Реальные шаги к снижению энергопотребления в Беларуси


24 ноября 1999 года в Гомеле состоялся научно-практический семинар "Реализация энергосберегающих мероприятий в Республике Беларусь", организатором которого выступил Государственный комитет по энергосбережению и энергетическому надзору Республики Беларусь и ГП "Бел- энергосбережение" при поддержке ИА "Бюро экономических новостей".



Как известно, Республика Беларусь относится к числу государств, которые недостаточно обеспечены собственными энергетическими ресурсами. Республика вынуждена импортировать около 80% потребляемых энергоресурсов, в основном из России. Это создает особые условия функционирования экономики государства, делает ее уязвимой и зависимой от внешних поставщиков. В то же время показатель энергоемкости валового внутреннего продукта республики, по данным экспертов, в 3-4 раза выше, чем в странах Европейского Союза.

В этих условиях правительством Республики Беларусь проводится энергетическая политика, направленная на модернизацию и трансформацию топливно-энергетического комплекса, снижение энергоемкости всех видов продукции, разработку и внедрение в народном хозяйстве ресурсо- и энергосберегающих технологий.

Цель этой политики была определена Президентом Республики Беларусь на республиканском совещании по вопросам стратегии развития промышленного комплекса (г. Могилев, ноябрь 1997 г.): снижение к 2015 году энергозависимости республики от внешних поставщиков как минимум наполовину.

Исходя из этого, Государственным комитетом по энергосбережению и энергонадзору разработан и реализуется комплекс мер, направленных на достижение указанной цели. Одна из таких мер - проведение в областных и районных центрах республики серии научно-практических семинаров, посвященных проблемам внедрения энергосберегающих технологий и оборудования. Один из таких семинаров прошел 24 ноября 1999 г. в Гомеле. В семинаре приняли участие представители местных органов власти Гомельской области, отвечающие за вопросы энергосбережения, руководители строительных и проектных организаций, промышленных предприятий и фирм.

В выступлениях специалистов Госкомэнергосбережения, Министерства архитектуры и строительства, Гомельского областного управления по надзору за рациональным использованием ТЭР были освещены основные направления энергосбережения в республике, в том числе: республиканские, отраслевые и иные программы по энергосбережению, политика Минстройархитектуры и реализуемые им основные мероприятия в этой области.

Особое внимание на семинаре было уделено различным аспектам финансирования мероприятий в области энергосбережения, в том числе: источники и объемы финансирования программ по энергосбережению в 1999 году; основные требования, предъявляемые к мероприятиям, финансируемым за счет средств фонда "Энергосбережение" и инновационного фонда концерна "Белэнерго"; вопросы экономического стимулирования энергосбережения.

В этом номере "СиН" мы начинаем публиковать выступления докладчиков семинара "Реализация энергосберегающих мероприятий в Республике Беларусь".

Работу семинара начал заместитель начальника Гомельского областного управления по надзору за рациональным использованием ТЭР С. Ф. Кривенко, который рассказал о работе, проделанной управлением за девять месяцев 1999 года.

В течение января-сентября 1999 года Гомельским управлением по надзору за рациональным использованием ТЭР совместно с соответствующими службами облисполкома, горрайисполкома, предприятиями и организациями области продолжена работа по выполнению постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19 июня 1998 года №965 "О мерах по усилению работы по реализации энергосберегающей политики в республике" и распоряжения Премьер-министра Республики Беларусь от 01.02.1999 "О мерах по дополнительной экономии топлива".

За девять месяцев 1999 года, по данным областного статуправления, расход топливно-энергетических ресурсов по области составил 3 328 тыс. т у.т. Отпуск местных видов топлива населению увеличился на 11,8 тыс. т у.т.(15%), использование ТЭР увеличилось на 8,2 тыс. т у.т. (39,2%). При этом потребление топливно-энергетических ресурсов составило 98,5% к уровню соответствующего периода прошлого года при темпе роста товарной продукции 109,9%. Выполнение целевого показателя по энергосбережению составило 11,4% при задании - 11%. Расход топлива на нужды теплоснабжения за девять месяцев текущего года в сопоставимых условиях снижен на 75 тыс. т у.т. (10,9%).

По состоянию на 1 октября 1999 г. на финансирование энергосберегающих мероприятий областной программы энергосбережения перечислено 615,4 млрд рублей (в т.ч. путем взаимозачета 128,7), что составляет 80,4% от плана девяти месяцев года. За отчетный период установлено 141 прибор учета тепловой энергии, 79 расходомеров холодной и горячей воды, 70 систем регулирования отпуска тепла на отопление и ГВС. Заменено котлов на более экономичные, в том числе и с переводом на местные виды топлива - 74. Ликвидация электрокотлов с заменой на установки с использованием местных видов топлива - 115. Внедрено 1340 энергсберегающих светильников. Выполнена термореновация 1469 м 3 ограждающих конструкций жилых зданий.

