Перепутаны наши пути…
Вынесенная в заголовок евтушенковская строка напоминает о том, что ритмичное функционирование мегаполиса предполагает такую организацию путей, которыми ежедневно следуют тысячи горожан, при которой бы не сталкивались пешеходы и транспортные средства, затрачивалось бы минимальное количество времени на различные передвижения по городу и всем было бы удобно - кому-то запарковать авто, кому-то просто справить нужду.
Продолжение разговора о роли ГПИ "Минскинжпроект" в создании цивилизованного облика белорусской столицы в данном контексте - это встречи со специалистами как архитектурно-строительного, так и дорожного отделов института.
Главный архитектор института А. А. Колесков, несколько лет проработавший главным архитектором Заводского района Минска и в сентябре этого года вернувшийся в институт, не скрывает, что его любимый объект - это запроектированная перед самым уходом на работу в администрацию Заводского района пристройка к зданию "Минскинжпроекта", в которую он вложил всю душу. Обычной же работой архитектурной группы института (обычной, но так облегчающей жизнь горожан!), является проектирование подземных переходов и общественных туалетов. Накопленный опыт позволяет реализовывать его и при проектировании аналогичных объектов других городов РБ.
- В настоящее время мы проектируем подземный переход в Витебске, - говорит Александр Аркадьевич, - в "Витебскгражданпроекте", который в данном случае выступает в качестве генпроектировщика и сделал нам заказ, также умеют это делать, однако на этот раз витебчанам захотелось иметь на своих улицах нечто, что носило бы черты столичного объекта и было бы во всех отношениях выполнено на столичном уровне. Свежее решение. Разумеется, предварительно данный заказ был сделан "Витебскгражданпроекту" УЖХ Витебского горисполкома. Здесь будет применен зимний электрообогрев ступеней.
В Минске по проекту "Минскинжпроекта" было построено два общественных туалета - в Бобруйском сквере и в сквере Янки Купалы. На первом объекте впервые в практике института в качестве наружного облицовочного материала были применены стеновые блоки производства СП "Бессер-Беларусь". (При кладке этих блоков выяснилось, что в них не впитывается раствор, и вода из него течет по облицовке. Это была одна из тех причин, которые были приведены исполнителями в качестве оправдания за кривизну кладочных швов). Учитывая специфику объекта, его местоположение, мы применили и ряд антивандальных решений (решетки на окнах, двери, на которые также наварены металлические решетки с целью защиты от надписей). Что же касается интерьера, то сегодня он несколько подпорчен тем, что по облицовочной плитке стен течет вода из проржавевших труб. Мое мнение - подобные объекты следует отдавать в частные руки; тогда там будет хорошо пахнуть, тогда туда просто приятно будет заходить. Ведь туалет - это изначально оплот чистоты, место, где человек приводит себя в порядок, о чем говорят и его названия-синонимы (санузел, уборная, ватерклозет).
Сегодня завершается работа над проектом подземного перехода на перекрестке улиц Свердлова и Аранской. На этом объекте впервые в Минске будут применены лифты для того, чтобы переходом было легче пользоваться инвалидам. Решение "Лифты вместо пандусов" будет реализовано в рамках программы "Безбарьерная среда для инвалидов" и представляется и более безопасным, и более экономным. Пока не решен, правда, вопрос доступа; возможно, инвалидов придется снабдить магнитными ключами. Еще со времен СССР имеет силу нормативный документ, в соответствии с которым и должны были применяться различные решения для облегчения инвалидам доступа в различные части города. В РБ вышли соответствующие строительные нормы Беларуси. В настоящее время вышел ряд касающихся как жилых, так и общественных зданий дополнений к действующим СНиП и СНБ. К сожалению, сегодня в городе очень много мест, как снаружи, так и внутри зданий, где средства облегчения доступа очень нужны, однако устройство их затруднено, порой невозможно. Например, это достаточно высокие крыльца в старой части города, где для того, чтобы устроить пандус (и выполнить соответствующее помещение Комитета архитектуры, градостроительства и землеустройства), просто недостаточно места.
Что касается вышеупомянутого электрообогрева ступеней, то данное решение предусматривается пока не везде, и борьба с намораживанием на ступени снега и льда ведется путем закладки под них труб, по которым циркулирует горячая вода. (Во всяком случае, "Минскметропроект" закладывает в проекты объектов Минского метрополитена именно электрообогрев ступеней).
Что же касается применяемых на улицах города малых форм, которые также служат и комфорту, и упорядочению пассажиропотоков, то нами был разработан набор турникетов. По согласованию с Комитетом архитектуры был выпущен соответствующий альбом. В настоящее время комитет затребовал как эту минскинжпроектовскую разработку, так и все, что применяется специалистами института по данной тематике, желая обобщить все разработки разных лет.
