О хорошем отношении к клиенту


Предприятия, открывшие свои павильоны на Центральном рынке строительных материалов, что в минском микрорайоне Уручье, грубо могут быть подразделены на две группы. К первой отнесем государственные структуры, ко второй - частные фирмы.



Статистически первые часто являются производителями строительных материалов, изделий и оборудования, вторые же занимаются исключительно сбытом названных товаров. При этом первые, как правило, имеют дело с отечественной продукцией (хотя необязательно только своего производства), вторые же чаще всего предлагают импортный ассортимент. (Разумеется, строительный рынок, как и всякий другой, требует от своих участников в первую очередь гибкости, которая является одной из неотъемлемых составляющих предприимчивости, поэтому сочетания рассмотреных вариантов в данном случае могут быть самыми разнообразными.)

При подготовке настоящего выпуска рубрики "Спрос и предложение", публикуемого в развитие статьи "Лучше пусть москвичи к нам приезжают!" ("СиН" №1 от 11 января 2000 г.), была использована именно такая классификация торгующих на Центральном рынке строительных материалов. Именно такой подход к освещению деятельности этих организаций представляется способствующим выявлению наиболее острых проблем торговли всем тем, что нужно при возведении любых объектов.

Не просто "сделал - продал"

Если бы вышеупомянутые производители предлагали производимое исключительно ими, такой подход (точнее, его отсутствие) значительно усложнил бы задачу привлечения покупателей. Однако сама жизнь диктует необходимость формирования комплексных предложений (наиболее распространенный вариант - стеновые либо облицовочные изделия плюс материалы для их укладки или крепежа).

С деятельностью АП "Минский комбинат силикатных изделий" читатели "СиН" познакомились в конце июля 1997 г., вскоре после того, как директор предприятия О. В. Лесниченко блестяще презентовал его на заседании коллегии Минстройархитектуры РБ, посвященном подведению итогов за первое полугодие 1997 г.

В личной беседе Олег Васильевич рассказал вашему корреспонденту о развитии сети фирменной торговли МКСИ. Тогда от предприятия уже работал фирменный магазин, находящийся на ул. Минина, недалеко от проходной комбината, и открывался второй, что на ул Прилукской. Магазин же, открывшийся в конце лета 1998 г. на территории Центрального рынка строительных материалов, - уже третий по счету (впрочем, если считать и тот, что работает на территории МКСИ и обслуживает его работников, то четвертый). Ассортимент его, включающий в себя все основные позиции номенклатурного перечня производимых МКСИ изделий (пенопластовые и полистиролбетонные теплоизоляционые плиты, перегородочные блоки из ячеистого бетона), не замкнут на данной тематике. Наличие таких сопутствующих товаров, как лакокрасочные материалы, электротехнические и сантехнические изделия, стеновые и отмосточные изделия, отделочный инструмент, позволяет посетителю магазина, пришедшего с целью совершения определенной покупки, не сходя с места, сократить время дальнейших поисков необходимых ему составляющих ремонта или нового строительства. Директор магазина Д. В. Семенов считает период становления данной торговой точки завершившимся; дальнейшие же планы включают расширение торговой площади за счет открытой площадки. Это позволит многое из предлагаемого магазином, но отпускаемое пока со склада, находящегося на територии МКСИ, покупать на месте, то есть на рынке - и кирпич, и блоки. Необходимость такого шага продиктована более чем оживленной обстановкой, имевшей место на Центральном рынке стройматериалов в течение прошедшего строительного сезона. На этой же площадке будет возможной демонстрация того или иного приема обращения с предлагаемыми материалами и изделиями. Например, приобретая теплоизоляционую пенопластовую плиту той или иной толщины, клиент примерно представляет себе, как в зависимости от того, что он строит либо ремонтирует, будет выглядеть стеновая система, включающая данный элемент; исчерпывающую же консультацию он получает от специалистов фирменного магазина МКСИ.

