Каждый подрядчик должен быть вооружен системой качества
Опытом строительства микрорайонов малоэтажной застройки поделился с участниками итогового заседания коллегии Комитета госстройнадзора РБ первый заместитель начальника инспекции Госстройнадзора по Минску А. П. Шиленков.
В 1999 г. инспекция Госстройнадзора по Минску осуществляла надзор за возведением, реконструкцией, реставрацией и капремонтом 1143 объектов, в том числе по 574 вновь начатым объектам. По сравнению с 1998 г. количество поднадзорных объектов увеличилось почти на 50% за счет объектов капремонта и дорожного строительства. Анализируя общее состояние качества СМР, их соответствие проектной и нормативно-технической документации, следует отметить, что нарушения и отклонения различной степени значимости имели место на каждом объекте.
Проверке подвергались состояние ПСД, ведение технического и авторского надзора, а также эффективность производственного контроля. В основу данного контроля была положена профилактика низкого качества работ. По итогам проверок производителям работ выдавались предписания, по результатам их деятельности составлялись акты. В качестве крайней меры к участникам строительства применялись экономические санкции, приостанавливалось действие их лицензий.
На ухудшение качества строительства влияют и низкий уровень проектирования и экспертизы проектов, что порой усугубляется при производстве СМР.
Примером низкого качества как проектно-изыскательских, так и строительных работ, а также приемки в эксплуатацию являются некоторые жилые дома коттеджного типа, относящиеся к малоэтажной застройке в микрорайоне Большая Слепянка (58 домов) и по проспекту имени газеты "Известия" (20 домов). Строительство объектов было начато в декабре 1996 - январе 1997 гг. и осуществлялось ОАО "Забудова". Согласно заключению предприятия "Стройреконструкция" при БГПА, содержащему анализ причин дефектов и разработку общих рекомендаций по обеспечению прочности и эксплуатационной пригодности жилых домов малоэтажной застройки, основной причиной большинства дефектов являлись недостатки проекта, который не учитывал специфических особенностей применяемых материалов. Отсутствовал организованный отвод поверхностных вод. Проект должен был быть дополнен в части гидроизоляции балконов, полов и веранд. Не были предусмотрены мероприятия по защите грунтов основания от промерзания. Ни один из названных дефектов не был отражен в акте экспертизы проекта. Замечания инспекции Госстройнадзора по проектной документации творческой мастерской были проигнорированы проектным предприятием ТМ-7, что в конечном итоге привело к приостановке действия лицензии предприятия.
Качество проектной документации многочисленных проектных мастерских - это отдельная и чрезвычайно болезненная тема, равно как система авторского надзора и ответственность этих мастерских за конечный результат своей деятельности. По-видимому, необходимо установить контроль деятельности большинства этих мастерских со стороны базовых проектных институтов.
Несмотря на то, что перед началом производства работ ОАО "Забудова" были разъяснены требования законодательства о строительстве, руководство фирмы не приняло их во внимание, и объекты были начаты строительством без разрешения инспекции Госстройнадзора по Минску на производство СМР, без утвержденной в установленном порядке и прошедшей государственную вневедомственную экспертизу документации.
ОАО "Забудова", которое вообще-то имеет достаточно мощную производственную базу, позволяющую выпускать все необходимые для строительства экспериментальных жилых домов коттеджного типа строительные материалы, тогда, три года назад, оказалось неподготовленным в области организации строительства и соблюдения в его процессе требований нормативных и проектных документов. Технический надзор со стороны заказчика осуществлялся формально, да по другому и быть не может в случае, когда заказчик, подрядчик и технадзор выступают в одном лице. Сказалась слабая подготовка специалистов, рабочих и в целом организаций, привлекаемых ОАО "Забудова" к строительству. Эти организации, как правило, не имели ни опыта работы в Минске, ни опыта строительства подобных объектов. Следует отметить и низкий уровень входного контроля применяемых материалов.
В целом такое количество негативных явлений стало иметь место в результате несовершенства системы управления качеством на всем протяжении строительства, начиная с проектирования и заканчивая вводом объектов в эксплуатацию.
(Следует сказать, что в концерне "Минскстрой" уже разработаны и в 2000 г. начнут внедряться основные материалы системы управления качеством строительства.)
Поэтому работа Госстройнадзора в процессе строительства объектов, о которых идет речь, была направлена на устранение вышеназванных причин, предотвращение выполнения СМР с низким качеством и отступлений от проектной и нормативно-технической документации. Можно сказать, что Госстройнадзор практически подменял авторский и технический надзор.
Всего за низкую исполнительность Госстройнадзор был вынужден более 10 раз приостанавливать строительство, применять к ОАО "Забудова" экономические санкции. Ряд должностных лиц "Забудовы" и "Забудовастроя" был освобожден от занимаемых должностей. Действие лицензий этих организаций было в конечном итоге приостановлено.
Однако принятые меры не помогли избежать низкого качества строительства отдельных домов и добиться своевременного устранения дефектов при вводе объектов в эксплуатацию.
Сегодня строительство этих домов продолжается; можно надеяться, что руководство "Забудовы" пересмотрело свои прежние подходы к инвестиционному процессу, чему, очевидно, способствовали и многочисленные кадровые изменения, имевшие место в течение 1999 г.
Материалы подготовили Марина СОЛДАТЕНКО и Сергей ЗОЛОТОВ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 05 за 2000 год в рубрике надзор