры сосредоточены в УМ-79. Удельный вес крановой техники малой мощности в составе парка должен увеличиться с 20% в настоящее время до 40% в перспективе, по башенным кранам до 40%, по гусеничным кранам до 25-30%, автокранам до 35-40%. Существенно снизится потребность в мощных узлах по производству товарных бетонов и растворов. Более экономичным представляется использование растворо- и бетономешалок, устанавливаемых непосредственно на строящемся объекте, по сравнению с доставкой материалов на большие расстояния в пределах города. Повышение уровня индустриализации строительства, необходимость обеспечения сохранности грузов обусловит развитие контейнеризации строительных материалов и изделий. Стесненность строительных площадок, необходимость обеспечения экологических требований, соблюдения чистоты и культуры производства в заселенных кварталах потребует применения мобильных, не громоздких, маневренных транспортных средств. В самосвальном парке доля машин средней и малой грузоподъемности должна возрасти с 30% по состоянию на 1 января 1999 года до 60-65% в перспективе. Потребуется интенсивно развивать парк специальных и специализированных транспортных средств (автоцементовозов, автобетонорастворовозов, автобитумовозов, панелевозов, балковозов, фермовозов, плитовозов, трубоводов, колонновозов и др.), а также тягачей и прицепов.
Таким образом, парк строительных машин и механизмов должен быть не просто обновлен, а существенно видоизменен.
Сложившееся состояние и потенциальные возможности оснащения строительных организаций машинами, механизмами, транспортными средствами
Высокий уровень специализации машиностроительной подотрасли по производству строительной техники в бывшем СССР определил источники поступления новой техники в строительные организации республики: на 85% они комплектуются машинами и механизмами предприятий России, на 5-6% - Украины, 4-5% других стран СНГ, 1-2% - дальнего зарубежья и только 3-4% обеспечивают их поступление отечественные предприятия (табл. 1). Такой способ модернизации парка строительной техники является для строительного комплекса республики крайне невыгодным, учитывая зависимость от сторонних поставщиков, высокую стоимость техники, дальность ее доставки.
Иное положение с оснащением организаций грузовыми автомобилями, в том числе самосвалами, специализированными и специальными автомобилями, которые на 90% поступают с отечественных заводов.
В настоящее время в республике, по предварительной оценке, функционирует 15 машиностроительных предприятий, выпускающих строительные машины, механизмы, транспортные средства, в их составе 5 предприятий Минпрома, 1 Минтранса, 6 Минстройархитектуры (табл. 2). Наибольшую значимость для строительной отрасли имеют заводы: Белорусский экскаваторный завод, выпускающий экскаваторы средней мощности; завод "Строймаш", выпускающий бетоно- и растворосмесители, средства малой механизации; ОАО "Амкодор", выпускающее одноковшовые погрузчики, бульдозеры; "Могилевтрансмаш", выпускающий краны автомобильные на шасси МАЗ, одноковшовые погрузчики, контейнеровозы; Могилевский автомобильный завод, выпускающий автобетоносмесители, скреперы самоходные, автопогрузчики, автомобили - самосвалы, тягачи.
Белорусские предприятия-изготовители обеспечивают поставку строительному комплексу экскаваторов - на 3% потребности, бульдозеров - на 1,6%, кранов автомобильных - на 10,2%. Краны башенные, гусеничные, на пневмоходу в республике вообще не выпускаются. В последние годы появилась возможность обеспечения строительных организаций автобусами и легковыми автомобилями отечественного производства.
В республике развито автомобиле- и тракторостроение, которое в принципе может служить в перспективе базой для производства модификаций строительных машин и механизмов средней и малой мощности. Эффективность инвестирования в развитие этого направления машиностроения может быть определена путем сравнения затрат на эти цели и возможной стоимости отечественных машин и механизмов с ценой на импортируемую технику. В рамках мероприятий по реализации программы предусмотрено выполнение соответствующих расчетов.
