Концепция безопасности берлинского аэропорта


"Securitas" совместно с Федерацией пограничной службы на практике применяет новую концепцию безопасности для Берлинского аэропорта.


Уже далеко за полдень в Берлинском аэропорту Отто-Лилиенталь (Otto Lilienthal), больше известном как Берлин-Тегель (Berlin-Tegel), пассажиры спешат на рейс Берлин-Лондон. В зал ожидания все прибывают и прибывают люди вместе со своим багажом. Для сотрудников службы безопасности нет времени даже перевести дух. В аэропорту столицы царит напряжение.

Аэропорту Тегель в его современной форме 25 лет. Когда он был введен в эксплуатацию в 1974 году, многие считали, что его пропускная способность была слишком большой. Тогда он был спроектирован и построен для 2,1 млн жителей Западного Берлина и должен был обеспечить для них, обнесенных стеной, беспрепятственную связь с внешним миром. Аэропорт обеспечивал удобные взлет и посадку для 6 млн пассажиров.

Однако строительство этого аэропорта имело также и политическую подоплеку. Согласно транзитным соглашениям 1972 года, жители Западного Берлина беспрепятственно могли по транзитным коридорам проникать на территорию ФРГ и возвращаться обратно. Тегель оказался для этого слишком большим. Тогда существовал центральный аэропорт в Темпельхофе (Tempelhof), британские оккупационные силы поддерживали аэропорт в Гатов (Gatow). К тому же дешевизна Восточно-берлинского аэропорта Шенефельд (Schoenefeld) привлекала туристов из Западного Берлина.

Но времена изменились. После падения стены в объединенном Берлине насчитывается около 5 млн человек. Город в политическом и экономическом планах обретает все большее значение и поэтому для туристов, бизнесменов, политиков представляет растущий интерес. В связи с этим возникли проблемы. Прежде всего для аэропорта, а также для людей, работающих в нем - например, для сотрудников службы безопасности.

В 60-е годы, когда были сделаны только первые наброски аэропорта Тегель, едва ли кто-то задумывался о безопасности в аэропорту, в лучшем случае, об обеспечении надежной посадки. Так возник аэропорт с современным залом для регистрации и обслуживания пассажиров, который позволяет каждому практически "въезжать" в пункт регистрации. Однако для контроля безопасности достаточно места не запланировали.

Все это не имело особого значения, пока обстановка оставалась спокойной и контролируемой. Теперь же здесь царит напряжение. И неслучайно, ведь сегодня аэропорт вместо запланированных 6 млн пассажиров обслуживает до 9 млн, что перегружает его на 50%.

И в этих условиях фирма "Securitas" отважилась взять на себя функции обеспечения безопасности в аэропорту. С 1 января 1997 года сотрудников фирмы, одетых в жакеты с тремя красными кругами, можно встретить повсюду в здании аэропорта и на подступах к нему. Однако спустя некоторое время после начала своей службы в аэропорту фирма "Securitas" чуть было досрочно не закончила исполнение своих обязанностей. Всему виной случай, детали которого до сих пор до конца не известны.

В январе боснийскому кровельщику Salko Loncaric удалось после взлета с аэропорта Тегель захватить самолет австрийской авиакомпании. Затея авантюриста прошла успешно. Это вызвало бурю в средствах массовой информации. Шеф фирмы "Securitas" был вынужден противостоять перекрестному огню общественности. Осужденный на 7 лет заключения Loncaric 29 декабря 1998 года покончил жизнь самоубийством в местах лишения свободы.

Для фирмы "Securitas" случай с воздушным пиратом послужил стимулом к тому, чтобы приложить дополнительные усилия в новой сфере занятости.

В 1997 году фирма начинала с 260 сотрудников, задействованных в обеспечении безопасности в аэропорту. Сегодня их порядка 390. Часть из них подчинена Федеральной пограничной службе (ФПС), которая постоянно вводит в эксплуатацию новые сооружения. При осуществлении посадки пассажиров в самолет постоянно задействованы две группы по пять контролеров на каждом из посадочных переходов. Обе группы непосредственно подчинены одному служащему-руководителю.

Группы постоянно меняются. При этом одни заняты контролем багажа, загружаемого в багажное отделение самолета, другие в это время находятся у входа. Здесь все пассажиры должны подвергнуться контролю. На первой стадии вся ручная кладь должна быть определенным образом уложена на ленточный транспортер, чтобы это не создавало препятствий при просвечивании багажа рентгеновскими лучами. Следующей и, пожалуй, самой сложной задачей во время просвечивания является моментальное выяснение наиболее подозрительных объектов.

Тем временем пассажир проходит через специальный шлюз, который осуществляет своего рода предварительный отбор. Если не последовал звуковой сигнал, значит, пассажир не имеет при себе предметы металлического происхождения. Как правило, для него контроль на этом заканчивается. Но не всегда. Посредством еще одного устройства - ручного детектора дополнительно подвергается контролю также и "не содержащие металла" пассажиры.

Причем все происходит в довольно тесном помещении в далеко не идеальных условиях. Кроме того, не каждый пассажир сразу понимает, зачем при входе в шлюз нужно ставить ногу на пластиковую подставку. Ему приходится объяснять, что это делается ради предотвращения непосредственного воздействия на индукционные элементы, которые вмонтированы в бетонный пол в виде арматуры, и тем самым избежать ложных сигналов.

