Искра электричества
Продолжая серию публикаций о деятельности созданного 25 лет назад ГПИ "Минск-инжпроект", необходимо напомнить о том, что послужило предпосылкой к его созданию. Дело в том, что в феврале 1972 г. в Минске родился миллионный житель. После достижении численности населения белорусской столицы миллионной отметки и назрела необходимость создания специализированной проектной организации, выпускающей проекты инженерной инфраструктуры города на современном уровне, сравнимом с уровнем зарубежных городов. Поэтому такой институт, как ГПИ "Минскинжпроект", и был создан во исполнение решения Совмина БССР.
Разумеется, в состав прочих служб института вошел и электротехнический отдел, костяк которого составили бывшие специалисты-электрики ГПИ "Минскпроект". У истоков формирования отдела стояли его первый начальник А. И. Васильев, главные специалисты Л. А. Угринович, Н. А. Иона, В. И. Нисенбаум, В. К. Шакало.
При практически не изменившейся численности населения электроотдела (44 человека в 1975 г., 40 человек в 2000 г.) средний возраст специалистов увеличился с 30 до 47 лет. Увы, это есть проблема не только данного отдела и не только данной проектной организации.€
Итак, для решения задач электротехнического проектирования в отделе были созданы специализированные группы - электротранспорта, электроснабжения, наружного освещения, электрооборудования и автоматики, телефонизации и радиофикации, антикоррозионой защиты подземных сетей, а также группа сметных расчетов.
Группа электротранспорта
Группа занимается проектированием строительства и реконструкции контактной сети трамваев и троллейбусных линий в Минске.
За четверть века существования института группой транспорта запроектированы две трамвайные линии (в микрорайон "Серебрянка" и по ул. Чапаева от ул. З.Бядули до ул. Козлова), 45 новых троллейбусных маршрутов (до этого существовало 14), 62 новые тяговые подстанции (до этого существовало 19), свыше 500 км кабельных линий, около 1000 км контактных сетей в однопутном исчислении, что сопоставимо с расстоянием до Берлина, контактные и кабельные сети четырех из пяти троллейбусных депо Минска.
Проектировать в густо начиненном инженерными сетями городе вообще непросто, еще сложнее проектировать в нем контактные сети. А таких уникальных узлов, как перекресток улиц К. Цеткин, Кальварийской и Тимирязева, или перекресток ул. Гурского и проспекта Дзержинского, или пересечение улиц Ванеева и Кабушкина с Партизанским проспектом, нет нигде на всем постсоветском пространстве.
Накануне наступления 2000 г. отдел выдал проектно-сметную документацию на строительство троллейбусных линий в микрорайоны Уручье - 4,5 и Малиновка-".
В стадии разработки проект троллейбусной линии, которая пройдет по ул. Одинцова, соединяющей улицы Бельского и Тимошенко.
Собираются исходные данные для проектирования разворотного кольца троллейбусов в районе автостанции Автозаводская, необходимого для обеспечения подвоза жителей улицы Ангарская к строящейся станции метро Могилевская.
Создавал группу талантливый инженер Н. А. Иона. Под его руководством выполнен проект трамвайной линии в микрорайон Серебрянка, проекты троллейбусных линий в микрорайон Зеленый луг-2, по улицам Богдановича и Кольцова, по ул. Калиновского в микрорайон Восток, по ул. Казинца в микрорайон Курасовщина, по ул. Орловской и проспекту Пушкина, по проспекту Жукова, по улицам Филимонова и Радиальная в микрорайон Дражня, по пр. Дзержинского в микрорайон Юго-запад-1, контактные линии троллейбусных депо №3 и 4.
Группа электроснабжения
В настоящее время система электроснабжения Минска находится в довольно сложном положении. С одной стороны, энергетическое оборудование стареет. Например, более 30% 110-киловольтных сетей города имеет срок службы 30 лет и более. Примерно 35% электросетей напряжением 10 и 0,4 кВ, которые непосредственно подводят электроэнергию к жилым районам и промышленным предприятиям, также выработало свой ресурс.
С другой стороны, имеет место значительный рост энергопотребления коммунально-бытовым сектором города. Как показывает статистика, данный параметр ежегодно увеличивается более чем на 10%. Очень часто эти растущие нагрузки ложатся на уже действующие сети. Мало того, что сети эти перегружены - вследствие износа низки их показатели.