В течение девяти месяцев 1999 года согласованы нормы расхода топливно-энергетических ресурсов на производство продукции 204 предприятиям. Снижение потребления ТЭР по согласованным нормам к уровню норм предыдущего года 40452 тонны у. т., что составляет 3,8%. Согласованы нормы по котельным 24 предприятий. Снижение норм к уровню предыдущего года составило 165,6 тонн у.т.

Сотрудники управления в течение девяти месяцев 1999 года приняли участие в подготовке и проведении: республиканского отраслевого научно-практического семинара "Об опыте внедрения научно-технических достижений по энергосбережению и охране окружающей среды в УЖКХ Гомельского облисполкома"; семинара Министерства сельского хозяйства и продовольствия в г. Рогачеве "О подготовке к работе в зимний период 1999-2000 гг. и внедрении энергосберегающих мероприятий"; семинара-выставки по внедрению энергосберегающего оборудования и подготовке объектов к работе в зимних условиях, использованию местных видов топлива в Петриковском районе, г. Мозыре; областного семинара-совещания "Энергосбережение и первоочередные меры по эффективному внедрению энергосберегающего оборудования и подготовки объектов к работе в зимних условиях на предприятиях Минстройархитектуры"; совещаний с представителями предприятий, не выполнивших целевой показатель по энергосбережению и предписаний актов проверок, а также с представителями подразделений УЖКХ по вопросу эффективности внедрения энергосберегающих мероприятий по подготовке объектов к работе в зимних условиях.

Далее работу семинара продолжил ответственный разработчик Пособия к СНиП Е.А. Глинистый, который сообщил о проблемах тепловой модернизации жилого фонда и сложившейся ситуации на рынке утеплителей.

Как известно, отметил докладчик, в нашей стране практические работы по термореновации начались с введением в действие в 1994 году новых повышенных требований к сопротивлению теплопередаче наружных ограждающих конструкций зданий и сооружений.

За прошедшие годы объемы утепления наружных стен зданий и сооружений динамично возрастали, что, безусловно, дало определенные положительные результаты.

Кроме прямой экономии энергоресурсов термореновация зданий позволила значительно улучшить их внешний вид, а в ряде случаев защитить разрушающиеся фасады, устранить промерзания стен, улучшить микроклимат помещений.

В процессе выполнения утепления стен накапливался научный и производственный опыт, проводились соответствующие испытания и исследования, апробировались и адаптировались к местным условиям новые материалы.

В то же время рост объемов термореновации породил и негативные тенденции. Отсутствие широкого отечественного опыта и нормативной базы, сложность функционирования многослойных систем утепления требовали очень взвешенного подхода заказчиков к выбору систем, грамотных проектных решений, строгой технологической дисциплины строителей. Однако из-за кажущейся простоты выполнения многослойных систем утепления этого не произошло. Более того, расширяющийся рынок термореновации привлек внимание достаточно деятельных, но в большинстве недостаточно подготовленных подрядчиков, а еще больше продавцов материалов для утепления. Многие из них (кто по незнанию, а кто исключительно ради собственной выгоды) предлагали, рекламировали и продавали материалы, которые не предназначались для многослойных систем утепления или брались из различных систем, несовместимых друг с другом. Причем, как правило, это были импортные материалы, закупаемые за валюту. Все это, естественно, увеличивало стоимость утепления, резко снижало его качество и долговечность.

В связи с тем, что в большинстве случаев утепление стен зданий прямо или косвенно финансировалось и финансируется государством и что энергетическая ситуация в стране требует резкого роста объемов термореновации, а экономическая - эффективного расходования на это средств, Комитет по энергосбережению и энергонадзору внимательно проанализировал сложившуюся ситуацию и применяемые для утепления материалы и системы.

Сегодня специалисты, серьезно занимающиеся проблемами термореновации, знают, что многослойные системы утепления наружных стен зданий "под легкую штукатурку" - это сбалансированные по многим показателям конструкции, в которых замена составляющих ее материалов и нарушение технологии работ не допускаются. Кроме того, как к системе в целом, так и к ее материалам (особенно к плитам утеплителя) предъявляются весьма жесткие требования. Не менее важным является стоимость, трудоемкость и материалоемкость систем, а также возможность их всесезонного применения.