Еще один момент - это фактор времени. Например, "не-шенгенский" рейс в Турцию. За 60 минут до взлета объявляется посадка, самолет рассчитан на 240 пассажиров, у каждого в среднем 1,6 единиц багажа, всего 400. Итак. Если подсчитать, то для контроля каждого багажного места требуется 9 секунд. Кроме того, за минуту должны быть проверены еще 4 пассажира.

Несомненно, вся процедура контроля должна быть проработана до мелочей, дабы не спровоцировать задержки в воздушном сообщении. Чудеса современного прогресса делают к тому же жизнь контролеров еще более тяжелой. Каждый мобильный телефон должен быть дополнительно исследован на предмет соответствия своему содержанию и назначению посредством проверки его функциональных способностей. Все "хэнди" и ноутбуки перед отправкой багажа на рентгеновское просвечивание должны быть предварительно извлечены из багажа и проверены на предмет соответствия своей формы предполагаемому содержанию. Все это проделывается из-за учащения случаев использования корпусов портативных компьютеров для провозки различных вещей, для которых компьютеры изначально производителями как таковые не задумывались.

Для решения постоянно растущих требований безопасности в аэропорту фирмой "Securitas" совместно с ФПС была разработана система обучения и подготовки кадрового состава службы безопасности.

Весь период подготовки составляет три недели теоретического курса и три недели практики, непосредственно в режиме live, то есть в аэропорту. Одним из элементов теоретической подготовки является работа с тренажером рентгеновского просвечивания багажа пассажиров. Контролер должен за считанные секунды изучить то, что у него отображается на мониторе, и в случае наличия подозрительного объекта кликнуть по нему мышкой, при этом программа теста требует 100-процентного совпадения между тем, что "задумал" компьютер и тем, какие действия произвел испытуемый. Таким образом, после теоретических и практических тестов проверок из 25 кандидатов 1/3 часть отсеивается. Но на этом испытание для будущих секьюрити не заканчивается. Согласно требованиям ФПС, прежде чем приступить к исполнению своих обязанностей, они должны выдержать экзамен самой ФПС. Подобная практика была применена в Германии впервые. Теперь кандидаты в секьюрити участвуют в процессе контроля вместе с сотрудниками ФПС, что позволяет приобрести им практические навыки, а фирме "Securitas" позволяет сэкономить на обучении и подготовке кадров.

Сталкиваться с взрывными устройствами или огнестрельным оружием приходится в редких случаях. Но сотрудники "Securitas" тем не менее не скучают у своих мониторов. Так, недавно приключился такой случай: тревогу вызвала дымящаяся сумка. Были соблюдены все меры безопасности, была вызвана пожарная бригада и сотрудники ФПС, но все было не так страшно. Просто профессиональный ныряльщик забыл выключить подводный фонарь перед тем как положить его в сумку. Фонарь сильно нагрелся и вещи, лежавшие в сумке, начали тлеть. Лишь благодаря бдительности сотрудников фирмы "Securitas" удалось избежать более серьезных последствий.

Сотрудники службы безопасности неустанно следят за тем, чтобы соблюдались законы о безопасности воздушного движения. Конечно же, речь не идет об обнаружении "воздушных пиратов", хотя это тоже является неотъемлемой частью обязанностей "Securitas". Из багажа должно быть изъято все, что в случае катастрофы может увеличить ее размеры: речь идет о легко воспламеняющихся веществах (к примеру, лаках). Опасными считаются также небольшие газовые баллоны для походных кухонь, баллончики с углекислой кислотой, используемые для получения газированной воды. Но изъятие из багажа опасных вещей - не просто дело техники, это еще и постоянное напряжение. Ведь тут важно учитывать еще и психологические моменты. Вещи, изымаемые службой безопасности у пассажиров, не берутся на сохранение, они просто не возвращаются своим владельцам. Это вызывает дополнительные проблемы в общении с пассажирами.

"Время - деньги". И эта фраза, как нигде более, применима к аэропорту. Сотрудникам службы безопасности необходимо обеспечить высокую степень безопасности полетов и в то же время не спровоцировать сбой в системе и расписании полетов. В распоряжении службы контроля находится совершенное рентгеновское оборудование и компьютерная система. Сумки, которые наполнены всякого рода одеждой, не отображаются на мониторе, что значительно облегчает задачу сотрудникам, стоящим у экранов.

Для контроля бдительности службы безопасности аэропорта по инициативе ФПС проводятся учения, когда один из проверяемых пассажиров - подставной, и в его багаже далеко не небезопасный груз. Такого рода проверки не дают контролерам расслабиться, поэтому им все время надо быть начеку. В противном случае можно поплатиться рабочим местом и подпортить репутацию самой "Securitas".

Особо примечательной при этом является проверка на Little Joe. Под этим милым названием скрывается револьвер, который можно легко спрятать под пряжкой ремня, а в роскошном бумажнике также может скрываться огнестрельное оружие. Поэтому эти элементы подвергаются дополнительному, в том числе и электронному, осмотру.

Это радует, безусловно, не каждого. Рассерженный человек представительного вида жаловался на то, что, видите ли, его драгоценный бумажник уже во второй раз за все путешествие нужно обернуть в пластиковую оболочку, чтобы отправить его на рентгеновское обследование. Зачастую это даже заканчивается написанием жалоб на "Securitas".

Около 400 официальных делегаций в год в среднем отправляются из этого аэропорта, и практически каждая красноречиво заявляет о том, что в результате политических преобразований этот аэропорт стал аэропортом №1 во всей Германии. Обеспечение же безопасности в аэропорту такого масштаба лишний раз свидетельствует о профессионализме "Securitas".


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 01 за 2000 год в рубрике безопасность

©1995-2022 Строительство и недвижимость