Последовательность (этапы) решения проблемы обновления и переоснащения активной части основных фондов строительных организаций
Проблема обновления и переоснащения активной части основных фондов строительных организаций не может быть решена в краткий срок, учитывая крайне неудовлетворительное сложившееся состояние, неразвитость базовой машиностроительной подотрасли и дефицит инвестиций. Поэтому в программе предлагается среднесрочный прогноз, каждый из этапов которого имеет свои целевые установки и особенности.
I этап, охватывающий 1999-2000 годы, является с точки зрения трансформации экономики переходным и организационным периодом. Строительная продукция будет представлена средними по крупности и мелкими объектами производственного назначения, жилыми домами в кирпичном и крупнопанельном исполнении в равных долях. Получат ускоренное развитие работы по реконструкции и техперевооружению. Основная цель этого периода состоит в изъятии из имущественных комплексов строительных организаций излишних основных фондов и бесперспективных незавершенных строительством объектов.
II этап, включающий период с 2001 года по 2005 год, является периодом постепенной стабилизации. В структуре строительства в дальнейшем будет иметь место тенденция опережающего развития работ по реконструкции, техническому перевооружению и ремонту как объектов производственного назначения, так и жилого фонда, хотя еще в пределах 30-40% будет иметь место новое строительство производственных малых и средних объектов, жилых домов преимущественно в сельской местности. В этой связи сохранится потребность в пополнении парка строительной техники организаций машинами, механизмами, оборудованием средней и малой мощности, модификациями, приспособленными для обеспечения малых объемов работ и работ по реконструкции, мансардного строительства, выполняемых в стесненных условиях.
В то же время должны быть модернизированы и специализированные управления механизации (УМ-79, УМ-58, УМ-12, УМ-244, УМ-96), выполняющие уникальные масштабные работы на объектах республиканского значения. В связи с крайне высокой стоимостью машин и механизмов, входящих в парк этих управлений, и дефицитом средств, их состав почти не обновлялся в течение последних 7-8 лет и подошел практически к полному износу. Эти управления смогут продержаться еще 2-4 года, но затем неминуемо войдут в разряд хронически убыточных, физически распадающихся, в том случае, если не будут приняты решительные меры по описанию изношенной техники и пополнению новой хотя бы в ограниченном количестве.
Важной составляющей второго этапа является адаптация предприятий республики, выпускающих строительные машины, механизмы и транспортные средства, к указанным выше потребностям строительной отрасли хотя бы в ограниченном варианте. Необходимо будет также осуществить формирование банка данных о соответствующих предприятиях стран, производящих требуемые виды и модификации машин, механизмов, оборудования, с тем чтобы выявить оптимальные варианты поставки, заключить соответствующие долгосрочные договора.
Финансирование обновления и переоснащения активной части основных фондов строительных организаций
В течение последних 5-7 лет обновление основных фондов осуществлялось на уровне 0,5-2% при среднем требуемом значении 8-10% в силу резкого сокращения источников финансирования.
Дефицит средств является наиболее уязвимой позицией при разработке прогнозных документов, в том числе и программы обновления и технического перевооружения имущественных комплексов строительной отрасли. Поэтому оцениваются все возможные источники привлечения средств и их значимость в разные временные отрезки: собственные средства предприятий, представленные амортизационным фондом, оборотными средствами, прибылью, полученной от внедрения экономичных проектных решений, ресурсосберегающих технологий; заемные средства - банков, финансовладеющих компаний, лизингодателей; инновационный фонд министерства; средства республиканского и местного бюджетов; иностранный капитал.
Кроме них возможно: квази-бюджетное финансирование, то есть целевая кредитная эмиссия, таможенные и налоговые льготы и т.д.; вовлечение сбережений населения; использование фондов энергосбережения и экологии; использование средств от реформирования государственной собственности.
Наиболее вероятными источниками финансирования обновления и переоснащения активной части основных фондов строительного комплекса на первом этапе будут заемные средства лизингодателей, средства заказчиков и в первую очередь собственные средства организаций - амортизационный фонд и прибыль, полученная от внедрения ресурсосберегающих технологий и экономичных проектных решений. Однако для того, чтобы эти источники были задействованы, необходимо принятие соответствующих решений на уровне правительства республики.