В свое время представителям МКСИ не разрешили строить свой павильон на рынке из стеновых блоков собственного производства, так как тогда считалось, что все эти постройки должны быть временными. Разрешение строить капитальные павильоны последовало через 2 недели после того, как было начато строительство павильона МКСИ с использованием металлокаркаса. Сегодня же многие из тех, кому вот-вот предстоит открытие торговой площади на Центральном рынке стройматериалов, строят свои павильоны из блоков производства МКСИ.

С продукцией Речицкого метизного завода читатели "СиН" знакомы из опубликованного в конце января 1997 г. в №4 интервью с начальником бюро информации и рекламы отдела маркетинга предприятия В. Железко (стенд завода привлек внимание многих посетителей выставки "Будпрагрэс-96"). И вот в марте 1999 г. на рынке в Уручье открывается павильон "Метизы", в котором, помимо собственно крепежа, предлагается и то, что монтируется с его помощью - листы шифера, фанеры и ДВП.

Исполняющий обязанности директора магазина А. Н. Пискун подчеркивает, что, несмотря на определенные сбои в работе завода, что в основном связано со сложостями получения сырья из Украины, России и Молдовы, удается постоянно обновлять ассортимент магазина. Товары пользуются спросом - у прилавка всегда небольшая, но очередь. Дело в том, что многие из предлагаемых сегодня на белорусском строительном рынке метизов - импортные, поэтому они намного дороже речицких. Являясь расходным материалом, крепеж нужен постоянно.

Отсутствие в стране своего металла создает, как уже было сказано, определенные помехи ритмичной работе такого уникального предприятия, каким является Речицкий метизный завод. (Правда, в настоящее время к освоению продукции, столь нужной заводу, приступает Белорусский металлургический завод, что в Жлобине.)

Тем не менее, помимо магазина на Центральном рынке стройматериалов (первого фирменного магазина завода в Минске) и торгового дома в самой Речице завод располагает сетью магазинов не толь ко по РБ, но и за ее пределами. Открыто представительство торгового дома в Санкт-Петербурге, идет работа по открытию представительства в Ульяновске.

Расширение торговой площади минского магазина также предвидится, так как Речицкий метизный завод поддерживает бартерные отношения с местной мебельной фабрикой (вот откуда, в частности, ДВП и фанера), в перспективе - развернет собственное мебельное производство.

Следует отметить, что предприятие ежегодно экспортирует 3000 т метизов в Германию и Голландию. Эти заказы выполняются с учетом тех нормативных требований, которые приняты на территориях названных стран.

Торговый павильон Могилевского автозавода, производящего не только мощные самосвалы и подземные автопоезда, но и погрузчики, скреперы, подъемно-транспортное оборудование, открылся в ноябре 1999 г. Здесь не встретишь ничего из того, что значится в номенклатурном перечне предприятия. Этот магазин просто предлагает отечественные пиломатериалы, столярные изделия, сухие строительные смеси (в основном производства НПП "Радекс"), малярный инструмент. Основным поставщиком магазина является деревообрабатывающий завод, который находится в Коханово (Витебская область). Отсюда, в частности, поступают недорогие и довольно привлекательные дверные полотна, пользующиеся повышенным спросом.

В числе других предложений - фуга, морилка (водорастворимый светоустойчивый краситель для дерева) и оконная замазка производства ПКП "Белхвала", масляные краски производства дзержинской фирмы "МАВ".

Самое новое поступление - это состав Бопод-6, предназначенный для защиты древесины от огня, дереворазрушающих грибов, гниения и биологических повреждений, атмосферных воздействий, а также для подчеркивания природной текстуры древесины с эффектом окрашивания. Материал производится НПВО "Полихим" совместно с фирмой "Престиж" и расфасовывается в литровые пластиковые емкости, каждая из которых представляет собой небольшое ведерко с крышкой и ручкой. Вместе с сухой шпатлевкой тех же производителей Бопод-6 является полезным приложением к приобретаемому дверному полотну, уверена продавец магазина О. В. Савельева.

