Невеселые итоги внешнеэкономической деятельности строительного комплекса за прошедший год
Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь отчиталось перед Советом Министров по итогам внешнеэкономической деятельности ведомства за 1999 год: за прошедший год экспорт строительных материалов сократился на 29% по сравнению с 1998 годом, доля бартера в выручке предприятий составила от 40 до 95%, объем экспорта строительных услуг снизился на 60,8%.
Как сообщает Минстройархитектуры, за 1999 год экспорт продукции составил 81,3 млн USD, или 71% к уровню 1998 года.
Общий объем экспорта составил 101,3 млн USD, или 88,3% к уровню 1998 года.
Объемы экспорта продукции в страны ближнего зарубежья (в основном в Россию) в 1999 году составили 66,6 млн USD (67,3% к уровню 1998 года), в страны дальнего зарубежья - 14,8 млн USD (93,7% к уровню 1998 года).
Основными причинами снижения экспорта строительных материалов предприятий Минстройархитектуры по результатам 1999 года являются: высокая (по сравнению с российскими) доля в себестоимости готовой продукции стоимости энергоносителей, рост стоимости железнодорожных перевозок экспортных грузов.
Отрицательно повлияет на экспорт белорусских строительных материалов решение Белорусской железной дороги от 29.10.99 года №21-01-13.3920 "Об изменении с 1.01.2000 года порядка расчетов грузоотправителей".
Согласно этому письму, оплата провозных платежей за территорию Белорусской железной дороги по вышеуказанным перевозкам должна производиться в СКВ. Указанное решение может полностью парализовать экспорт белорусских стройматериалов в Россию.
Отрицательно сказываются на экспорте стройматериалов высокие экологические сборы при перевозке белорусской продукции автотранспортом по дорогам России (величина экологического сбора достигает 25% от стоимости перевозимого груза), а также падение курса белорусского рубля.
Негативное влияние на экспортно-импортную деятельность оказывают также: запрещение внебиржевой покупки и продажи СКВ и российских рублей, запрет на экспорт и импорт за белорусские рубли, отсутствие разрешенных рыночных котировок белорусского рубля по отношению к основным иностранным валютам, расширение сферы и доли использования бартерных сделок (около 30% от общего объема экспорта).
Из-за финансового кризиса в России доля бартера в выручке предприятий составляет от 40% до 95%.
Основной причиной сохранения бартерных операций является административное регулирование обменного курса рубля, при котором предприятиям невыгодно продавать экспортную выручку в иностранной валюте по нереально установленному (заниженному) Национальным банком курсу.
В процессе импорта ресурсов и сырья белорусским предприятиям при расчетах приходится сталкиваться с проблемами конвертации белорусских рублей, что заставляет прибегать к использованию бартера во внешней торговле, а это ведет к непоступлению валютных средств.
Например, из-за трудностей в расчетах с белорусскими производителями известная московская фирма "МДС" - официальный представитель 43 керамических заводов России - в 1999 году не закупила ни единой партии керамического кирпича на Обольском керамическом заводе, Витебском АО "Керамика".
За 9 месяцев 1999 года белорусские кирпичные заводы экспортировали своей продукции на 0,596 млн USD, в то время как в 1998 году за аналогичный период экспорт кирпичных заводов составил 3,66 млн USD.
Отрицательно отразилось на финансовом положении предприятий поддержание практически стабильного официального обменного курса при высокой внутренней инфляции, что привело к снижению рентабельности экспорта и росту конкуренции со стороны импорта.
На падение экспорта повлияло также снижение покупательской способности российских потребителей, неконкурентоспособность определенной части белорусской продукции по цене и качеству из-за высокого износа основных фондов и отсутствия средств на техническое перевооружение и дополнительные расходы предприятий по содержанию социальных объектов, перекрестному субсидированию затрат в жилищно-коммунальном секторе и населения в части потребления электро- и теплоэнергии, природного газа, воды, услуг городского и железнодорожного транспорта.
За 1999 год объем экспорта строительных услуг составил 20,0 млн USD, что составило 39,2% к уровню 1998 года. Как и в прошлые годы, экспорт строительных услуг был ориентирован в основном на регионы Российской Федерации.
Основными причинами снижения экспорта строительных услуг явились: резкое снижение у российских заказчиков платежеспособности, а также необходимость выполнения доведенных заданий по строительству жилья внутри республики.
Кроме того, продолжает иметь место ряд других проблем, затрудняющих экспорт строительных услуг: обратная конвертация белорусского рубля для закупки местных материалов на территории РФ, оплата транспортных и командировочных расходов осуществляется несвоевременно и по коммерческому курсу.
Указ Президента Республики Беларусь №101 от 24 января 1997 года "О поддержке экспортной деятельности предприятий строительного комплекса Республики Беларусь" с дополнениями к нему в части оказания содействия предприятиям-экспортерам строительных работ в счет погашения долга Беларуси за природный газ в первоочередной покупке на Межбанковской валютной бирже российских рублей в суммах, необходимых для осуществления указанной деятельности, не соблюдается; обязательная продажа 30% валюты по курсу НБ выливается по сути в дополнительный налог; неурегулированность уплаты налогов юридическими лицами Республики Беларусь, осуществляющими хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации, из-за отсутствия методологии бухгалтерского учета налогов и неналоговых платежей, уплачиваемых нашими строительными организациями на территории Российской Федерации за экспорт строительных услуг в балансе резидента Республики Беларусь.
Минстройархитектуры неоднократно поднимало вопрос перед соответствующими государственными органами о необходимости решения указанных проблем, в том числе в рамках разрабатываемой Национальной программы развития экспорта.
Подписано Соглашение о сотрудничестве Минстройархитектуры в области строительства с Правительством г. Москвы, также подписан протокол о сотрудничестве в области строительной деятельности между Минстройархитектуры и Комитетом по строительству, жилищно-коммунальному хозяйству и топливно-энергетическому комплексу Калининградской области.
Проведены переговоры с представителями ОАО "Газпром", во время которых обсуждены предложения ОАО "Газпром" о возможностях ликвидации образовавшейся задолженности Республики Беларусь перед Российской Федерацией за поставленный в республику природный газ путем взаимозачета за оказываемые белорусскими подрядными организациями строительные услуги. Определены точки взаимопонимания, а также обозначены проблемные вопросы, затрудняющие деятельность наших подрядных организаций по реализации намеченных программ строительства на территории России.
Достигнута предварительная договоренность о содействии со стороны ОАО "Газпром" в решении вопросов реализации белорусскими строителями программы строительства на общую сумму не менее 50 млн USD, из которой 23 млн USD составляют объекты социальной сферы и 27 млн USD - объекты газопровода "Ямал-Европа".
Проведены также переговоры с Председателем Госстроя Российской Федерации А.Ш. Шамузафаровым о развитии сотрудничества Минстройархитектуры Беларуси и Госстроя России.
Достигнута договоренность об оказании содействия со стороны Госстроя по вхождению белорусских строителей на рынки подрядных работ российских регионов (Псковской, Смоленской, Брянской, Калининградской и других областей).
Прорабатывается вопрос о возможности участия наших строителей в строительно-восстановительных работах в пострадавших от войны регионах Югославии.
Подготовила Ольга МИКША
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 04 за 2000 год в рубрике экономика