«Light + Building»: четыре выставки в рамках одной
Холодное фрезерование старого дорожного покрытия осуществляется путем срезания покрытия при помощи режущих резцов, установленных на фрезерном барабане. При этом асфальтобетонная смесь раздробляется в минеральные зерна до гранулометрического состава. Степень измельчения зависит от максимальной крупности зерна, характеристик породы и принятых режимов фрезерования. Технология холодного фрезерования отличается высокой производительностью. За один проход машины могут фрезеровать дорожные покрытия на глубину до 300 мм и ширину срезаемого слоя от 300 до 4300 мм. Удаленный материал хорошо грузится, транспортируется и складируется, склеивание материала незначительно, что исключительно важно для повторного использования срезанного материала путем его переработки в стационарных смесительных установках.
Фото 1. Общий вид тяжелой дорожной фрезерной машины модели МТ-7000 американской фирмы "Ingersoll Rand Co".
Рис. 2. Вид в профиль и спереди холодного планировщика модели СР2000 британской фирмы "Arrow Construction Equipment Ltd".
При работе по технологии повторного использования срезаемого материала дорожного покрытия на участке дороги, восстановление покрытия осуществляется за счет нескольких последовательных рабочих операций за один проход специального агрегата или набора агрегатов, обеспечивающих переработку и новую укладку асфальтобетонной смеси.
При холодном фрезеровании удаляется слой асфальтобетонного дорожного покрытия на толщину повреждения и одновременно фрезеруется новый поперечный профиль покрытия дороги.
Холодное фрезерование осуществляется при помощи самоходных фрезерных машин, так называемых холодных фрез. На самоходном устройстве в горизонтальном положении установлен фрезерный барабан с резцами. Резцы, как правило, изготавливаются из высокопрочного малоистираемого сплава-карбида вольфрама.
Фрезерная машина движется по ремонтируемому покрытию, при этом вращающийся фрезерный барабан опущен до глубины фрезерования, срезая слой асфальтобетона.
Опускание фрезерного барабана возможно как параллельно, так и с определенным наклоном к поверхности дорожного полотна, перемещение машины осуществляется плавно при помощи колес или гусеничных тележек. Необходимая глубина фрезерования (по отношению к базовой высоте) достигается посредством регулирования глубины. В результате чего появляется новая, ровная и удовлетворяющая требованиям к профилю плоскость, которая служит основой для нового покрытия дороги. Получаемый при помощи фрезерования материал (крошка из старого асфальтобетона) или остается лежать за машиной (в валках), или загружается с помощью загрузочного конвейера на грузовые автомобили.
Для выполнения последующих укладочных работ нужно поддерживать глубину фрезерования, доброкачественную поперечную плоскость покрытия, хорошую продольную плоскость дорожного покрытия, точное исполнение продольного и поперечного профиля, чистые кромки фрезерования.
Глубина фрезерования и плоскостность отфрезерованных участков должны соответствовать величинам, заказанным потребителем.
Для обеспечения равномерной толщины слоя покрытия по всей ширине дорожного полотна, необходимо срезание фрезеруемой поверхности с учетом поперечного профиля дороги.
С технологической точки зрения применение холодного фрезерования имеет ряд достоинств: оно обеспечивает снятие старого покрытия на ограниченной площади, по этой технологии возможно послойное снятие отдельных слоев (из битумоминеральной смеси или асфальтобетона), а кроме того это единственная технология, при помощи которой возможно селективное снятие и разделение на виды срезаемого материала, что создает "схватывающую" структуру поверхности, производит вертикальные и чистые кромки фрезерования для хорошей связки слоев покрытия и стыков.
Экономически холодное фрезерование является самой быстрой и самой производительной технологией для снятия поврежденных покрытий дорог и магистралей, выгодно из-за незначительных расходов на персонал и агрегаты, позволяет быстро окончить ремонтные работы, почти не ограничивая движение транспорта, имеет более долгий срок службы восстановленных покрытий дорог.
Тяжелые крупногабаритные фрезы
Рабочая ширина этих машин от 1,0 до 4,3 м при максимальной глубине фрезерования от 150 до 300 мм. Эта категория машин сконструирована для использования на больших участках восстановительных работ. Характерными особенностями таких машин являются серийное отгрузочное устройство и центральное расположение (между передним и задним мостом) фрезерного барабана.
В качестве технических достоинств тяжелых фрезеровщиков можно назвать следующие: высокая производительность при фрезеровании поверхностей на ремонтируемых участках покрытий улиц, дорог или магистралей, в одном или разных уровнях развязок путепроводов, мостов, туннелей; непосредственная отгрузка срезанного асфальтобетона на большегрузные многоосные автомобили; хорошие технические качества нивелировочной автоматики, большая глубина фрезерования слоев покрытий.