1. Суть в том, что в настоящее время амортизационные отчисления не выполняют свою функцию, поскольку не имеют реального накопления и не защищены от инфляции. Указанная в составе себестоимости амортизация значительно меньше ее реальной величины в силу того, что заказчики компенсируют строителям только ту сумму начисленной амортизации, которая включена в объем выполненных строительно-монтажных работ, а не по всему кругу наличных основных фондов предприятия. Для выхода из сложившегося положения на данном этапе целесообразно принять политическое решение и применить к амортизационному фонду предприятий коэффициент в диапазоне 0,3-0,5, а затем ввести целевое использование на эту сумму амортизационных средств в течение определенного промежутка времени. Эта временная мера задействует амортизационный фонд, наполненный реальными деньгами. В целом необходимо ввести новую амортизационную политику, разработать и утвердить соответствующее положение, в котором предусмотреть защиту амортизационных отчислений от инфляции, возможность проведения предприятием самостоятельной гибкой амортизационной политики с учетом его финансового состояния и плана развития, а также осуществления раздельного учета накопленных средств амортизации на активную и пассивную части основных фондов с использованием последних на поддержание зданий и сооружений в рабочем (надлежащем) состоянии. Если введение новой амортизационной политики проблематично во всех отраслях народного хозяйства, то, возможно, имеет смысл провести эксперимент на предприятиях Минстройархитектуры.
2. Необходимо централизовать определенную долю реальных средств амортизации (5-10%) на уровне министерства в целях оказания помощи строительным организациям путем взаимного кредитования. Считать этот централизованный фонд целевым источником обновления основных фондов, который не подлежит налогообложению и относится на 97-й счет бухгалтерского баланса (для концернов и объединений не является внереализационным доходом). Кроме того, целесообразно укрепить статус инновационного фонда министерства, повысив уровень отчислений в него с 0,25% от объемов работ до 1%.
3. Вывести из состава плановых накоплений сметной стоимости строительства долю средств, направляемых на развитие производственной базы строительных организаций и составляющих 11,12% от плановых накоплений. Выделять эти средства отдельной строкой и вернуть им статус целевого источника, не облагаемого налогом.
4. Одним из важных источников финансирования должен служить лизинг (финансовая аренда), который выгоден предприятиям, не располагающим средствами для обновления производства. Расходы по договору лизинга относятся к текущим и включаются на себестоимость, то есть лизинг является как бы долгосрочным кредитом. При этом объект лизинга в период действия договора не подлежит переоценке.
В качестве одного из источников обновления основных фондов может служить инфляционный доход, полученный от досрочной сдачи объекта. Инфляционный доход относится на счет 96-й баланса как целевое поступление средств, не облагаемое доходом.
Предполагается, что на втором этапе источники финансирования модернизации имущественного комплекса строительной отрасли будут представлены более широким спектром. Помимо собственных средств предприятий, средств заказчика и лизинга следует использовать средства от приватизации государственного имущества, средства второй и последующих эмиссий акционерных обществ, финансовладеющих структур. В связи с возможными изменениями организационной структуры и функций министерства в его прямом управлении останутся стратегически важные для республики и отрасли предприятия. В обновлении и техническом перевооружении основных фондов таких строительных организаций примет участие министерство (инновационный фонд и централизованный амортизационный фонд).
Реализация среднесрочной программы обновления и технического перевооружения основных фондов строительной отрасли республики требует совместных действий двух уровней управления: самих предприятий и высших органов управления, которые в той или иной степени связаны с управлением, владением и распоряжением имуществом. При этом роль предприятий состоит в выявлении диспропорций, выполнении функций по приведению имущественного комплекса в состояние, сбалансированное с производственными потребностями, формировании амортизационного фонда, фонда накопления. Роль высшего эшелона управления республики (Минстройархитектуры, Мингосимущества, концерна "Белресурсы", Совета Министров) состоит в обеспечении условий для предприятий в части трансформирования имущественного комплекса (выработке правил игры или создании свободного игрового поля, поддержке стратегически важных для республики и отрасли предприятий, снижении налогового пресса и т.д.).
