Развязки против пробок
Продолжаем повествование о деятельности ГПИ "Минскинжпроект". Ряд важных для жизни белорусской столицы объектов проектируется дорожным отделом института. В отличие от подземных магистралей они у всех на виду. О создании некоторых из них рассказывает главный инженер проектов отдела О. В. Елисеева.
Транспортная развязка в двух уровнях возникнет на месте переезда через железную дорогу Минск-Москва, расположенного в начале Партизанского проспекта. Переезд в одном уровне - это основа ситуации, называемой "транспортная пробка". На участке значительной протяженности скапливается большое количество транспортных средств. Перегруженность улицы Аранского вызывает вопрос: куда можно сбросить транспортные потоки, стремящиеся в центр? Только на улицы Октябрьскую и Ленина. План развития Минска всегда включал строительство улицы Ленина такой протяженности, какой она станет в результате реализации проекта, о котором идет речь. Для того, чтобы связать Партизанский проспект и существующую часть улицы Ленина, и принято решение о строительстве развязки, в состав которой войдут два путепровода - железнодорожный и автодорожный.
Строительство этой развязки предусматривалось в нескольких пятилетках кряду, но всякий раз откладывалось из-за большой стоимости проектных работ. Помимо того, что в пятно застройки попадает ряд крупных сетей, в данном случае требуется переустройство железной дороги.
Последний вопрос был решен специалистами института за один этап. Были запроектированы временные главные обходные пути, которые позволили направить курсирующие через данную часть городской территории железнодорожные составы в обход стройплощадки.
Улица Ленина пройдет под железнодорожным и автодорожным путепроводами. По автопутепроводу проследует Партизанский проспект - именно так будет выглядеть его пересечение с улицей Ленина.
В соответствии с решением председателя Мингорисполкома В. В. Ермошина уже в июле 1999 г. данный железнодорожный переезд был закрыт и началось строительство обходных путей. Сейчас эти пути готовы. Началось строительство железнодорожного путепровода - забиваются первые сваи крайней опоры. Выполнено шпунтовое ограждение стройплощадки.
Ввод в эксплуатацию железнодорожного путепровода позволит разгрузить улицу Аранского.
Будет решен и вопрос пересечения улиц Аранского и Тростенецкой, где всегда возникали большие транспортные пробки. Сталкивались транспортные потоки, шедшие с ул. Октябрьской через переезд на ул. Тростенецкую и с ул. Аранского на Партизанский проспект и Могилевское шоссе.
Автодорожный путепровод, который будет запроектирован параллельно железнодорожному, переведет этот перекресток в 2 уровня.
В результате получится дорожно-мостовой комплекс, который позволит значительно улучшить качество дорожного движения через данный транспортный узел.
Улица Ленина будет проходить на 7 м ниже железной дороги и Партизанского проспекта. Разумеется, автодорожная часть развязки будет включать съезды с Партизанского проспекта на ул. Ленина.
Одновременно будут осуществлены расширение до 6 полос движения участка ул. Аранского до моста через Свислочь (в настоящее время уже начата реконструкция этого моста), переустройство подъездных веток к ТЭЦ, ликвидация подъездной ветки к кондитерской фабрике "Коммунарка", перспективное развитие трамвайного движения в данной части города. Сейчас трамвайная линия, проложенная по ул. Октябрьской, заканчивается кольцом близ железнодорожного переезда, о котором идет речь. В перспективе предполагается, что она будет продолжена в Серебрянку - по ул. Тростенецкой. Поэтому каждый из путепроводов должен содержать по одному дополнительному пролету для пропуска этой линии.
Как уже было сказано, реконструкция данного транспортного узла сопровождается перекладками большого количества подземных инженерных сетей - теплотрассы, газопроводов, высоковольтных кабелей, кабелей связи. Поэтому в подготовку проекта внесли свой вклад все службы института.
Над внешним обликом путепроводов работали архитекторы ГПИ "Минскпроект". Генпроектировщиком путепроводов в соответствии с результатами тендерных торгов является ГПИ "Минскинжпроект". Однако субподрядчиком, проектирующим железнодорожный путепровод, в данном случае является институт "ПромтрансНИИпроект". А проектирование автодорожного путепровода - за "Минскинжпроектом".
Первым этапом строительства было сооружение обходного пути. Второй этап - строительство железнодорожного путепровода. Третий - продолжение ул. Ленина. Четвертый - строительство транспортной развязки ул. Ленина - Партизанский проспект.
Так как комитетом архитектуры, градостроительства и землеустройства Мингорисполкома был проставлен вопрос нехватки в данном месте автостоянок, возможно, автропутепровод будет запроектирован большей длины для того, чтобы требуемые стоянки смогли разместиться под его крайними пролетами.
Реконструкция развязки и моста через Свислочь по ул. Аранского будут осуществляться одновременно. Объект находится на контроле у мэра города.
Мост через Свислочь существует уже давно и не соответствует современным требованиям ни по габаритам, ни по пропускной способности. Поэтому рядом с ним будет построен еще один мост. По каждому из мостов пройдет по 3 полосы движения в двух направлениях.
Данная реконструкция будет сопровождаться сносом двух ветхих зданий - двухэтажной конторы теплосетей и четырех-этажного жилого дома.
