Творческим мастерским исполнилось 10 лет


Подводя итоги архитектурной жизни истекшего года, нельзя не вспомнить круглую дату, отмеченную общественностью страны в декабре 1999г.: исполнилось 10 лет деятельности первых персональных творческих мастерских, созданных Союзом архитекторов республики совместно с Госстроем БССР и Минским горисполкомом.



В Республиканском доме архитекторов 21 декабря состоялось торжественное заседание, посвященное юбилейной дате; к событию были приурочены выставка работ мастерских и создание тематического видеофильма.

10 лет назад, не располагая на старте ни финансовой, ни производственной базой, начав практически с нуля, руководители первых творческих мастерских приняли на свои плечи груз сложных взаимоотношений с заказчиками, согласующими, утверждающими и контролирующими службами, преодолевали недоверие на разных уровнях, доказывая результатами труда право на признание. Именно в Минске были созданы первые творческие мастерские архитекторов на территории бывшего СССР, и их яркий пример способствовал возникновению подобной формы свободного творчества и проектной деятельности в России, Украине, Молдове, Узбекистане, других странах СНГ.

Не все складывалось гладко на пути становления творческих мастерских: завершившийся три года назад общий спад объемов проектирования и строительства неблагоприятно отразился на всех его участниках. В связи с невостребованностью профессии проектные институты были вынуждены сокращать численность своих специалистов. Ситуация оказалась чреватой возникновением конфронтации между директорами крупных проектных предприятий и системой творческих мастерских. Искусственно стало формироваться мнение о якобы профессиональной несостоятельности мастерских.

Однако жизнь показала, что, несмотря на имевшие место в период становления отдельные негативные моменты, мастерские не только продемонстрировали возможность плодотворного самостоятельного труда, но и способность создавать многочисленные формы взаимовыгодного сотрудничества творческих мастерских и институтов. Их совместная деятельность принесла положительные плоды, воплощенные в построенных и строящихся объектах.

Анализ деятельности проектного сектора республики показывает, что как крупные проектные организации, так и творческие мастерские в равной степени подвержены проблемам, характерным для данного вида деятельности. Результаты государственной экспертизы проектной документации за 1997-1998 годы (результаты рассмотрения проектной документации по итогам 1999 года еще не обобщены) показывают, что более 65% проектов разрабатывается проектными институтами, 5-6% - творческими мастерскими архитекторов и до 30% - прочими малыми предприятиями при практически одинаковом качестве, о чем свидетельствует процент возврата документации на доработку. При этом, как свидетельствуют результаты международных и республиканских смотров и конкурсов, проекты, разработанные творческими мастерскими, отличаются высоким уровнем архитектуры, новаторством архитектурно-планировочных решений, индивидуальностью образа. Среди творческих удач можно назвать такие градостроительные комплексы, здания и сооружения в г. Минске, как многофункциональный комплекс по ул. Немига-Короля (мастерская Б. Школьникова), здания ресторанов "МакДональдс", жилой дом по ул. Дрозда (мастерская "ТМ-7"), здания банков (мастерская О. Воробьева), жилой дом по ул. Грибоедова, мансарда по пр. Ф.Скорины (мастерская "ТМЖ"), работы мастерских В. Крамаренко, М. Виноградова, Л. Москалевича, Ю. Потапова и других, ставшие заметным явлением в архитектуре города.

Наличие различных форм организации проектного дела характерно как для стран ближнего, так и дальнего зарубежья. Для сравнения: Беларусь насчитывает около 3 тысяч субъектов проектирования, включая 20-25 проектных организаций типа институтов и 145 творческих мастерских, созданных союзом архитекторов. В России из 12 000 проектных предприятий 300 центральных и региональных институтов насчитывают до 400 человек; в среднем же в проектной организации работает около 15 человек, а некоторые насчитывают и пять человек В странах Европы и в США превалируют небольшие специализированные фирмы по 10-20 человек и ограниченное количество проектных организаций до 60 человек.

Как правило, за рубежом функции генерального проектировщика исполняет небольшая архитектурная или архитектурно-конструкторская фирма, а с ней на основе договоров субподряда сотрудничают специализированные организации. Нередко архитектурная фирма исполняет функции заказчика, осуществляя управление проектом - "проект-менеджмент" - на всех стадиях от сбора исходных данных до сдачи объекта под ключ. Эта практика развивается в России, осваивают ее и проектные предприятия РБ различной мощности от институтов до мастерских.

Разнообразие форм организации проектного дела позволяет зодчим избрать для себя роль и место в системе. Архитекторы, нуждающиеся в организации и защите условий своего творчества, предпочитают работать в проектных институтах, где соответствующие службы обеспечивают весь технологический процесс от подготовки договоров с заказчиками и участия в сборе исходных данных до работы со смежными подразделениями. Производственная деятельность руководства институтов направлена, в том числе, на освобождение проектировщиков от рутинной и не входящей в профессиональную компетенцию нагрузки.

Вместе с тем институты являются хорошей школой для специалистов, начинающих свой творческий путь. Здесь проектировщик постигает на практике технологию проектирования, систему взаимоотношений различных профессий, получает помощь коллег.

Не случайно наиболее успешно поставлена работа в тех творческих мастерских, которыми руководят архитекторы, имеющие многолетний опыт работы в проектных институтах.

В отличие от институтов директора мастерских сочетают роль творцов и организаторов. Многие на этом пути значительно преуспели, и из их числа можно было бы формировать резерв кадров для выдвижения на руководящие должности, как это делается в системе крупных предприятий. В то же время, большинство архитекторов стремится сохранить свое творческое и авторское лицо и рассматривают мастерские как средство достижения этой цели.

Практика показала, что талант архитектора не всегда удачно сочетается с талантом руководителя. Вероятно, в основном по этой причине из 200 созданных в течение 10 лет творческих мастерских в строю осталось 145, а из 27 первых предприятий сохранилось 20.

Руководителям созданных в 1989 году творческих мастерских в знак признания ведущей роли в становлении новых форм проектных предприятий, на заседании были торжественно вручены Грамоты Белорусского союза архитекторов.

Подводя итоги многолетней плодотворной деятельности мастерских, участники заседания с удовлетворением отметили, что в республике прослеживается тенденция выбора заказчиком не только проектной организации, но и конкретного архитектора, творческой личности.

Ольга БРЯНЦЕВА


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 02 за 2000 год в рубрике архитектура

©1995-2024 Строительство и недвижимость