Брест подвел итоги реализации областной программы по энергосбережению


Как мы уже сообщали, 16 декабря 1999 года в Бресте состоялся научно-практический семинар "Реализация энергосберегающих мероприятий в строительном комплексе Республики Беларусь". В этом номере мы знакомим наших читателей с докладом Юрия Подковко, начальника Брестского областного управления по надзору за рациональным использованием ТЭР.

Как отметил Ю. Подковко, в условиях недостаточной обеспеченности собственными топливно-энергетическими ресурсами в республике разработана и реализуется политика, основанная на модернизации и трансформации всего топливно-энергетического комплекса, совершенствования схемы управления этим комплексом, снижении энергоемкости всех видов продукции, разработке и внедрении в народном хозяйстве ресурсо- и энергосберегающих технологий.

Проблема энергоэффективности или энергосбережения является одной из первоочередных. Это приоритет государственной политики и направление в развитии экономики, дающее заметные финансовые выгоды для общества в целом и для каждого жителя Беларуси.

В то же время энергосбережение - не самоцель, это один из путей повышения эффективности нашего народнохозяйственного комплекса, это, по сути, еще один "источник энергии" для страны, не бесплатный, но на данном этапе один из самых дешевых.

Суть энергосбережения - не в ограничении ТЭР, а в эффективном использовании энергоресурсов (за счет внедрения новых современных технологий, оборудования и материалов, исключения потерь) при одновременном улучшении условий жизни человека и условий хозяйствования предприятия.

Например, раньше в энергетике на выработку 1 кВт/ч затрачивалось 300 граммов топлива, сейчас - 270 граммов, а возможно снизить потребление топлива до 240-250 граммов.

Как известно, президентом поставлена задача увеличить прирост валового внутреннего продукта в 1998-2000 годах без увеличения энергопотребления. И хоть эта задача непростая, но выполнение ее реально, для этого есть резервы и возможности.

Так, в июле 1998 года принят Закон "Об энергосбережении", который регулирует отношения субъектов хозяйствования в сфере энергосбережения и устанавливает правовые основы этих отношений. Закон многогранен, и его нормы поощряют проведение эффективной энергосберегающей политики и предусматривают экономические санкции за расточительное и нерациональное использование топлива и энергии. Осуществление государственного надзора за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов является одним из основных принципов государственного управления в сфере энергосбережения и направлено на достижение максимальной эффективности использования ТЭР при существующем уровне развития техники и технологии.

О работе инспекции Брестского областного управления по надзору за рациональным использованием ТЭР

Далее Ю. Подковко сообщил о том, как строится работа инспекции управления. Это три основных направления - комплексные проверки субъектов хозяйствования с выездом на предприятия, проверка отчетной документации и проверка предписаний. Также проводится методическая работа при выездах в закрепленные районы в городских исполкомах на совещаниях с представителями рабочих и оперативных групп по режимам теплоснабжения, по ведению отчетной документации и нормированию.

Так, за 11 месяцев текущего года инспекцией управления проведено 238 субъектов хозяйствования и 126 котельных, выдано 529 предписаний, 295 из которых по фактам нерационального использования, 139 по доработке организационно-технических мероприятий, направленных на выполнение доведенных показателей по энергосбережению. Остальные - по ненормированному использованию энергоресурсов и отсутствию приборов учета.

Экономия по предписаниям нерационального использования энергоресурсов составляет 5 426,5 т условного топлива. Ведется учет предписаний, из которых 183 выполнены. По фактам нарушений составлено 162 протокола, по которым в фонд "Энергосбережение" поступило 11 258,1 млн рублей.

Основными нарушениями рационального использования топливно-энергоетических ресурсов являются: нарушение режимов горения топлива в топках котлоагрегатов, неполная утилизация тепла непрерывной продувки, утечки пара через неплотности соединения и арматуру, нарушение или отсутствие тепловой изоляции трубопроводов и оборудования, невозврат конденсата, неиспользование вторичных энергоресурсов, недозагруженность энергоиспользующего оборудования, отсутствие приборов учета отпуска теплоэнергии котельными и несоответствие их показаний с отчетными данными, использование теплоносителя пара на нужды обогрева и вентиляции, недопустимые потери в тепловых сетях и неудовлетворительного состояния тепловой изоляции, перерасход ТЭР сверх установленной нормы, неконтролируемый режим освещения.

О реализации программы по энергосбережению на предприятиях Минстройархитектуры

Ю. Подковко сообщил о проверках 10 предприятий Министерства архитектуры и строительства, в ходе которых выяснилось, что на ЖБК г. Березы, "Барановичидрев", ЖБК Ляховичи отсутствовали приборы учета отпуска тепловой энергии. К предприятиям применены экономические санкции на сумму 478,064 млн рублей.

На ОАО "Барановичидрев" после реконструкции по программе "Энергосбережение" демонтирован котел ДКВР 10/13 и установлен котел ДЕ 25/14 для сжигания древесных отходов. Таким образом, в текущем году предприятие полностью отказалось от потребления газа. В настоящее время ведутся работы по установке турбогенератора мощностью 600 кВт. Также осуществляется автоматизированный контроль режима работы сушильных камер.

Как отметил Ю. Подковко, одним из важнейших элементов энергосбережения является нормирование расходов ТЭР для котельных. В области насчитывается около 1300 котельных, из них 93 котельных с суммарной производительностью котлоагрегатов 10 Гкал/ч и выше, 190 котельных от 3 до 10 Гкал/ч и более 1000 котельных до 3 Гкал/ч.

