Информационные аспекты устойчивого развития территорий


Основные цели и принципы устойчивого развития социально-экономических систем, в том числе и применительно к территориальному планированию и градостроительному регулированию, были сформулированы в итоговых документах конференции ООН по окружающей среде и развитию "Повестка дня на XXI век" (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), конференции ООН по населенным пунктам (Стамбул, 1996 г.) и адаптированы для нашего государства в документе "Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь до 2010 года".

Проблема устойчивого функционирования систем (гомеостазиса) является одной из важнейших в кибернетике и теории систем. В теории систем под устойчивостью понимается способность сохранения качественной определенности при изменении структуры системы и функций ее элементов. По иерархии свойств систем устойчивость с одной стороны связана с адаптивностью, управляемостью, целенаправленностью, уровнем необходимого многообразия, способностью к саморазвитию, непрерывностью функционирования и в конечном итоге с целостностью, а с другой - со свойствами динамического равновесия, дифференциации и лабильности. На сохранение устойчивости прежде всего направлены адаптивные возможности системы и механизм поддержания динамического равновесия.

Оценка устойчивости развития предполагает наличие набора показателей (индикаторов), характеризующих объекты информации, которые влияют на устойчивость, определение их взаимосвязей и нормативных значений, мониторинг фактических значений этих показателей, проведение сопоставительного анализа и интерпретация его результатов. При этом показатели могут быть как количественные, так и качественные. Их нормативные значения устанавливаются соответствующими законодательными и нормативными актами, нормативными документами (стандартами, строительными нормами, санитарными правилами и нормами и другими).

Среди показателей выделяются показатели первичного учета, агрегированные и расчетные показатели. Первичный учет проводится градостроительными кадастрами местного уровня совместно с органами статистики в согласованные сроки (месяц, квартал, полугодие, год). При обработке и формировании информационной базы кадастров регионального и республиканского уровня производится агрегирование первичных показателей по установленным классификационным признакам (территории, типу жилья, виду собственности, доступности коммунальных услуг), а также расчет производных показателей по регламентированным алгоритмам.

Для формирования баз данных Государственного градостроительного кадастра необходимо определить состав данных (на основе отраслевого классификатора), оценить полноту наименований показателей, унифицировать их структуру, сформировать идентификаторы. Следует организовать информационное взаимодействие с другими кадастрами, регистрами и иными информационными системами по обмену необходимыми данными, широкое использование международных, межгосударственных и общереспубликанских систем обозначений и классификаторов.

На первом этапе формирования этого информационного базиса в составе Программы первоочередных мер по комплексному развитию территорий и населенных пунктов Республики Беларусь до 2000 года (одобрена Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 июля 1997 г. №1044) разработана система статистических показателей по устойчивому развитию населенных пунктов.

Эта система предназначена для создания информационной базы по реализации указанной программы с учетом международной системы статистических показателей по устойчивому развитию населенных пунктов (методика Хабитат). Формирование такой информационной базы на основе Государственного градостроительного кадастра Республики Беларусь позволит: отслеживать и анализировать процессы развития населенных пунктов, вносить необходимые изменения в соответствующие программы по их развитию; инициировать разработку новых программ; войти в глобальную международную информационную систему по развитию населенных мест в соответствии с решениями, принятыми на Конференции Хабитат II ("Стамбульская декларация" и "Повестка дня Хабитат II").

Состав показателей развития населенных пунктов характеризует те ключевые параметры, которые подходят для оценки и сопоставительного анализа на предварительном этапе подготовки принятия решений. Для более детальной характеристики условий и тенденций развития эти индикаторы должны использоваться в сочетании с другими показателями, которые характеризуют конкретные потребности, условия и первоочередные задачи в области развития населенных мест Беларуси.

Структура системы показателей развития населенных мест состоит из восьми модулей, каждый из которых включает комплекс однородных показателей: модуль 0. "Базовые данные", модуль 1. "Социально-экономическое развитие", модуль 2. "Инфраструктура", модуль 3. "Транспорт", модуль 4. "Охрана окружающей среды", модуль 5. "Местное управление", модуль 6. "Приемлемость и адекватность жилья", модуль 7. "Обеспечение жильем".

В модуле "Базовые данные" содержится основная градостроительная информация по развитию населенных мест, необходимая в том числе для расчетов других показателей.

В модуль "Социально-экономическое развитие" входят данные об уровне бедности, производственной базе, занятости, здравоохранении, образовании, инвестициях в социальный сектор.