Рассмотрим достоинства и технические характеристики наиболее производительных холодных фрезеровщиков шириной захвата свыше 1000 мм известных машиностроительных фирм США и Великобритании.
Тяжелая фреза модели MW-6520
Такая фрезеровочная машина выпускается фирмой "Ingersoll Rand Co" (США). Все колеса машины ведущие и управляемые, каждое приводится в движение от собственного гидромотора через планетарный редуктор. Колеса имеют прессованные под высоким давлением монолитные резиновые шины. Габаритные размеры машины с конвейером составляют: 11025х2400х х3430 мм. Погрузочный конвейер с гидроприводом расположен спереди машины, что создает удобства при наблюдении за погрузкой снятого материала в автотранспорт, облегчает заезд самосвалов под погрузку (по ходу транспорта), снижает возможность просыпания срезанного старого асфальтобетона на дорожное покрытие и необходимость повторной уборки. Конвейер может поворачиваться на 11° в обе стороны от продольной оси машины, обеспечивая более полную загрузку автосамосвалов.
База шасси машины составляет 4340 мм. В ней расположена фреза (фрезерный барабан) шириной 1300 мм. На фрезе установлены по двум сходящимся к центру спиралям 146 быстросменных конических резцов с твердосплавными сердечниками из карбида вольфрама. Спиральное расположение резцов обеспечивает подачу материала на конвейер. Привод фрезерного барабана механический, осуществляется от системы отбора мощности двигателя через клиноременную передачу.
На фрезерной машине установлен дизельный двигатель фирмы "Detroit Diesel" модели 8V-71T мощностью 270 кВт. Двигатель тихоходный, частота вращения коленчатого вала составляет 2100 мин -1. Моторное отделение размещено на платформе сзади пульта управления. Глубина фрезерования задается оператором с помощью системы Override и регулируется двумя гидромеханическими сенсорными датчиками, установленными на обеих сторонах фрезы.
Для охлаждения резцов и обеспыливания имеется водяная система, работающая под давлением. Охлаждение резцов повышает срок их службы, а обеспыливание позволяет улучшать экологическую обстановку при работе фрезерной машины.
В передней части машины расположена платформа оператора с двумя пультами управления. Таким образом, оператор может находиться и управлять машиной как с правой, так и с левой стороны, непосредственно наблюдая за процессом фрезерования. Фрезерная машина MW-6520 предназначена для выполнения больших объемов работ на городских магистралях.
Рабочая скорость машины составляет 46,7 м/мин, транспортная - 5,7 км/ч. К месту работы фрезеровок доставляется на трейлере.
При максимальной глубине фрезерования 152 мм производительность машины составляет 553 м 3/ч.
Модель тяжелой фрезы MT-6520
Дорожная фрезеровочная машина этой модели выпускается также фирмой "Ingersoll Rand Co". Конструкция фрезеровщика идентична модели MW-6520, но ее габаритные размеры увеличены.
Отличие модели МТ-6520 состоит в установке двигателя мощностью 298 кВт и четырех гусеничных движителей, каждая гусеница имеет индивидуальный гидромотор и планетарный редуктор.
Фрезерная машина оснащена фрезой шириной 1980 мм и водяным баком вместимостью 3274 л. Максимальная глубина фрезерования составляет 152 мм. На машине установлен ленточный конвейер шириной 610 мм с гидростатическим двухступенчатым приводом. Угол поворота конвейера влево и вправо относительно продольной оси машины составляет 40°.
Фрезерная машина MT-6520 предназначена для выполнения больших объемов работ на городских магистралях и скоростных дорогах. Ее рабочая скорость составляет 35 м/мин, производительность машины достигает 632 м 3/ч.
Тяжелая фрезеровочная машина модели MT-7000
Новая холодная дорожная фреза модели "МТ-7000" фирмы "Ingersoll Rand Co" (США) предназначена для фрезерования цементобетонных и асфальтобетонных покрытий дорог, аэродромов, площадок различного назначения (терминалов, стоянок тяжелых военных машин, площадок на судоверфях, площадок разгрузки на железнодорожных станциях).
Фрезеровочная машина смонтирована на гусеничном ходу, обеспечивает ширину обрабатываемой полосы 2000 мм при глубине обработки 254 мм. В стандартном исполнении фрезерная машина снабжается установленным спереди разгрузочным конвейером, состоящим из двух частей.
Угол поворота конвейера составляет 45°. Ходовая часть машины представляет собой четыре гусеничные управляемые тележки. Гидрообъемная трансмиссия с редуктором и гидромотором, предусмотренная для каждой гусеницы, позволяет достичь высокого усилия и возможности динамического торможения. Глубина обработки срезаемого слоя дорожного покрытия с высокой степенью точности регулируется с пульта управления машины.