Организационно-правовое обеспечение выполнения программы. Мероприятия по ее реализации
Рассмотренные пути обновления и технического перевооружения активной части основных фондов строительных организаций требуют соответствующего организационно-правового обеспечения для их реализации.
Все документы, связанные с созданием правового поля, дифференцируются по двум направлениям: связанные с освобождением предприятий от неиспользуемого неэффективно и эпизодически используемого имущества; определяющие (формирующие) источники поступления средств для обновления и переоснащения парка машин, механизмов, транспортных средств.
В части организационного обеспечения предусматривается: создание механизма модернизации основных фондов предприятий по каждому из направлений; проведение строительными организациями инвентаризации имущества с учетом требований соответствующей инструкции, утвержденной Минстройархитектуры, и определение приоритетных направлений обновления и переоснащения основных фондов строительства; определение возможностей отечественных машиностроительных предприятий в обеспечении строительных организаций машинами, механизмами, транспортными средствами и номенклатуры строительной техники, которая должна импортироваться из-за рубежа; формирование банка данных об отечественных и зарубежных предприятиях-поставщиках строительной техники; создание базы для переоснащения активной части основных фондов строительных организаций на основе финансовой аренды (лизинга); создание кустовых пунктов по оперативному лизингу в целях повышения уровня использования эпизодически применяемых машин, механизмов, транспортных средств; образование в составе министерства специальной службы по управлению и распоряжению неиспользуемым и неэффективно используемым имуществом.
Кроме того, для повышения ответственности руководителей строительных организаций предполагается ввести в контракт позицию об ответственности за использование амортизационных отчислений и фонда накопления, то есть за обновление основных фондов. При этом перечень приобретаемых основных фондов должен согласовываться с министерством.
В целях конкретизации организационно-правового обеспечения министерством разработаны мероприятия по реализации программы обновления и переоснащения активной части основных фондов строительных организаций на период до 2005 года, где определены основания проведения каждого мероприятия, сроки исполнения, исполнители, контролирующие главки министерства, результаты мероприятий, источники их финансирования.
По мнению специалистов Минстройархитектуры, реализация программы позволит: обновить и модернизировать парк машин, механизмов, транспортных средств строительных организаций, привести его в соответствии с перспективной структурой и объемами строительства; сократить затраты на содержание, ремонт и эксплуатацию строительной техники, что в целом будет способствовать стабилизации экономического положения строительных организаций; более рационально задействовать производственные мощности отечественных машиностроительных предприятий, выпускающих дорожно-строительную технику; повысить уровень комфортности рабочих мест машинистов, крановщиков, водителей, привлекательность их труда; сократить производственные мощности ремонтных служб и таким образом повысить мобильность строительных организаций.
Таблица 1. Источники поступления строительной техники в строительные организации Минстройархитектуры (по состоянию на 1 января 1999 г.) в процентах
Наименование строительной техники | Техника производства | ||
стран СНГ | стран дальнего зарубежья | Республики Беларусь | |
