Чтобы знать, что делать, необходимо решить, чего делать не нужно


В развитых странах мира 90% фирм составляют малые и средние предприятия, которые являются настоящим двигателем экономики. Они обеспечивают занятость для 40-80 % населения и создают 30-70 % ВВП. Собственник, напрямую управляющий деятельностью предприятия, заинтересован в получении максимальной прибыли, что заставляет его повышать эффективность работы для того чтобы выжить в условиях конкуренции. А поскольку государство в условиях рыночной экономики не может обеспечить такую эффективность использования собственности, то правительства многих стран вынуждены передавать отдельные предприятия (или даже целые отрасли) в частную собственность, в том числе и посредством приватизации. В результате приватизации государство полностью или частично утрачивает права владения, пользования и распоряжения государственной собственностью, а государственные органы утрачивают права непосредственного управления ею.

Процесс разгосударствления и приватизации в странах с развитой рыночной экономикой начался с 1979-1981 гг., когда в Великобритании государство было вынуждено продать свои паи в нескольких крупнейших компаниях.

Следует отметить, что приватизация достаточно длительный процесс. В Великобритании он проходил в два этапа на протяжении 10 лет. На первом этапе, 1979-1983 гг. государство продало собственность на 1,44 млрд фунтов стерлингов и достаточно долго сохраняло контроль над 50% приватизируемых предприятий. Второй этап приватизации длился с 1984 г. по 1989 г. и закончился продажей государственной собственности на сумму в 14 млрд фунтов стерлингов. В результате приватизации доля государственного производственного капитала в экономике страны составила около 8%.

Для процесса приватизации характерны различные формы. Наибольшее распространение на Западе получили следующие: продажа государственных предприятий физическим и юридическим лицам, либерализация деятельности различных сфер экономики (телевизионной сети, телекоммуникаций), концессии (общественный транспорт, уборка бытового мусора), безвозмездная передача предприятий в собственность работникам, занятым в них.

В качестве официальных причин, побуждающих к проведению приватизации, можно назвать следующие: свертывание государственного вмешательства в экономику, сокращение государственной финансовой помощи предприятиям и расширение использования кредитов на рыночных условиях, снижение потребности государственных служб в финансовых средствах, распространение акций среди широкого круга населения, увеличение заинтересованности граждан в результатах деятельности, поощрение конкуренции на всех уровнях в целях снижения цен и повышения качества продукции.

Наряду с опытом проведения приватизации в Великобритании, где данный процесс характеризовался преимущественной продажей низкорентабельных и убыточных предприятий, в мировой практике существует большое количество моделей приватизации. Особый интерес представляет французская модель групповой централизованной продажи, которая предполагает определение ведущего инвестора в виде конкурентоспособной фирмы.

Для данной фирмы резервируется определенный пакет акций по гораздо более выгодной цене, чем на рынке, но без права продажи в течение 3-4 лет. Модель предполагает, что за данный период фирма сможет наладить организацию, контроль и управление на проданном предприятии и получить прибыль.

Другая, чилийская модель приватизации ставит целью быстрейшее устранение государственных предприятий. В основе данной модели лежит принцип льготного кредитования населения на приобретение акций приватизируемых предприятий.

Наряду с вышеперечисленными моделями известны венгерский, польский, российский и другие варианты приватизации. Например, в Польше за основу были приняты три направления приватизации: преобразование крупных предприятий в акционерные (производится распродажа акций всем желающим их приобрести); юридическая ликвидация средних и малых предприятий с последующей продажей их на аукционе; бесплатная передача предприятий на основе инвестиционных купонов. В Германии и Венгрии за основу была принята платная форма приватизации.

Независимо от выбора формы приватизации для всех стран, осуществляющих процесс приватизации, характерны общие цели: освобождение бюджета от лишних субсидий, расширение слоя собственников, привлечение капитала, повышение эффективности работы предприятий, получение государством дохода от реализации имущества и расширение конкуренции на рынке. Для стран с рыночной экономикой можно выделить наиболее общие методы приватизации: публичная продажа акций, частная продажа акций, продажа имущества или его частей инвесторам, раздел имущества, новые частные инвестиции, выкуп предприятия его правлением или работниками, аренда предприятий.

Анализ проведения процесса приватизации в ряде стран показал, что практически везде проявились одинаковые наиболее характерные и часто встречающиеся недостатки: не прослеживалась четкая стратегия приватизации, имелись сложности с выбором объектов приватизации, реализация акций происходила в довольно длительные сроки, занижались цены приватизируемых предприятий. Общим недостатком, сдерживающим процесс приватизации в странах бывшего социалистического лагеря, является факт ограниченного наличия денежных средств у населения. Например, в Венгрии сбережения населения составляли 10% от стоимости приватизируемого имущества, в Чехословакии - 20%.