Скребковое устройство со съемными элементами, также управляемое с пульта управления, обеспечивает возможность сгребания срезаемого материала сзади. Общий вид тяжелого фрезеровщика модели МТ-7000 представлен на фото 1, а технические характеристики машин MW-6520, МТ-6520 и МТ-7000 фирмы "Ingersoll Rand Co" приведены в таблице.
Гамма дорожных холодных фрезеровщиков фирмы "Caterpillar" (США) включает пять моделей машин мощностью от 52 до 736 кВт, обеспечивающих ширину покрытия магистралей и скоростных дорог от 90 до 4300 мм.
Модели фрезеровщиков PR75 и PR105 снабжены смещаемой в боковые стороны фрезой, что является оптимальным при устройстве анкерных креплений на берегах рек, при восстановлении разрушенных бордюров тротуаров и водосточных желобов, откапывании траншей и обработке покрытий вокруг люков на проезжей части улиц.
Дорожная фреза модели PR75 по заказу потребителя может комплектоваться резцами диаметром от 76 до 500 мм. Масса машины этой модели составляет 6 тонн, мощность приводного двигателя 52 кВт.
Ширина обрабатываемой полосы для модели PR105 составляет 300 мм, но по заказу потребителя на ней можно устанавливать фрезы диаметром до 600 мм. Масса машины 7,7 тонн, мощность приводного двигателя составляет 66 кВт. Три ведущих и управляемых колеса обеспечивают радиус поворота по внутренней кромке, равный 3520 мм.
Ширина обрабатываемой полосы тяжелой дорожной фрезерной машины модели PR450 находится в пределах от 1,9 до 2,2 м. Простое конструктивное решение и высокий коэффициент полезного действия механической трансмиссии дают возможность передачи на фрезерный барабан мощности, равной 330 кВт. Клиноременная передача позволяет снизить ударные нагрузки в процессе работы. Трехгусеничное базовое шасси и кожух фрезы, жестко прикрепленный к ходовой раме, обеспечивают стабильную устойчивость этой машины.
По заказу потребителя поставляется калибратор-смеситель, позволяющий контролировать гранулометрический состав и однородность перерабатываемой смеси.
Дорожная фрезерная машина модели PR750 фирмы "Caterpillar", конструкция которой аналогична модели PR450, в стандартном исполнении обеспечивает ширину обрабатываемой полосы до 3 м, а по заказу потребителя - до 4,3 м. Двигатель этой машины мощностью 555 кВт и механическая трансмиссия позволяют достигать высокой производительности труда.
На такой тяжелой фрезерной машине можно монтировать калибратор-смеситель.
На тяжелой дорожной фрезерной машине модели PR1000 фирмы "Caterpillar" установлен двигатель мощностью 736 кВт, из них 555 кВт используются на привод фрезерного барабана. В стандартном исполнении ширина обрабатываемой полосы составляет 3,6 м. В настоящее время из числа машин такого класса, выпускаемых фирмой "Caterpillar" фрезерная машина этой модели считается одной из самых эффективных.
Гамма холодных дорожных фрез, выпускаемых фирмой "Simac" (США-Великобритания) включает две модели 20Т525 с двигателем мощностью 388 кВт и модель 10W230 с двигателем мощностью 170 кВт.
Ширина обрабатываемой полосы составляет 2000 и 1000 мм соответственно, глубина обработки достигает 300 мм.
Фрезерная машина модели 20Т525 отличается высокой производительностью. Она смонтирована на трехгусеничном шасси с независимым управлением, причем каждая гусеничная тележка снабжена отдельным гидроприводом с планетарным редуктором. Фрезерный барабан расположен в центральной части шасси машины. Привод фрезы осуществляется от двигателя фирмы "Cummins" (США) мощностью 388 кВт, через гидромуфту и клиноременную передачу. Масса машины составляет 33,75 тонны. Машина снабжена системой двухъярусных конвейеров, один из которых может подниматься с помощью гидравлического привода и поворачиваться в обе стороны от продольной оси машины на 40°. Фрезерный барабан машины вращается против часовой стрелки и оснащен 192 высокопрочными резцами из карбида вольфрама.
Загрузка отфрезерованного материала в автотранспорт осуществляется как в переднюю, так и в заднюю часть машины. Рабочая скорость фрезеровщика составляет 33,5 м/мин.
Производительность фрезерной машины 10W230 достигает 3000 м2 в сутки.
Фрезеровщик вращается в противоположном направлении от движения машины и снабжен 114 резцами.