Чем можно было бы закончить краткий обзор магазинов, представляющих, с одной стороны, отечественные госпредприятия, с другой, отечественные товары? А. Н. Пискун, например, полагает, что если бы торговых точек с отечественными стройматериалами, изделиями, оборудованием на рынке было больше, он был бы более посещаем, ибо те из отечественных производителей, которые всерьез озабочены проблемой повышения конкурентоспособности своей продукции, предлагают достаточно приемлемые сочетания цены и качества.

"Салон паркета": лучше делать одно дело хорошо, чем десять - посредственно

С этим высказыванием трудно не согласиться. МПКП "Жук и К" - владелец магазина "Салон паркета", - являясь официальным дилером совместного белорусско-сингапурского предприятия "АРД Пинск", предлагает клиентам широкий выбор паркетных изделий, дверные и оконные блоки, кухни, встроенную мебель, лестницы для квартир и офисов из массива ценных пород древесины.

Паркетная фабрика "АРД Пинск" входит в первую десятку крупнейших деревообрабатывающих фабрик Европы. Надо отметить, что 90% всего произведенного на фабрике паркета экспортируется в "Паркетный холл" г. Москвы, а также в торговую сеть Санкт - Петербурга. В белорусскую розничную торговлю пинский паркет не поступает, а в Минске его можно приобрести только в магазине "Салон паркета". Геометрия паркета, выпускаемого на немецком оборудовании "Вейманн", идеальна и соответствует европейскому стандарту качества ИСО 9000. Предприятие "Дом паркета" выпускает продукцию хорошего качества на итальянском оборудовании "Акоста" (влажность паркета по европейским стандартам 8 плюс- минус 1%).

По качеству пинский паркет один из лучших не только в Беларуси, но и в России. Он изготавливается из традиционных твердолиственных пород дерева: дуба, ясеня, бука, клена. Иногда с Кавказа поступают небольшие партии акации и экзотического красного дуба. "Салон паркета" торгует штучным паркетом из массива древесины, толщина которого варьируется в пределах 15 - 22 мм (в ассортименте более 16 типоразмеров паркета). На данный момент в наличии более 7 наименований древесных пород. Цены на паркет колеблются в пределах от 11 до 23 USD. Все зависит от сорта паркета и размеров паркетной дощечки.

На рынке отечественной продукции лучшими считаются паркетные фабрики "АРД Пинск" и "Дом паркета"( г. Смолевичи ). В г. Заславле есть еще одна паркетная фабрика - германско-белорусское СП "Гуд Пеккер", - которая работает по экспортным поставкам на Запад. Паркетная фабрика "АРД Пинск" по объемам производства паркета находится на 4-5 месте в Европе.

Кстати, белорусский паркет поставляется не только в Россию, но на основании заключенных долговременных контрактов идет на экспорт в Бельгию, Италию, Голландию и Германию. Качество нашего паркета иностранцев устраивает, хотя им совершенно непонятно, как славяне могут позволить себе роскошь положить паркет толщиной 15 или 22 мм. За рубежом толщина самого дорогого паркета из массива древесных пород максимум 10 мм.

Вообще в Беларуси многие фабрики выпускают паркет: это и Микошевическая фабрика (объединение "Лунинецлес"), и Мозырьдрев, и Телеханская лыжная фабрика и другие. Следует обратить внимание, что почти весь отечественный паркет по нашему ГОСТ соответствует лишь 1 сорту. В немецкой терминологии (по ней работает "АРД Пинск") по срезам дерева и древесины различают 4 сорта паркета, потребителям предлагается радиальный натур-классик.

"Дом паркета" работает по итальянской технологии (у них 6 сортов). Все остальные белорусские паркетные фабрики в соответствии с отечественными ГОСТ работают на высшем и первом сортах, но высший сорт практически никто не производит. Выпускают только первый и второй сорта. Качественные показатели продукции - неидеальная геометрия, влажность 9 плюс-минус 3%, при укладке паркета требуется циклевка мелких щелей. По советским временам такие характеристики считались неплохими, но на сегодняшний день они уже не отвечают критериям качества и спроса. Кроме торговой деятельности, "Салон паркета" осуществляет укладку паркета, с ним работает порядка 10 бригад лучших минских паркетчиков. Рисунки по укладке паркета выполняются любой степени сложности, вплоть до мозаичных. Гарантия качества, как по материалам, так и по работе - 100%-ная. За все годы работы, а это около 8 лет, практически ни одного нарекания со стороны клиентов не было.