Следует также отметить, что результаты приватизации различны в зависимости от специфики страны. В настоящее время в ЕЭС выделено три группы стран, отличающихся различным влиянием государственного сектора на экономику.

К первой группе стран, где влияние госсектора достаточно велико, относят Италию, Францию, Грецию (удельный вес госсектора - от 18 до 24%). Ко второй группе стран, в которых государство оказывает значительное воздействие на экономику, относят Германию, Испанию, Ирландию, Данию, Бельгию, Нидерланды (удельный вес госсектора - от 9 до 15%). В третьей группе стран хозяйственная роль государства невелика, к ней относят Великобританию (8%) и Люксембург (5%). В целом же в странах с развитой рыночной экономикой доля государственного сектора в экономике колеблется от 5% до 35-40%.

Идеальная программа приватизации

Не должна сводиться к кратковременным программам по адаптации или изолированным программам по приватизации отдельных предприятий, а должна разрабатываться, как долговременные структурные изменения. Но если необходимость в приватизации, как правило, всеми признается, то единогласия по вопросам ее процедур нет. Идеальный (теоретический) процесс приватизации разделяется на пять стадий. На первой стадии разрабатывается программа по приватизации. В эту концептуальную фазу должны быть вовлечены все, как правительство, так и его политическая оппозиция, профсоюзы, потенциальные национальные и международные инвесторы, ассоциации и другие значимые объединения.

При этом необходимо добиться ясности относительно всех будущих издержек и показателей эффективности приватизации. Парламентариям и правительствам часто очень тяжело открыто обсуждать негативные последствия приватизации. Хотя негативные побочные результаты любых преобразований обычно переносятся населением (к которому они имеют непосредственное отношение) значительно лучше в том случае, если они прежде открыто обсуждались в правительстве, по ТВ и в средствах массовой информации. Требование открытого посредничества важно не только для начальной стадии, но и для всего процесса приватизации в целом.

На второй стадии создаются законодательные основы приватизации. Сюда относится, например, проверка имеющегося законодательства на предмет возможных несоответствий и создание адекватного порядка приватизации.

Кроме того, должен быть создан институт приватизации, например, в форме специализированного агентства, которое будет проводить приватизацию государственных предприятий. На этой стадии важно определить, какие отрасли или предприятия, в какой временной отрезок, какими способами и методами должны быть приватизированы.

Общеэкономическая программа по приватизации разрабатывается сначала для самых простых, переживающих упадок отраслей. Например, приватизация с/х предприятий требует, как правило, серьезного экономического подхода, так как в сельскохозяйственном секторе можно добиться больших инвестиций и быстрого роста производства.

Следует отметить, что в розничной торговле и секторе услуг могут быть приватизированы малые предприятия. Такая приватизация протекает относительно безболезненно и ведет к расширению возможности использования товаров и услуг. Последовательность процесса малой приватизации не сопровождается социальными осложнениями, создает необходимые условия для большой приватизации, позволяет использовать практику рыночной экономики в розничной торговле. В процессе такого медленного хода приватизация выигрывает время для создания макроэкономических и институциональных условий для разгосударствления средних и крупных государственных предприятий. На третьей стадии стратегия приватизации этих предприятий обсуждается уже на уровне правительства. Чтобы создать по возможности наиболее приемлемый план этой приватизации, в процесс принятия решений должны быть включены все социально важные группы населения.

На четвертой стадии, выбранные государственные предприятия подготавливаются к приватизации, после чего начинается ее осуществление. Сначала проводится детальный анализ экономической ситуации на приватизируемых предприятиях и его партнерах (устанавливается действительная стоимость объектов приватизации).

Далее в соответствии с избранной приватизационной стратегией государственные предприятия переводятся в адекватную правовую (юридическую) форму, разрабатываются проспекты продажи предприятий, проводятся переговоры с потенциальными инвесторами и, наконец, предприятие продается.

Во многих договорах о продаже открытых предприятий по соглашению сторон фиксируются размеры, предлагаемых покупателями инвестиций или обеспечение предприятий рабочими местами. На пятой стадии контролируется соблюдение этих соглашений. Здесь с помощью соответствующих мероприятий должно гарантироваться осуществление приватизации в установленный срок. Вообще для удачного завершения приватизации особенно важно повысить конкурентоспособность приватизируемых предприятий в ходе процесса.