Из общего числа котельных 290 работают на природном газе, 180 - на жидком топливе, остальные - на твердом. Основной задачей нормирования ТЭР котельных является наиболее полное и эффективное их использование. Нормы следует рассматривать как максимально допустимые для отпускаемой от котельной единицы тепловой энергии. Анализ работы котельных показывает, что владельцами котельных еще не уделяется должного внимания вопросам учета и экономии потребления топлива и электроэнергии. Почти пятая часть котельных не имеет счетчиков электроэнергии, лишь треть оборудована приборами учета топлива и только около 15% оснащены приборами учета отпускаемой энергии.

Постановлением Совета Министров определены конкретные сроки оснащения котельных приборами учета ТЭР. Уже сегодня котельные производительностью 3 Гкал/ч и выше должны иметь эти приборы, а до 1 октября 2000 года - полностью все котельные. Следует напомнить, подчеркнул Ю. Подковко, что за ненормированное потребление или отсутствие приборов учета ТЭР в соответствии с постановлениями правительства следуют штрафные санкции.

О выполнении областной программы энергосбережения

В соответствии с Положением о порядке разработки и выполнения республиканской, отраслевых и региональных программ энергосбережения Брестским облисполкомом с участием Управления на 1999 год разработана областная программа энергосбережения с целью реализации основных направлений энергосбережения и выполнения доведенного в области задания по снижению суммарного потребления ТЭР на 293 тыс. т у.т. и увеличении использования местных видов топлива на 40 тыс. т у.т., сокращению использования импортируемых природного газа, нефтепродуктов, угля.

В областную программу вошли мероприятия по таким основным направлениям, как замена неэффективных котлов на более экономичные; замещение местными видами топлива и горючими отходами производства импортируемых видов топлива; внедрение нового энергосберегающего оборудования; оснащение потребителей ТЭР приборами группового и индивидуального учета и регулирования; применение для теплотрасс труб с предварительной тепловой изоляцией; увеличение термосопротивления ограждающих конструкций существующего жилого фонда, зданий и сооружений; использование нетрадиционных возобновляемых источников энергии.

Мероприятиями охвачены все основные потребители ТЭР: жилищно-коммунальное хозяйство; предприятия облсельхозпрода; социальная сфера; бюджетные организации; промышленные предприятия; энергосистема области.

Программой предусмотрено выделение на долевой основе средств инновационного фонда концерна "Белэнерго" в размере 756,6 млрд рублей. Кроме того, предусмотрено выделение льготных банковских кредитов в размере 104 млрд рублей. Ожидаемый годовой экономический эффект от внедрения мероприятий программы - 118 тыс. тонн условного топлива.

Тем не менее, как сообщил Ю. Подковко, сложное финансовое положение энергосистемы области, большая задолженность потребителей за электрическую и тепловую энергию, текущие неплатежи привели к тому, что за 11 месяцев из фонда концерна "Белэнерго" на реализацию мероприятий программы направлено значительно меньше средств, чем было запланировано. Также следует отметить, что практически все эти средства выделены в виде взаимозачетов между исполнителями мероприятий программы и "Белэнерго" за потребленные тепло- и электроэнергию.

Не использованы возможности финансирования работ по энергосбережению за счет льготных кредитов. Из предусмотренных программой 104 млрд рублей кредитов на сегодняшний день использованы только 4 млрд. Остальные средства остаются невостребованными по разным причинам: отсутствие проектов, тяжелое финансовое положение предприятий, а также нежелание отдельных предприятий заниматься оформлением необходимого пакета документов для получения льготного банковского кредита.

О финансировании программы энергосбережения 1999 года

Программа энергосбережения 1999 г. области состоит из 13 разделов и направлений, которые включают более 100 оргтехмероприятий, из них 34 определяют программу энергосбережения в системе ПУ ЖКХ. Также следует отметить, что при составлении программы преимущество получают те мероприятия, от внедрения которых предприятие получает наибольший экономический эффект.

Финансирование мероприятий по энергосбережению в текущем году осуществлялось из средств республиканского и местного бюджетов, собственных средств предприятий, фонда "Энерго- и ресурсосбережение", инвестфонда министерств и ведомств, а также инновационного фонда концерна "Белэнерго", который является основным источником финансирования.

К сожалению, отметил Ю. Подковко, фактическое финансирование программы осуществляется с нарушением утвержденного графика. Причинами этого стали низкая активность предприятий и организаций в представлении заявок и необходимых документов для начала финансирования, а также то, что основная часть средств проводится путем проведения взаимозачета, что в дальнейшем становится сдерживающий фактором в освоении выделенных средств.

По состоянию на 15 декабря 1999 года на выполнение областной программы по энергосбережению из средств фонда "Белэнерго" выделено всего 439,9 млрд рублей (58%). Из всей суммы выделенных средств всего лишь 0,4% составляют прямые перечисления, а 99,6% - взаимозачеты. Основной причиной этому являются постоянные неплатежи потребителей за отпущенную им тепло- и электроэнергию. Так, по данным на начало декабря общая задолженность потребителей области перед "Брестэнерго" составила 5,18 млрд рублей, в том числе - около 5 млрд текущая задолженность.

Ольга МИКША


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 01 за 2000 год в рубрике энергетика

©1995-2024 Строительство и недвижимость