В модуле "Инфраструктура" речь идет об инженерном обеспечении, включая водоснабжение, электроснабжение, теплоснабжение, обеспечение топливом и средствами связи.

В модуле "Транспорт" приводится информация об обеспеченности транспортом и состоянии дорожной сети.

В модуле "Охрана окружающей среды" приводятся данные о природных ресурсах, качестве земли, воздуха и водных ресурсов, о твердых отходах, имевших место и возможных чрезвычайных ситуациях.

В модуле "Местное управление" приводятся показатели, характеризующие систему местного самоуправления, источники и структуру местного бюджета.

Модуль "Приемлемость и адекватность жилья" включает информацию о доходах граждан, расходах на жилищное строительство и состоянии жилого фонда.

В модуле "Обеспечение жильем" приводятся данные об обеспечении жильем, в том числе: подготовку земельных участков под застройку, финансирование строительства, объем субсидий, объем государственного жилищного строительства и нормы регулирования обеспечения жильем.

Перечисленные индикаторы являются основой методов количественного анализа, обеспечивающих возможность сравнительной оценки градостроительной ситуации и условий жизни населения как в масштабе отдельного населенного места, так и в масштабе региона и республики. Индикаторы могут также служить полезным инструментом контроля политики в области градостроительного развития.

Индикаторы развития населенных мест ориентированы на решение следующих задач градостроительной политики.

Обеспечение устойчивости землепользования: создание рациональной и экономически эффективной структуры землепользования, наилучших и безопасных условий для основных форм жизнедеятельности населения; согласование на территории города интересов и законных прав государства, городского сообщества, юридических лиц и отдельных граждан; установление согласованных режимов использования территорий различного назначения.

Содействие экономическому развитию: оценка градостроительной ситуации и возможных направлений развития производства, обеспечение снижения уровня бедности, возможности для трудоустройства, повышение производительности.

Создание предпосылок для социального развития: обеспечение условий для устойчивого развития здравоохранения, образования, отдыха, формирования эффективной демографии населения, социальной интеграции.

Развитие инженерной инфраструктуры: обеспечение доступности и приемлемости услуг, качества и устойчивости систем водоснабжения и канализации, обеспечение электроэнергией, топливом и средствами связи.

Создание предпосылок для развития транспорта: формирование эффективной и устойчивой системы транспорта, качественной дорожной сети, оптимальное использование частного и общественного транспорта.

Содействие охране окружающей среды: обеспечение качества воды, сбора и удаления твердых отходов, рационального ресурсопотребления, учет возможных последствий стихийных бедствий природного и техногенного характера.

Создание предпосылок для совершенствования местного самоуправления: анализ норм управляемости, совершенствование информационной инфраструктуры, уточнение налоговой базы органов местного самоуправления, формирование предпосылок участия общественности в подготовке и принятии решений органов управления, эффективное использование ресурсов территории (населенного пункта).

Обеспечение приемлемости и адекватности жилья: обеспечение доступа к приемлемому жилью, отвечающему требованиям соответствующих категорий жителей.

Обеспечение жильем: создание возможности получения финансов для жилищного строительства, обеспечение эффективной системы строительства жилья, предоставление необходимых территорий для жилищного строительства.

Таким образом, создание системы индикаторов городского развития направлено на определение круга оценочных показателей для всесторонней характеристики условий проживания в городах, создание возможности местным органам управления и государственным структурам отслеживать эффект проводимой градостроительной политики, создание информационных предпосылок для установления приоритетов в городской политике, обеспечение возможностей для проведения сопоставительного анализа на международном уровне для определения направлений международного сотрудничества в целях улучшения условий проживания в городах и оказания странам технической помощи.

Основными пользователями индикаторов развития городов являются органы государственного управления и местного самоуправления, исследовательские и проектные организации, общественные и неправительственные организации, группы экспертов в области территориального планирования, потенциальные инвесторы.

Формирование государственных информационных ресурсов такого класса позволит создать информационный базис систем подготовки принятия решений по устойчивому развитию территорий в Республике Беларусь.

Анатолий НИЧКАСОВ, заместитель министра архитектуры и строительства Республики Беларусь,

Николай ГОРБАЧЕВ, начальник отдела государственного кадастра территорий Республики Беларусь и проектных работ Минстройархитектуры


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 50 за 1999 год в рубрике новости

©1995-2022 Строительство и недвижимость