Все это обусловливает определенную сложность стоящих перед проектировщиками-электриками задач. Так или иначе, возникающие по мере поступления заказов проблемы решаются в рабочем порядке. В итоге рождаются такие наиболее крупные и сложные разработки, как проекты внеплощадочных сетей электроснабжения жилых районов, станций метрополитена, объектов производственных объединений Минскводоканал и Минскочиствод, котельных, а также промышленных предприятий города.
Наряду с традиционными оборудованием, силовыми кабелями и трансформаторными подстанциями группа электроснабжения широко внедряет новые решения и изделия. Из наиболее значительных и перспективных хотелось бы выделить три направления.
Так, впервые в Минске было освоено применение в проектах 110-киловольтных кабельных линий, что имеет большое значение при размещении подстанций в районах большой плотности застройки, находящихся в центральной части города. Также впервые проектировщиками-минскинжпроектовцами стали применяться однофазные 10-киловольтные кабели с пластмассовой изоляцией.
На очереди внедрение нового типа городской трансформаторной подстанции, разработка которой будет осуществляться в творческом сотрудничестве с ГП "Минскпроект".
Группа наружного освещения
Институт "Минскинжпроект" является основным разработчиком осветительных установок строящихся и реконструируемых улиц, дорог, скверов, а также архитектурно-декоративного освещения Минска.
Освещение в вечернее и ночное время стало столь естественной частью нашей жизни, что мы воспринимаем его как нечто само собой разумеющееся. Освещение интересует жителей города или поселка только тогда, когда оно не работает.
Проблемы освещения заслуживают самого серьезного подхода, и все решения в данной области должны тщательно взвешиваться. Проектируя любую осветительную установку, необходимо помнить о таких наиболее серьезных аспектах, как экономичность предлагаемого решения, его надежность и, разумеется, эстетичность.
Хорошо выполненное, соответствующее нормам освещение обеспечивает безопасность дорожного движения, предупреждает преступность, создает ощущение комфорта, не искажает облик архитектурных сооружений.
Ощущение зрительного дискомфорта от неудачного распределения яркостей в поле зрения, приводит к визуальному хаосу, ставит проблему не только экологического, но и художественно-композиционного характера. Зрительный дискомфорт, увы, свойствен для большей части территорий наших городов в темное время суток. Он возникает от недостатка света, от чрезмерных контрастов и слепящих источников, попадающих в поле зрения человека.
Для создания полноценной в художественном отношении светоцветовой среды и благоприятной психологической атмосферы в ней должны быть решены задачи утилитарного освещения и экологические вопросы. Это вытекает из природы зрения, ибо преимущественно визуально человек познает окружающий мир, взаимодействует с ним и чутко реагирует не только на светоцветовой комфорт, но и на красоту мира. Задача формирования эстетической светоцветовой среды есть задача не только светотехническая, но и архитектурно-градостроительная.
На состоянии наружного освещения Минска негативно сказалась существовавшая в последние годы недооценка влияния состояния наружного освещения на жизнь города, на обеспечение безопасности движения транспорта и пешеходов, поэтому финансирование наружного освещения велось по остаточному принципу. Так как устройство сети наружного освещения ведется на окончательной стадии строительства при благоустройстве объекта, у заказчика очень часто уже не остается на выполнение работ по данному разделу проекта ни времени, ни денег.
К счастью, в последнее время отношение к сетям наружного освещения несколько изменилось (возможно, благодаря тому, что некоторые руководители города побывали за рубежом).
Важным является и то, что в последнее время строители стали более ответственно относиться к сетям наружного освещения.
При проектировании сетей наружного освещения приходится сталкиваться с отсутствием как типового альбома опор и кронштейнов, так и программ светотехнических расчетов. Расчеты же эти (особенно расчет прожекторов) являются чрезвычайно трудоемкими, поэтому во всем мире они уже давно автоматизированы. Чем быстрее это произойдет в ГПИ "Минскинжпроект", тем эффективнее станет работа группы наружного освещения.
Выбор опор и кронштейнов небогат. Это железобетонные опоры 06 А и СЦс (и те, и другие - высотой 9,5 м) и металлические опоры для контактной сети. И практически всего один вид кронштейнов.
Каждый проект содержит возможность сравнения различных вариантов светотехнических расчетов. Так, для освещения территории вокзала железнодорожной станции "Минск-Пассажирская" (ул. Бобруйская) было просчитано 4 варианта освещения.
В связи с тем, что в республике большое внимание уделяется энергосбережению, группа, проектируя освещение, старается применять экономичные источники света.
В настоящее время ею выполняется проектирование наружного освещения большого участка окружной дороги, транспортных развязок в двух уровнях улиц и дорог микрорайонов города.