Кроме паркета в Пинске изготавливаются и погонажные изделия: мебельные щиты, фрагменты лестничных проемов, наличники, плинтуса. Актуально то, что сейчас в производстве мебели уже применяют не ДСП (на Западе его использование из-за высокого содержания в нем формальдегидов и смол полностью исключено), а щиты, которые состоят из склеенных встык деревянных дощечек хвойных пород древесины, ольхи или осины.

В ближайшее время небольшие партии пинских мебельных щитов будут поставлены в Малайзию. Более крупные контракты по поставкам паркета штучного массива заключены со Словенией и Италией.

Занимаясь реализацией паркета, фирма "Жук и К" ориентируется не на объем сбыта, а на потребности клиента. Случается, что у клиента после укладки паркета остается несколько неиспользованных пачек. Обычно торговые предприятия не принимают назад купленный товар. В "Салоне паркета" у клиента примут на возврат неиспользованный паркет, выплатив его стоимость при условии наличия чека на его приобретение и действительного соответствия продукции качеству и сортности имеющегося в продаже товара.

Клиент не всегда знает, что выбрать. Поэтому профессиональный продавец-консультант предложит оптимальные варианты по рисунку, размерам и качеству паркета так, чтобы клиенту это было по карману и в то же время соответствовало бы эстетике строительного дизайна. Конечно, основной принцип торговли "продать подороже и побольше", но должна существовать и культура обслуживания. Небольшие коммерческие предприятия в большей степени способны организовать качественный сервис торговли, что часто сложно сделать большим фирмам, ориентированным на оптовые продажи продукции. В условиях рынка каждый должен занять свой сегмент и заниматься тем, что лучше получается.

Фирма "Имэкс"

Занимается продажей и комплексными ремонтами в г. Минске. Магазин специализируется на продаже импортной финской сантехники, но главным направлением стал сбыт продукции белорусского завода "Керамин", в частности, сантехники и плитки. Помимо этого, "Имэкс" продает сухие клеи для плитки и шпатлевочно-штукатурные растворы.

По мнению директора магазина, отечественная продукция сейчас активно конкурирует с импортной не только по цене, но и по качеству. Например, внешний вид плитки Керамин не намного отличается от испанской или итальянской. И огромное число людей отдает предпочтение отечественной плитке, которая по качеству и типоразмерам приблизилась к евростандарту. В последнее время цены на плитку выросли на 25%. По результатам последней переоценки кераминовская плитка для стен стоит уже около 4 USD, напольная 5 USD, плитка, сделанная по технологии Грэс, - 10 USD. Импортный Грэс продают по 16 USD, но при осуществлении поставок крупных партий товара - 14 USD. Грэс - это плитка, изготовленная из спрессованной по специальной технологии гранитной крошки, она имеет вид монолитной гранитной плиты. Годится для наружных и внутренних работ, подходит для любых типов помещений. В отличии от обычной напольной плитки, сделанной из глины и покрытой сверху слоем глазури, плитка Грэс не стирается - она практически вечная. Как правило, ее приобретают для отделки помещений магазинов, балконов, крыльца и ступеней. Эта плитка производится на импортном оборудовании и по качеству, и внешнему виду ничем не отличается от импортной. Поэтому кераминовская плитка сорта Грэс пользуется повышенным спросом.

По ходу повествования заметим, что проблем с продажей отечественной плитки никогда не возникает, скорее, есть проблемы с ее наличием или отсутствием в продаже. Вообще в Беларуси выпуском плитки занимаются только два завода: "Керамин" и небольшой завод в Брестской области. Брестская плитка размером 25х15 см по ценам несколько дешевле кераминовской, да и спрос на нее поменьше.