Что же касается ликвидации железнодорожной ветки на "Коммунарку", движение составов по которой уже прекращено (по этой ветке на фабрику подавалась патока), то данный шаг будет компенсирован строительством в Дражне на заводе "Слодыч" специального цеха по приему патоки для "Коммунарки" (и соответственно подъездной ветки). Строительство уже ведется и весьма быстрыми темпами.
Движение грузового транспорта по Партизанскому проспекту, являющемуся предтечей Могилевского шоссе и главным южным выходом из Минска, будет частично сохранено.
Коль скоро разговор заходит о промзоне Шабаны и СЭЗ "Минск", в которые и ведет данная магистраль, то кстати будет упомянуть о том, что промзону пересекает своеобразный дублер Партизанского проспекта - идущая параллельно ему ул. Селицкого. Для того, чтобы снять часть транспортной нагрузки с главной магистрали в районе Минской кольцевой автодороги, необходимо построить соединительную магистраль, включающую путепровод над железной дорогой на станции "Шабаны". Тогда грузовому транспорту, следующему по МКАД, не нужно будет делать лишний конец для того, чтобы попасть в Шабаны через Могилевское шоссе. Поэтому в настоящее время администрация СЭЗ "Минск" занята проектированием соединительной магистрали от ул. Селицкого до ул. Инженерной и путепровода, которое также заказано ГПИ "Минскинжпроект". В случае развязки на ул. Октябрьской - Партизанском проспекте никак нельзя было проектировать эстакаду над железной дорогой, в случае же промзоны это вполне приемлемое решение. Данные магистраль и путепровод будут содержать по две полосы движения в каждую сторону.
Еще ГПИ "Минскинжпроект" сегодня проектирует новую транспортную развязку на пересечении Могилевского шоссе и МКАД. Данное сооружение будет соответствовать современным урбанистическим требованиям, поэтому, в частности, съезды развязки будут расширены до 7 м и освещены. Проектирование расширения самой МКАД до 6 полос движения - это вопрос Комитета по автодорогам Минтранса РБ (исполнителем является проектный институт "Белгипродор"). Расширением же самого Могилевского шоссе занимаются соответственно УКС Мингорисполкома и "Минскинжпроект". Существующий путепровод через Могилевское шоссе шириной 7 м пропускает только по одной полосе движения в каждую сторону, поэтому здесь также будут одновременно произведены реконструкция старого и строительство нового путепроводов.
Интенсивность движения в этом месте - самая высокая в городе. К 2030 г. она ожидается равной на Могилевском шоссе 4000 автомобилям в час в каждом направлении, на МКАД - 2000 автомобилям.
Отметки Могилевское шоссе станут ниже, таким образом оно будет соответствовать всем требованиям дорожных СНиП, касающимся дорог 1-й категории, вписываясь в нормативные кривые (высокие скорости, большие радиусы, более свободное движение). Это же касается и МКАД. Помимо всего прочего, увеличение подмостового габарита позволит исключить имевшее из года в год место разрушение защитного слоя крайних балок пролетного строения стрелами проезжающих внизу подъемных кранов.
В советские времена рост городского подвижного состава был плановым и не превышал 3% в год. Разрешение свободного ввоза автотранспорта сделало этот процесс хаотическим, а нарастание интенсивности транспортных потоков - лавинообразным. В 1999 г. количество автомобилей в Минске выросло вдвое по сравнению с 1990 г. Поэтому нужна реконструкция транспортных узлов, нужны новые развязки.
И даже такие, казалось бы, широкие пространства, как площади, требуют реконструкции. Так, на Северной привокзальной площади, реконструкция которой будет осуществлена вместе с реконструкцией здания железнодорожного вокзала, сегодня вообще нет автостоянок. Проектом реконструкции, над которым также работают минскинжпроектовские дорожники, предусмотрено устройство автостоянок на 150 автомобилей. С ул. Кирова в здание вокзала можно будет попасть через пешеходный переход, трамвайная же остановка будет перенесена за пересечение улиц Бобруйской и Ленинградской. Сквер по ул. Бобруйской будет ликвидирован, трамвайная линия пройдет по его территории, а трамвайное кольцо будет перенесено на территорию сквера - ближе к зданию вокзала. Таким образом будет положен конец торможению движения на площади Мясникова, где на пересечении улиц Бобруйской, К. Цеткин, Мясникова и Советской сегодня также имеет место очень интенсивное движение транспорта. Трамвайные остановки на Северной привокзальной площади будут перенесены к метрополитеновскому подземному переходу. Реконструкция Южной привокзальной площади (ул. Дружная) уже осуществлена также по проекту ГПИ "Минскинжпроект". Теперь здесь есть где развернуться не только автобусам, но и троллейбусам (в перспективе здесь будет и троллейбусное кольцо). Здесь также предусмотрена автостоянка, строительству которой пока мешает единственный оставшийся на площади коттедж. Снос коттеджа пока затягивается.
Из проектов реконструкции всех развязок, о которых шла речь, в первую очередь (в марте 2000 г.) предполагается завершить проект той, что находится на пересечении Могилевского шоссе и МКАД. Весь 2000 г. будет продолжаться работа над проектом реконструкции развязки "Партизанский проспект - ул. Ленина", реализация части которого уже началась (так называемое строительство с колес). Что же касается проекта, связанного с промзоной Шабаны и СЭЗ "Минск", то по причине некоторой паузы в финансировании завершения его можно ожидать не ранее 2001 г.
Сергей ЗОЛОТОВ, фото Сергея ШАРУБЫ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 02 за 2000 год в рубрике инженерное оборудование