На многих ответственных объектах вместе с проектировщиком-светотехником работают архитекторы. К таким объектам, большинство из которых находится в стадии строительства, относятся реконструкция привокзальных площадей по улицам Бобруйской и Дружной, улицы Кальварийской, территории, примыкающей к Гостеатру музкомедии РБ, а также застройка парковой зоны по проспекту Олимпийскому.
В итоге в "Минскинжпроекте" было разработано несколько разновидностей металлических опор высотой от 5 до 9 м для консольных и подвесных светильников, неординарные кронштейны для установки светильников.
Такие металлические опоры могут заменить высокие железобетонные опоры, торшеры для освещения удаленных тротуаров, местных проездов, дворовых территорий. Причем металла в данных металлических опорах используется гораздо меньше, чем в существующих железобетонных опорах. Новые опоры и кронштейны успешно изготавливают предприятие "Мингорсвет ", мастерские при УДМСи Б. Также в институте разработаны элементы крепления щитков электрооборудования для всех опор, дверцы, закрывающие электрооборудование, оборудованные единым замком (ключи хранятся в предприятии "Мингорсвет").
По проектам института выполнено освещение не только практически всех дорог Минска (проспекты Скорины и Машерова, дороги в микрорайонах), автостоянок, автозаправочных станций, проездов на территориях коттеджных застроек, но и освещение территории у Кафедрального собора св. Павла (в том числе большой иконы у входа в собор). Также специалисты группы выполняют работы по проектированию сетей всех светофорных объектов.
Группа электрооборудования и автоматики
Группа разрабатывает проекты электропитания силового оборудования и внутреннего электроосвещения сооружений, автоматизации технологических процессов добычи, подготовки, очистки и подачи потребителям питьевой воды, перекачки и очистки сточных вод города, диспетчеризации территориального рассредоточения объектов, обеспечивающей дистанционное управление и круглосуточный контроль состояния оборудования, коммерческого учета и регулирования тепловой энергии для сооружений коммунального и производственного назначения, а также светофорного регулирования дорожного движения Минска.
Электротехническая часть проектов множества минских сооружений коммунального назначения была также выполнена этой группой. Речь идет о водопроводных насосных станциях 1-го и 2-го подъема (водозаборы "Дражня", "Боровляны", "Островы", "Зеленовка", "Волма", "Зеленый Бор"), городских повысительных насосных станциях, хлораторных, тепловых повысительных насосных станциях, котельных, ЦТП, городских канализационных насосных станциях (с полной автоматизацией всех технологических процессов с учетом работы их без постоянно присутствующего обслуживающего персонала), а также канализационных насосных станциях 2-го подъема (КНС №№ 19, 24 и 30) с высоковольтным оборудованием.
Запроектирована электротехническая часть действующих очистных сооружений 1-й очереди Минской станции аэрации. Выпущены проекты очистных сооружений расширения МСА. Сюда входят сооружения решеток и песколовок, отстойники, насосные станции сырого осадка, насосные станции активного ила, аэротенки, воздуходувная станция, цех подготовки и цех обработки осадка с импортными центрифугами. Последний из названных объектов построен и действует, остальные строятся.
В разрабатываемых проектах применяются новые технические решения и материалы, современное электрооборудование как отечественных производителей, так и производителей ближнего и дальнего зарубежья.
В последнее время наибольший упор делается на применение энергосберегающих и экологически безопасных материалов и оборудования
Проектирование электротехнической части светофорных объектов, которым оборудованы минские перекрестки, представляется наиболее ответственным направлением деятельности группы. Кстати, специалистами ГПИ "Минскинжпроект" запроектированы почти все светофорные объекты города.
Группа телефонизации и радиофикации
Группа проектирует сети телефонизации и радиофикации объектов строительства как в Минске, так и в пригородной зоне. Иногда приходится выполнять проекты внешних сетей телевидения, диспетчеризации.
Современная жизнь без телефона немыслима. Поэтому группе приходится работать как с отдельными административно-хозяйственными и жилыми зданиями и сооружениями, так и с большими жилыми районами города. Специалисты группы участвовали в разработке проектов застройки всех микрорайонов Минска - и тех, застройка которых давно завершена, и тех, застройка которых в разгаре, и тех, которые только начинают застраиваться. Это жилые кварталы Зеленого Луга, Уручья, Чижовки, Серебрянки, Запада, Юго-Запада, Сухарево и Лошицы.