Рассматривая с этих позиций различные системы утепления, приходишь к совершенно определенным выводам.

Во-первых, по широко распространенному в мире требованию, плиты утеплителя в системе должны иметь прочность на разрыв по плоскости плиты не менее 0,015 МПа. Так, в США и Канаде принято 0,015 МПа, в Германии - 0,014 МПа.

Во-вторых, для сохранения теплоизолирующих свойств и предохранения плит утеплителя от разрушения, их водопоглощение не должно превышать 5% по массе, а сорбционная влажность - 0,5%.

И, наконец, плиты утеплителя должны быть совместимы с клеящими и защитными полимерминеральными составами, адгезия которых к утеплителю должна превышать его прочность на разрыв.

К сожалению, выпускаемые отечественными предприятиями минераловатные плиты пока не отвечают необходимым требованиям, поэтому в системах утепления приходится использовать импортную плиту.

Учитывая все эти факторы, в 1998 году Комитет по энергосбережению и энергонадзору остановил свой выбор на системе Термошуба и решением своего Экспертного совета рекомендовал ее к массовому применению. ГП "Белэнергосбережение" и разработчику системы - СКТБ "Сармат" было поручено разработать соответствующее Пособие к СНиП, вышедшее в свет летом этого года и вступившее в силу с 1 июля.

В системе Термошуба применяется жесткая специальная фасадная полностью гидрофобизированная минераловатная плита марки Fasrock концерна "Rockwool". Испытания, проведенные БГПА, показали, что эта плита имеет предел прочности при растяжении более 0,025 МПа в сухом состоянии и более 0,018 МПа после сорбционного увлажнения, ее водопоглощение по массе не превышает 4%, сорбционная влажность - 0,4%, а адгезия к ней полимерминеральных клеящих и защитных составов Сармалеп-Т (летний) и Сармалеп-М (зимний) превышает предел прочности утеплителя при растяжении.

Разработанный СКТБ "Сармат" для системы Термошуба зимний клеевой состав САРМАЛЕП-М (до минус 12 °С) и применяемая в системе микропористая фасадная краска на основе плиолитовой смолы Софрамап (до минус 20 0С) позволяют вести утепление стен в условиях нашей республики практически круглогодично. Все материалы системы Термошуба сертифицированы и, кроме утеплителя, выпускаются отечественными предприятиями.

Работы по термореновации в других системах утепления можно вести при температуре не ниже +5°С, расход полимерминеральных составов, зачастую импортного производства, в них в полтора-два раза, а стоимость составляющих на 530%, а иногда и на 100% выше, чем в Термошубе.

В заключение следует отметить, что прошедшей зимой лабораторией "Строительная теплофизика" и Испытательным центром строительных материалов БГПА были проведены комплексные натурные обследования и испытания Термошубы, выполненной на трех объектах в 1995, 1996 и 1998 годах, которые подтвердили ее высокое качество и эксплуатационную надежность (в том числе и зимнего варианта). Так, Термошуба имеет высокую ударопрочность - более 70 Дж, долговечность - более 35 условных лет, низкую эксплуатационную влажность - менее 1%, увеличение коэффициента теплопроводности - менее 2,5%, предел прочности на разрыв утеплителя - более 0,02 МПа, а защитного и отделочного слоев - более 1,1МПа.

Фактическая экономия энергоресурсов по исследованным зданиям составила в среднем 97,7 т.у.т./год. Окупаемость затрат на утепление зданий методом Термошуба составляет, в зависимости от толщины утеплителя и конструктивных особенностей зданий, 412 лет.

Как уже было сказано, с 1 июля текущего года Государственный комитет по энергосбережению и энергетическому надзору Республики Беларусь ввел в действие Пособие к СНиП 3.03.01-87 "Проектирование и устройство тепловой изоляции наружных стен зданий методом Термошуба, зарегистрированное в Национальном комплексе нормативно-технических документов в строительстве 17.06.99 г. Пособие призвано положить конец анархии в деле термореновации зданий и сооружений, неэффективному использованию государственных средств, вооружить заказчиков, проектировщиков, строителей, экспертные и надзорные инстанции знанием требований, которые должны предъявляться к многослойным системам утепления "под штукатурку" и составляющим их материалам.

С выступлениями других докладчиков семинара "Реализация энергосберегающих мероприятий в Республике Беларусь" мы познакомим наших читателей в следующих номерах "СиН".

Подготовила Ольга МИКША


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 47 за 1999 год в рубрике энергетика

©1995-2024 Строительство и недвижимость