Экскаваторы одноковшовые, всего | 94,4 | 2,6 | 3 |
В том числе по емкости ковша: | |||
от 0,15 до 0,25 м3 | 97,1 | 0,8 | 2,1 |
от 0,65 до 1 м3 | 95,5 | 2 | 2,5 |
от 1,25 до 1,6 м3 | 89,3 | 10,7 | 0 |
более 1,6 м3 | 100 | 0 | 0 |
Бульдозеры, всего | 98,1 | 0,3 | 1,6 |
В том числе на тракторах класса тяги: | |||
менее 6 т | 100 | 0 | 0 |
6-10 т | 97,3 | 0,2 | 2,5 |
15 т | 75 | 0 | 25 |
25 т и более | 63,6 | 18,2 | 18,2 |
Краны на гусеничном ходу, включая экскаваторы-краны, всего | 27 | 73 | 0 |
В том числе грузоподъемностью: | |||
до 25 т | 60 | 40 | 0 |
25-40 т | 22,5 | 77,5 | 0,6 |
более 40 т | 100 | 0 | 0 |
Краны на пневмоходу, всего | 100 | 0 | 0 |
В том числе грузоподъемностью: | |||
до 25 т | 100 | 0 | 0 |
25-40 т | 100 | 0 | 0 |
более 40 т | 100 | 0 | 0 |
Краны башенные, всего | 100 | 0 | 0 |
В том числе грузоподъемностью: | |||
до 7 т | 100 | 0 | 0 |
7-8 т | 100 | 0 | 0 |
10-14 т | 100 | 0 | 0 |
более 15 т | 100 | 0 | 0 |
Краны на автомобильном ходу, всего | 89,5 | 0,3 | 10,2 |
В том числе грузоподъемностью: | |||
до 10 т | 70,6 | 0 | 29,4 |
более 10 т | 98,1 | 0,4 | 1,5 |
Наименование предприятий | Адрес | Номенклатура выпускаемой техники |
Белорусский экскаваторный завод | пос. Коханово Витебской обл. | Экскаваторы |
Могилевский завод транспортного машиностроения | г. Могилев | Автомобильные краны КС-3579, 15 т; одноковшовые погрузчики ТО-34, 6 т; контейнеровозы на шасси МАЗ |
Могилевский автомобильный завод | г. Могилев | Автобетоносмеситель СМБ-49; автопогрузчик МоАЗ-4048 (0,44 м3ем. ковша); скрепер самоходный МоАЗ-6014, 16 т.; автомобиль-самосвал МоАЗ-7505, 23 т.; тягач МоАЗ-7915 |
Мозырский завод мелиоративных машин | г. Мозырь | Бульдозер-погрузчик на базе МТЗ 80/82 ДЗ 133 |
ГП “Опытно-механический завод “Кранмаш” (Минстройархитектуры) | г. Минск, ул. Казинца, 11 | Мостовые и козловые краны, кранбалки, установки растворобетонные приобъектные 2М340, 2м282 |
АП “Минский механический завод “Строймаш” (Минстройархитектуры) | г. Минск, ул. Рыбалко, 26 | Бетоно-, растворосмесители, средства малой механизации, краны козловые г/п 20 т, агрегаты гидроизоляционные и пескоструйные, подъемники, кранбалки |
АП РМЗ “Реммех” (Минстройархитектуры) | пос. Колядичи Минской обл., ул. Бабушкина, 18 | Бетономешалки, бетоносмесители |
ОАО “Жлобинский РМЗ” (Минстройархитектуры) | г. Жлобин, ул. Школьная, 8 | Бетоносмесители, штукатурные станции, битумоплавильные установки, растворо-, бетононасосы, кран шаровой ДУ-15, подъемники гидравлические |
ОАО “Пинский ОМЗ” (Минстройархитектуры) | г. Пинск, ул. Брестская, 72 | Насосы, подогреватели водяные, паровые |
ОАО “Амкодор” | г. Минск | Погрузчик-экскаватор ТО-49 на базе трактора МТЗ-82 УК; бульдозер погрузчик ДЗ-133; погрузчик-траншеекопатель ДЗ-133 ЭЦ; дорожные катки |
Белорусский автомобильный завод | г. Жлобин | Погрузчик фронтальный БелАЗ-7820, 10 т; самосвалы карьерные 42 т, 30 т, 80 т |
Минский тракторный завод МИСОМ (Механизированный инструмент и строительно-отделочные машины) | г. Минск, ул. Железнодорожная, 27 | Трактора, машины паркетно-шлифовальные, строгальные, мозаично-шлифовальные, компрессоры вибротрамбовки |
Волковысский завод кровельных и строительно-отделочных машин | г. Волковыск | Бетоносмесители, краскопульты, агрегаты малярные и окрасочные, шпаклевочные; машина битумно-мастичная |
Производственно-конструкторское машиностроительное предприятие “Белдортехника” | г. Смолевичи, ул. Торговая, 14б | Виброкатки, виброплощадки, электромеханические подъемники |
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 08 за 2000 год в рубрике техника