До определенного времени установка телефона в частном доме минчанина не была технически возможной - не хватало номерной емкости телефонных станций. Однако сегодня быстрое развитие информационных сетей способствует телефонизации частного сектора. Как только это стало возможным, группа приступила к разработке соответствующих проектов. Сейчас телефонизированы все дома частного сектора в кварталах улиц Червякова и Орловской, Сморгонского тракта, дома по улицам Богдановича и Севастопольской. Закончена телефонизация поселка Озерище, не так давно вошедшего в городскую черту. К концу 2000 г. будут телефонизированы все дома поселка Степянка.
Сотрудники группы связи участвуют в разработке каждого проекта реконструкции и благоустройства улиц и дорог города. Самыми интересными (и самыми сложными) представляются проекты транспортных развязок, пешеходных тоннелей, станций метрополитена.
А вообще 25 лет работы группы - это не то что сотни, это тысячи запроектированных объектов. Всего пять человек в ее составе, но силы им придает не только то, что сегодня они могут опереться на накопленный опыт, но и сознание того, что благодаря им с каждым днем все больше минчан получает возможность общения на расстоянии.
Группа антикоррозийной защиты
Задача группы - обеспечение антикоррозийной защиты всех стальных инженерных коммуникаций, проложенных в земле и имеющих с ней непосредственный контакт. Группа АКЗ выполняет проекты защиты сетей газоснабжения, водоснабжения, теплоснабжения, кабелей связи, электрических кабелей. За 25 лет существования ГПИ "Минскинжпроект" ею запроектировано около 400 защитных установок. Это и новые установки, и реконструкция существующих, и вынос из зоны строительства. Наиболее значимые объекты находятся во вновь проектируемых микрорайонах (Сухарево, Малиновка, Юго-Запад, Красный Бор, Лошица). Сюда же можно отнести защиту сетей, идущих вдоль трасс метрополитена, сетей гостиницы "Юность", Дворца спорта и объектов строительства фирмы "Забудова", а также сетей частного сектора. Основная зона проектирования - Минск и Минский район. Хотя и в других регионах Беларуси довольно часто просят выполнить работы по защите подземных сетей.
За время работы группы на ее счету не было ни одной рекламации, ни одного срыва.
К сожалению, расчет стоимости производится по сборнику цен 1982 года, который безнадежно устарел и не учитывает существующие (и возросшие) затраты.
Группа сметных расчетов
Документация, являющаяся плодом труда проектантов, не зря называется проектно-сметной.
Смета является конечной вехой процесса проектирования, поэтому нет нужды доказывать жизненную необходимость сметной службы для проектной организации.
Взгляд с капитанского мостика
Что сегодня тревожит начальника электротехнического отдела ГПИ "Минскинжпроект" А. В. Кушеля?
Во-первых, неуклонное старение отдела. Слишком мал приток молодых специалистов. В данном случае это имеет место не только по причине не всегда удовлетворяющего уровня оплаты труда, но и в силу специфики данной области проектного дела. Накапливание молодым специалистом опыта в этой области происходит особенно медленно.
Во-вторых, несоответствие уровня оплаты труда специалистов по электроснабжению и авоматике, а также по наружному освещению их фактическим трудозатратам.
В третьих, медленная компьютеризация труда проектировщиков. Они не обеспечены компьютерными программами ни по одному из направлений работы отдела.
Существует и следующий философский аспект.
Такая сторона производственной жизни, как социалистическое соревнование, канула в небытие вместе с СССР. Однако Александр Всеволодович уверен: в определенном виде система подведения итогов не только производственной деятельности, но и социального бытия вполне совпадает с требованиями рыночной экономики. Если специалист не только хорошо работает, но и хорошо выглядит (что в той или иной степени является отражением его внутренней сущности), если его поведение отвечает канонам нравственности, то это только помогает ему более выгодно продавать свой труд и труд своих коллег. Это - часть сферы, именуемой менеджментом и маркетингом, и западный босс, осуществляя грамотное руководство своими подчиненными, совершено справедливо требует от них соответствия принятым нормативам. Иное дело, что право оценки деловых качеств работника не должно принадлежать дилетанту.
В заключение было бы нелишне отметить, что личный состав электроотдела ГПИ "Минскинжпроект" представляет собой отряд специалистов высокой квалификации, которая позволяет этим специалистам справляться с заказами электротехнического профиля любой сложности.
Сергей ЗОЛОТОВ,фото Сергея ШАРУБЫ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 01 за 2000 год в рубрике инженерное оборудование