Отдельно об остановочных пунктах: в Заводском районе есть предприятие "Туртранс", которое разработало (или, скажем так, скомпиллировало) и сегодня выпускает несколько вариантов остановочных пунктов. На сегодняшний день им свойственно достаточно высокое качество - как с архитектурной, так и с эксплуатационной точки зрения. И прозрачные пластиковые навесы с ветрозащитной стенкой, и киоски со скошенным углом были разработаны известным минским дизайнером Т. С. Колопенько, работавшей в минских фирмах"Аэрола" и "Датума", также занимающихся изготовлением конструкций остановочных пунктов. Окончательная разработка "Туртранса" предполагает использование несущих конструкций не из крашеного черного металла, а из лакированного алюминия немецкого производства. В этом случае они требуют гораздо меньше внимания и ухода. И сборка такой части остановочного комплекса, как киоск, и его утепление осуществляются в заводских условиях - монтаж комплекса требует минимума усилий. Технологичное и практичное решение предполагает дальнейшее развитие остановочного пункта - киосков в его составе может быть от одного до восьми. Металлоконструкции делают и "Аэрола", и "Датума", и НПО "Центр", и "Болес" (бывшая тюрьма, находившаяся по ул. Ангарской). Последним предприятием были построены рынки по улице Уральской и возле стадиона "Трактор", которые они сами эксплуатируют. Однако это несколько не тот уровень, который предлагает "Туртранс". Крашеное железо не может сравниться с алюминием, лакированым в условиях Германии. Ты, возможно, сверхнормативно потратишься на этапе обзаведением данной недвижимостью (впрочем, условной, ибо это - еще и вагончики "Купава"), зато не притронешься к ней по поводу ремонта в течение нескольких лет. Экономия - налицо.
И в проект пешеходного перехода на Аранской-Свердлова мы закладываем остановочные комплексы производства "Тур-транс". Это дочерняя фирма МАЗ, мощности которой находятся на территории завода. Кстати, производством вышеупомянутых прицепов она занималась еще в составе предприятия. Теперь это отдельное предприятие, имеющее достаточно московских заказов (качество киосков сравнимо с финским, цена же гораздо ниже), которое достаточно активно работает и на город Минск.
Усилия фирмы "Туртранс" были оценены администрацией Заводского района, которая не могла не приветствовать появление представляемой фирмой разновидности малых форм на улицах района. Все началось с размещения на улице Жилуновича ряда вагончиков "Купава" цугом без всякого архитектурного замысла. Эксплуатационные качества данного комплекса вполне удовлетворили его арендаторов. Засим последовала организация остановочного комплекса у ресторана "Сосны", после чего в столице появился уже целый ряд остановок и с двойным навесом, и с различным количеством киосков.
Будучи главным архитектором Заводского района, Александр Аркадьевич, разумеется, не мог не касаться вопросов организации и развития СЭЗ "Минск".
- Сегодня администрация зоны вложила значительные средства в дело обеспечения нормального функционирования инфраструктуры юго-восточной части города, - говорит он. - Речь идет и о телефонной связи, и о дорогах. В настоящее время я являюсь главным инженером проекта путепровода через железнодорожные пути станции Шабаны в районе улицы Селицкого и канализационных очистных сооружений. Работу над проектом мы с мостовым ГИПом С. Н. Марковым начали еще до моего ухода в администрацию Заводского района. Тогда разрабатывался низовой вариант пересечения, то есть автодорога должна была проходить под железнодорожными путями. Это предполагало переустройство железнодорожных путей; ситуация усугублялась еще и тем, что в этом месте расположена сортировочная горка. По затратам вариант в несколько раз превосходил разрабатываемый сегодня. В связи с изменением строительных норм и уменьшением радиуса кривой с 6 км до 4 км стало возможным осуществить вариант строительства путепровода над путями без их перекладки. (Тогда железную дорогу пришлось бы пропускать по эстакаде.) Договор с администрацией СЭЗ "Минск", которая является заказчиком, находится в стадии разработки. К сожалению, сегодня в институте отсутствует мостовой ГИП (Станислав Николаевич некоторое время назад уволился). Поэтому руководство ГПИ "Минскинжпроект" озабочено поисками опытного специалиста по мостам и тоннелям. Предполагается, что в проектировании объекта примет участие и ПромтрансНИИпроект. Финансирование открыто, и рано или поздно путепровод появится в нужном месте.
В следующих номерах "СиН" будет продолжен рассказ о том, как труд минскинжпроектовцев способствует совершенствованию облика города, удобства проживания в нем. Да, пока Минск - не мегаполис (и, если честно, мне не очень бы хотелось, чтобы он таковым становился), но не расти он не может - таков один из объективных законов развития общества. К этому его инфраструктура должна быть готова заранее.
Сергей ЗОЛОТОВ, фото Сергея ШАРУБЫ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 49 за 1999 год в рубрике инженерное оборудование