Большое значение при выборе программы приватизации имеют политико-экономические и социально-политические мероприятия. К их числу относятся создание правовых и институциональных условий приватизации, адекватной политики конкуренции, а также проведение мероприятий социального страхования для компенсации негативных эффектов приватизации. Учреждения так называемой средней сферы (институты приватизации, ассоциации, палаты, финансовые организации, экспортные и инвестиционные объединения) действуют при этом как связующее звено между правительством и предприятиями.

Малая приватизация

Это процесс передачи предприятий розничной торговли и сферы обслуживания из государственной собственности в руки частных владельцев. Преимущества малых и средних частных предприятий (МСП) в их способности быстро приспосабливаться к новой ситуации, нацеленности на инновации и на создание новых рабочих мест.

При одинаковых масштабах экономики, та страна, в которой преобладают МСП, способна более динамично и быстро реагировать на изменения конъюнктуры мирового рынка. Такие предприятия мгновенно приспосабливаются к изменениям соотношения спроса - предложения на рынке, что является жизненно важным условием для эффективного функционирования рыночной экономики. В конкурентной борьбе за покупателя небольшие частные предприятия, как правило, предлагают товары высокого качества по более низким ценам, что одновременно выгодно потребителю, торговле и производителю (стимулирует производство продукции, ликвидируя затоваренность на складах).

В странах ЕС к малому и среднему бизнесу относится абсолютное большинство предприятий, на которых занято 2/3 трудоспособного населения и где на долю МСП приходится 64% всего товарооборота.

Исходя из значимости Международного торгового права, в странах ЕС создано европейское законодательство, направленное против ограничения конкуренции. Конкуренция является важным элементом рыночной экономики, в ней заинтересовано большинство групп народного хозяйства. Без жесткой конкуренции невозможно ни осмысленное (регулируемое спросом-предложением) управление факторами производства, ни обновление ассортимента изделий и способов их производства, ни ограничение монополии.

Законодательство европейских сообществ - это положения, регулирующие конкуренцию в странах - членах ЕС. Они действительны для всех предприятий, уже работающих или собирающихся работать в пределах внутреннего рынка ЕС. Единство европейского антимонопольного законодательства во всех странах - членах ЕС и его введение в странах ЕАСТ (до момента их вступления в европейский союз) создают общие условия для эффективной системы конкуренции на всем европейском экономическом пространстве (ЕЭП), а с 1995 г. - в пределах расширенного ЕС.

Проект Международной финансовой корпорации

Один из первых проектов технического содействия, начатых в странах бывшего СССР. Он финансируется Агенством США по международному развитию (USAID), а с недавних пор и Британским фондом ноу-хау. Эта работа проводится на безвозмездной основе в качестве технической помощи местным властям. Разработанная МФК модель малой приватизации позволяет приватизировать различные объекты недвижимости: cтроения и помещения, объекты незавершенного строительства и соцкультбыта (крупные государственные предприятия), структурные подразделения предприятий и предприятия-банкроты.

"Программу реформирования на стратегических рынках" образуют девятнадцать проектов технического содействия МФК, которые уже реализованы или находятся на стадии осуществления в государствах второго Европейского Департамента - в России, Украине, Беларуси, Грузии и Армении. Например, в 1998 году проект "Малая приватизация в Украине" был признан Мировым банком лучшим проектом года. Независимо от того, в каком секторе экономики осуществляется приватизация, она важна для успешного хода экономических реформ и создает благоприятные условия для инвестиций.

В процессе реализации проектов разрабатываются механизмы передачи собственности, формируются основы нормативно-правовой базы, осуществляется приватизация и рестуктуризация предприятий, создаются новые организации и закладываются условия для реализации конкретных инвестиционных проектов. Деятельность проектов осуществляется при финансовой поддержке правительств Великобритании, Дании, Канады, Нидерландов, Норвегии, США, Швеции и Японии.

Малая приватизация в странах бывшего СССР проводилась путем аукционов, конкурсов, выкупа имущества коллективами предприятий, а также прямых продаж работникам. Общей чертой малой приватизации в этих странах было то, что в большинстве случаев новыми собственниками приватизируемого имущества становились работники предприятий. В России и Эстонии малая приватизация завершилась в 1994 году, в других странах СНГ в 1996-1997 годах. В странах, где этот процесс был начат раньше и проведен в сжатые сроки, он способствовал созданию предпосылок для скорейшего экономического роста. К 1997 году в большинстве стран бывшего СССР более половины ВВП создавалось в частном секторе, на долю частных предприятий приходилось абсолютное большинство розничного товарооборота и объема реализации услуг.

