Проект ЕЭК ООН в области энергоэффективности


11 января 2000 года при ремонте бегунов мокрого помола технологической линии для подготовки шихты массо-заготовительного цеха ГП "Минский завод строительных материалов" погиб слесарь-ремонтник Г.

В результате расследования установлено, что в день трагедии заместитель начальника МЗЦ ГП "МЗСМ" с утра провел инструктаж по охране труда для членов бригады в составе четырех человек по соответствующим инструкциям в связи с выдачей наряда-допуска на производство ремонтных работ бегунов технологической линии.

По заданию механика МЗЦ часть кожуха бегунов была снята без полного отключения бегунов, создав опасный производственный фактор.

Для выполнения работ необходимо было поставить катки бегунов в удобное для демонтажа положение путем перевода электросхемы бегунов с автоматического режима в ручной. Дальнейшее производство работ предусматривалось нарядом-допуском при полном отключении бегунов с разбором муфты сцепления между двигателем и редуктором. Все работы должны были проводиться под руководством ответственного руководителя работ.

Члены бригады никакого задания от руководителя работ до начала ремонта по наряду-допуску не получили и самостоятельно занялись подготовительными работами. Слесарь-ремонтник Г. через проем размером 1,6х2 метра, образовавшийся от снятой части кожуха бегунов, вошел в чашу бегунов и стал производить их очистку.

В 8 часов 15 минут зам. начальника цеха сделал запись в журнале заявок дежурного электромонтера о переводе бегунов в ручной режим.

Дежурный электромонтер на пункте силового управления (ПСУ) перевел электросхему бегунов с автоматического режима работы в ручной, не вывесив плакат "Не включать - работают люди!" на пульте местного управления (ПМУ) в подвальном помещении. Через 1-2 минуты услышал щелчок контактора и крик электросварщика о том, что заработали бегуны и тут же остановил их, повернув ключ управления.

В результате временного включения бегунов тело Г. было прижато катком к решетке дна чаши, что привело к тупым травмам головы, туловища и конечностей, массовой кровопотери, шоку и смерти. В крови погибшего обнаружен этиловый спирт в концентрации 0,43 промилле.

Причинами несчастного случая явились недостатки в организации работ по ремонту бегунов, выразившиеся: в неосуществлении руководства и технического надзора за безопасным ведением работ, которые относятся к повышенной опасности, чем нарушены "Правила техники безопасности и производственной санитарии в промышленности строительных материалов (часть 1)"; в некачественном составлении наряда-допуска, отсутствии проекта производства работ и невыполнении мер безопасности, предусмотренных им (нарядом допуском) в части расстановки рабочих по рабочим местам; в отсутствии на пульте пускового ручного устройства бегунов запрещающего знака "Не включать - работают люди!".

Расследованием установлены лица, допустившие нарушения законодательства о труде, правила и инструкции по охране труда. Так, заместитель начальника массо-заготовительного цеха, который был ответственным руководителем за организацию и производство ремонтных работ бегунов. Он не произвел расстановку по рабочим местам рабочих, выполняющих ремонт по наряду-допуску и не проконтролировал соблюдение мер безопасности.

Электромонтер МЗЦ, который произвел переключение бегунов с автоматического режима на ручное управление, не повесил на пульт ручного управления, находящийся в подвале, запрещающий знак "Не включать - работают люди!", в результате чего имелась возможность включения бегунов в работу посторонними лицами.

Механик массо-заготовительного цеха, по заданию которого была демонтирована снимаемая часть кожуха бегунов без полного их отключения от электропитающей сети.

Начальник массо-заготовительного цеха и главный механик, которые не обеспечили безопасные условия труда работающим при ремонте оборудования.

Для устранения упущений, вскрытых при расследовании происшествия, на заводе приняты необходимые меры. Материалы расследования переданы в прокуратуру.

Светлана ШИНКОРЕНКО, ведущий специалист Комитета по инспекции труда


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 05 за 2000 год в рубрике новости

©1995-2024 Строительство и недвижимость