К одному из самых больших недостатков отечественной плитки относится то, что каждая партия одного и того же сорта плитки может отличаться по цветовому оттенку. Это создает определенные сложности для клиентов. Например, человеку нужно докупить ящик плитки, а сделать это он не может по банальной причине: вновь поставленная партия отличается от предыдущей по тону, может быть чуть светлее или чуть темнее. Но и это еще не самое страшное. Гораздо хуже, когда поступившая в одном поддоне партия плитки, которая по всем стандартам должна иметь один рисунок и цветовую гамму, оказывается разных оттенков.

И все же многие наши соотечественники, отдавая предпочтение импортной сантехнике, покупают плитку завода "Керамин". Начиная с конца прошлого года завод выпускает новые виды плитки. Причем, особенно интересно то, что в последнее время у отечественных производителей появилась новая тенденция называть сорта плитки национальными белорусскими именами: Юрась, Мiхась, Алеся. С чем связана такая устойчивая любовь к перемене названий продукции, спросите вы. Раньше сорта отечественной плитки просто нумеровались, затем их стали различать по названиям: "Лира. Серо-голубая" или "Нил. Серо-голубой". Конечно, такие названия гораздо понятнее, чем название "Сорт № 487". Но, впрочем, лимит названий когда-то должен был закончиться. Вот сейчас в ход и пошли имена и названия городов.

Но плитка - плиткой, а сантехника - сантехникой. Не стоит забывать о том, что "Керамин" выпускает достаточно недорогую и хорошую сантехнику. И хотя сантехника представлена сейчас не так широко, как хотелось бы, - это связано с заменой на "Керамине" старой линии по выпуску сантехники на новую. Не так давно в магазинах республики ассортимент отечественной цветной сантехники был гораздо шире. Только умывальники были представлены 6 видами. Сейчас в наличии 3-4 вида умывальников и пару видов стоек. Предприятие "Керамин" постоянно работает над качеством продукции, стремясь ее усовершенствовать и сделать что-то новое. Так появились новые виды умывальников серии Фонтан и Ракушка. По сравнению с финской сантехникой разница в ценах на отечественную сантехнику ощутимая. Если финский умывальник стоит 150 USD, наш всего 15.

Что касается унитазов, то они в последнее время покупателя цветовой гаммой не балуют: зимой, сами понимаете, наиболее актуален белый цвет. Впрочем, белые унитазы от кутюрье Зима представлены 6 разновидностями. Новые модели компактны, состоят из двух частей: унитаз и бачок. Причем, бачки подходят и под старые модели унитазов, и под новые. По внешнему виду сантехнический дизайн приближен к европейскому. Удобно и то, что с установкой и сборкой отечественных унитазов обычно никаких проблем не возникает. По ценам же отличия существенные, кераминовский унитаз стоит 12 млн руб, а самый дешевый из импортных (Словения) 85 млн руб. Не каждый человек сможет купить себе унитаз за 100 USD, но за 20 млн руб это доступнно.

Нынешним летом Центральному рынку стройматериалов в Уручье исполнится два года. Здесь можно купить практически все, начиная с гвоздя и заканчивая изысканной мебелью. Говорят, на вкус и цвет товарищей нет. И это прекрасно. Ведь вкус каждого человека индивидуален и зависит от множества факторов. Центральный рынок стройматериалов создан для того, чтобы способствовать удовлетворению всех потребностей и вкусов клиентов. Он, этакая "пещера Аладдина" - средоточие разнообразия строительных материалов и сопутствующих им товаров. А сегодня мы представили нашим читателям несколько из наиболее интересных, на наш взгляд, предприятий, торгующих стройматериалами.

Марина СОЛДАТЕНКО, Сергей ЗОЛОТОВ,фото Сергея ШАРУБЫ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 06 за 2000 год в рубрике безопасность

©1995-2022 Строительство и недвижимость