Несчастные случаи в замкнутых пространствах
На предприятиях строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства немало объектов, где имеются замкнутые пространства (колодцы, емкости и т.д.). Как показал анализ, проведенный Комитетом по инспекции труда, в 1999 году участились случаи гибели людей при выполнении работ в колодцах, емкостях и других замкнутых пространствах.
2 июля 1999 года в результате воздействия повышенной концентрации углеводорода, содержащегося в воздухе рабочей зоны грабельного отделения канализационно-насосной станции (КНС), погибли работница Буда-Кошелевского РПО ЖКХ Гомельской области и посторонний человек, помогавший ей.
Расследованием установлено, что загазованность в помещении решеток превышала предельно-допустимую более чем в два раза; перед входом в помещение решеток не была включена вентиляция. В инструкциях по охране труда не была отражена необходимость включения вентиляции в опасных по наличию вредных веществ местах. Работники, в том числе и потерпевшая, "не были обеспечены средствами контроля за состоянием воздушной среды (газоанализаторами, сигнализаторами, лампами ЛБВК и т.п.), а также средствами индивидуальной защиты (изолирующими противогазами). Потерпевшая была допущена к работе в состоянии алкогольного опьянения.
14 июля 1999 года при выполнении аварийных работ по устранению течи задвижки в помещении насосной станции получили отравление сероводородом и метаном пятеро работников ОАО "Скидельский сахарный комбинат" концерна "Белгоспищепром", из которых двое погибли.
Установлено, что причинами несчастного случая явились: длительное содержание сточных вод в отстойнике, в условиях высокой температуры воздуха, что привело к образованию в них сероводорода и метана; эксплуатация задвижки с негерметичным ее соединением к трубопроводу, в результате чего при течи сточных вод помещение было загазовано сероводородом и метаном; отсутствие вентиляции; незнание специалистами и работниками опасностей, могущих возникнуть при спуске в канализационно-насосную станцию; отсутствие в КНС средств индивидуальной защиты, применение которых необходимо при работе в загазованных местах; неназначение должностного лица ответственным за безопасную работу КНС на время отпуска мастера.
Кроме того, на предприятии не были разработаны инструкции по охране труда на работы повышенной опасности, в том числе при выполнении их внутри емкостей, замкнутых пространствах, в приямках. В Перечень опасных работ, на выполнение которых необходимо оформлять наряд-допуск, не включены работы в КНС.
В вышеперечисленных случаях отравление, удушье и смерть пострадавших наступили от асфиксии вследствие пребывания в среде с недостаточным содержанием кислорода (менее 18%).
В течение августа 1999 года в системе Минсельхозпрода Республики Беларусь произошло четыре несчастных случая со смертельным исходом, при которых смерть потерпевших наступила от механической асфиксии, в результате закрытия дыхательных путей. Трое из четырех потерпевших находились в состоянии алкогольного опьянения.
Так, 2 августа в бункере-накопителе зерна на зернотоке пункта очистки семян Белорусской сельскохозяйственной академии был обнаружен без признаков жизни 16-летний учащийся СШ №З г. Горки.
4 августа в совхозе имени Черняховского Дубровенского района Витебской области в завальной яме зернотока было обнаружено тело погибшего оператора. Возле него находилось приспособление для проталкивания зерна.
Причинами данных несчастных случаев явились: отсутствие предохранительных решеток на бункере-накопителе и завальной зоне; допуск потерпевших к самостоятельной работе без инструктажей, обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда; отсутствие контроля за производством работ со стороны должностных лиц нанимателя и за техническим состоянием сооружений и оборудования зернотока; нахождение потерпевших в состоянии алкогольного опьянения. Кроме того, учащийся был допущен к работе в ночную смену.
28 августа 1999 года при разгрузке вагона-хоппера погиб грузчик ОАО "Полоцкий комбинат хлебопродуктов".
В ходе расследования установлено, что непосредственный руководитель работ выдал задание потерпевшему по осуществлению контроля за ходом разгрузки комбикорма из вагонов и, не уточнив его действия, покинул территорию разгрузочной площадки на длительное время. Потерпевший в целях устранения зависания продукта, не имея представления о возможной опасности и находясь в состоянии алкогольного опьянения, проник внутрь бункера и с помощью случайного предмета совершил действия, повлекшие обвал зависшего продукта.
9 августа 1999 года при устранении зависания муки в силосе погиб аппаратчик комбикормового производства ОАО "Лидахлебопродукт" Комитета по хлебопродуктам.
Причинами данного несчастного случая явились: неудовлетворительная организация производства работ, выразившаяся в формальной выдаче наряда-допуска, в котором не были отражены мероприятия и средства по обеспечению безопасности производства работ и не указан ответственный руководитель работ; необеспечение работника средством индивидуальной защиты (шланговым противогазом); отсутствие контроля за производством работ со стороны нанимателя.
11 августа 1999 года при производстве работ в водопроводном колодце погиб газоэлектросварщик ООО "Фургон" г. Минска.
При рассмотрении данного несчастного случая установлено, что слесарь "Минскводоканала" при помощи работника ООО "Фургон" открыл люк колодца, спустился в него и пытался закрыть задвижку трубопровода. Почувствовав запах газа, поднялся на поверхность и предложил выполнить эту работу работнику ООО "Фургон".
Причиной несчастного случая явилось то, что слесарь "Минскводоканала", зная, что работы в колодцах должны выполняться специальным персоналом (не менее трех человек), при наличии оформленного наряда-допуска, средств индивидуальной защиты (предохранительного пояса с лямками и веревками, шлангового изолирующего противогаза) и предварительного определения загазованности, не принял меры по закрытию крышки колодца и допустил в колодец постороннего человека, находящегося в состоянии алкогольного опьянения.
Комитет по инспекции труда потребовал, чтобы на всех предприятиях были пересмотрены перечни работ с повышенной опасностью, в которые должны быть включены работы в колодцах, бункерах, камерах и коллекторах, а также работ в замкнутых пространствах (емкостях), требующих предварительного обучения и проверки знаний работников.
На предприятиях, где производятся работы в замкнутых пространствах (колодцах, бункерах и т.д.), должны быть инструкции на эти виды работ. В инструкциях наиболее полно должны быть отражены меры безопасности в соответствии с типовой инструкцией по организации безопасного проведения газоопасных работ.
Необходимо иметь в достаточном количестве средства индивидуальной защиты органов дыхания и средства контроля за состоянием воздушной среды.
На предприятиях должно быть проведено обучение работников, связанных с проведением работ в колодцах, емкостях, по применению средств контроля воздушной среды (газоанализаторы, сигнализаторы, лампы ЛБВК и т.д.) и средств индивидуальной защиты органов дыхания (шланговые противогазы, аппараты сжатого воздуха типа АСВ-2 и др.), усилен контроль за соблюдением трудовой и производственной дисциплины работников.
Для предупреждения несчастных случаев необходимо регулярно производить инструктаж персонала, привлекаемого к работам в колодцах, емкостях и других замкнутых пространствах, с записью в личных карточках и журналах инструктажа.
Евгений ЛОСИК, главный государственный инспектор Комитета по инспекции труда
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 06 за 2000 год в рубрике безопасность