Малая приватизация

Влияет на увеличение численности негосударственных объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания. По ее результатам именно в этих отраслях создается много частных предприятий, а доля государственных становится незначительной. В Беларуси, где этот процесс идет трудно, по данным за 1998 год доля частной собственности в торговле составила всего лишь 5,2 %, а доля госсобственности - 25,5%. И это на фоне большой доли потребкооперации 47,4% и негосударственного акционирования. В других странах СНГ процент частного сектора в торговле намного выше (в Армении - 81,1%, Грузии -72,7%, Кыргызстане - 44%, но в России уже меньше - 21,9%, а в Украине - 9%).

На 1 января 1999 года в республике насчитывалось 204 тыс. субъектов хозяйствования негосударственной формы собственности, из них 78 тыс. юридических лиц и 126 тыс. предпринимателей без образования юридического лица, в частном секторе было занято 1368 тыс. человек (доля малого бизнеса в ВВП составила около 9%).

Но главным показателем работы малых предприятий по сравнению со сферой госсектора является даже не количество зарегистрированных предприятий по их статусу (государственные, частные, негосударственные), а их доля в розничном товарообороте. Распределение розничного товарооборота по формам собственности (учитывая все каналы реализации) в 1998 году дало следующие показатели: Беларусь - частная форма собственности 29,2% (государственная 26,2%, негосударственная 44,6%); Россия - частная собственность, включая потребкооперацию, 80% (государственная 7%, негосударственная 13%); Украина - частный сектор 9,9% (государственный 10,8%, негосударственный 79,3%); Армения - частные предприятия 96,9% (государственные 2%, негосударственные 1,1%).

Заметим, что в Украине частных предприятий немного (они могут быть и негосударственными), но при этом на долю госсектора в торговле приходится лишь 10% товарооборота, а на долю негосударственной формы собственности - 90%.

В России товарооборот госторговли еще меньше (и это при значительном количестве госпредприятий).

Приватизация в Беларуси

Началась с 1991 года, когда было приватизировано несколько десятков малых и средних предприятий.

Основы белорусского приватизационного законодательства были заложены в 1993 году Законом "О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в РБ" и государственной программой разгосударствления и приватизации.

Беларусь - небольшая страна, в которой можно было бы легко использовать положительный опыт России и западных соседей. По территории республики проходят важнейшие коммуникации, здесь относительно дешевая и квалифицированная рабочая сила. В этих условиях огромная доля государственного сектора в экономике делает задачу проведения приватизации все более актуальной. Учитывая специфику процесса приватизации правительство Республики Беларусь и Всемирный банк подписали меморандум о взаимопонимании согласно которому, Беларуси необходимо ускорить темпы перехода к эффективной рыночной экономике. В этих условиях главным двигателем процесса приватизации должна стать личная заинтересованность руководителей предприятий в эффективном управлении фондами, что возможно при частной форме собственности.

По приглашению белорусского правительства с мая 1993 года МФК осуществляет в республике проект "Малая приватизация в Беларуси". Совместно с Мингосимуществом и местными органами приватизации разработана процедура продажи предприятий и других объектов на открытых аукционных торгах. Первый аукцион состоялся 29 сентября 1993 года в Бресте. Сейчас аукционы по продаже объектов коммунальной собственности регулярно 1-2 раза в месяц проводятся в 20 городах РБ (включая все областные центры).

До 1994 года наиболее распространенным способом приватизации коммунальной собственности были выкуп и продажа по конкурсу, сейчас - аукцион. Аукцион обеспечивает равные права граждан на участие в приватизации, справедливость и гласность этого процесса, а также позволяет, выявив рыночную цену объекта, приватизировать действующие предприятия и провести приватизацию в сжатые сроки.

На 1 декабря 1999 года на 508 аукционах, проведенных в рамках проекта, было продано 930 объектов (92 арендных коллектива выкупили арендованное государственное имущество). Все это принесло местным бюджетам сумму, эквивалентную более чем 27 миллионам долларов США. Эти средства позволили решить ряд социальных проблем: финансирование школ, больниц, транспорта и реконструкции жилья. По данным МФК на каждом из 800 приватизированных объектов дополнительно создано в среднем по 2 рабочих места. Несмотря на то, что самым распространенным способом малой приватизации остается аукцион, наиболее эффективно процесс разгосударствления проходит все же через акционирование предприятий.

Еще одно направление деятельности проекта - помощь по созданию и становлению в республике новой формы управления недвижимостью - товариществ собственников совместного домовладения. При содействии проекта в Беларуси зарегистрировано и действует более 40 товариществ собственников.

Мэри ЛЭНД
Продолжение следует


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 01 за 2000 год в рубрике новости

©1995-2024 Строительство и недвижимость