Конвейер для удаления отфрезерованного материала может смещаться вправо или влево от продольной оси машины на 20°. Подъем конвейера осуществляется гидравлически. Рабочая скорость фрезы составляет 70 м/мин.
Дорожный планировщик модели СР2000
Такую высокопроизводительную машину выпускает британская фирма "Arrow Constructions Equipment Ltd". Такая машина имеет следующие отличительные особенности: двухступенчатый транспортер с задней загрузкой и возможностью поворота вправо или влево на 35° от продольной оси, что дает боковую, более равномерную, загрузку; удобство при загрузке срезанного асфальтобетона с углов площадок, тупиковых проездов, пересечений и примыканий, хороший обзор для оператора, максимальную гибкость при подрезании слоя до препятствия, имеет вторую съемную ступень транспортера.
Режущий барабан фрезеровщика СР2000 смонтирован на массивной раме с оптимальным соотношением мощности и массы.
Ременной привод через механическую коробку передач обеспечивает эффективную передачу на резцы, поглощение ударов при загрузке ременным приводом, низкую стоимость обслуживания машины, легкость снятия фрезерного барабана, подрезание до бордюрной кромки (при поднятых боковинах), применение максимально усиленных захватных коробов и резцов на барабане, максимальную глубину срезания до 6 дюймов (152,4 мм), в зависимости от качества материала, автоматическую систему выравнивания, использование водяного бака емкостью 450 галлонов (2043 л) для обеспыливающего разбрызгивания.
Рабочая площадка планировщика СР2000 и пульт управления предоставляют оператору полный обзор и возможность легкого управления машиной. Фрезерная машина полностью оснащена приборами для управления и контроля за работой рукояток и органов управления. Емкости водяного и топливного баков соответствуют потребности в одной полной проходке. Машина издает небольшой шум при работе и имеет самоконтролируемый стояночный тормоз.
Фрезерная машина СР2000 оснащена четырехколесным гидроприводом с регулируемой скоростью и трехточечной подвеской. Сплошные резиновые шины с грунтозацепами для влажной поверхности основания дороги обеспечивают эффективную тягу, гладкое фрезерование, надежный контроль глубины срезания, минимальное повреждение материала основания дороги.
Технические характеристики холодного планировщика модели СР2000 приведены в таблице, на рис. 2 показан вид в профиль и спереди машины СР2000.
Дорожная фрезерная машина модели Dresser Galion SP-780
Такая фреза выпускается фирмой "Dresser Construction & Mining Equipment" (США). Фрезеровщик обладает хорошей маневренностью и высокой транспортной скоростью (до 38,6 км/ч).
Рабочая скорость машины составляет 0-36 м/мин. Трансмиссия имеет пятискоростную коробку передач с ходоуменьшителем и гидростатическим приводом, обеспечивающим бесступенчатое изменение скорости движения фрезерной машины.
Фрезерный барабан машины диаметром 930 мм и шириной захвата 1981 мм оснащен автоматической регулировкой прижима к поверхности срезаемого дорожного покрытия в зависимости от сопротивления покрытия фрезерованию. На барабане установлены 135 конических резцов. Держатели резцов сменные, с болтовым креплением, что позволяет быстро менять инструмент.
Фрезерный барабан может перемещаться вправо или влево, обеспечивая обхо
Во время работы автоматически поддерживаются продольные и поперечные уклоны машины, которые обеспечивают заданный профиль обрабатываемого покрытия дороги.
Обеспыливание и охлаждение инструмента осуществляются распылением воды. Вместимость водяного бака составляет 2207 л.
Два ленточных конвейера, установленных спереди машины, осуществляют погрузку срезаемого материала в тяжелые самосвалы. Высота выгрузки асфальтовой крошки составляет 3861 мм.
На фрезеровщике установлен дизельный двигатель номинальной мощностью 269 кВт. Общая масса машины достигает 24 229 кг.
Фрезерная машина SP-780 оборудована комфортабельной, герметичной кабиной, обеспечивающей хороший обзор для оператора и оснащенной клавишным и тумблерным дистанционным управлением, а также кондиционером.
Технические характеристики фрезеровщика SP-780 приведены в таблице.
Дорожная фреза модели ER-3000
Такая фрезерная машина производится фирмой "Sakai Heavy Industrial Ltd." (Япония).
Компоновка машины, точнее ее шасси, аналогична тяжелому грейдеру. Она включает хребтовую раму, два передних управляемых и четыре задних ведущих колеса.
Габаритные размеры фрезеровщика составляют: 9050 х2470х2550 мм. База машины достигает 6000 мм, в которой расположен фрезерный барабан шириной 2000 мм. Глубина фрезерования достигает 150 мм. Особенностью и достоинством модели ER-300 является возможность выдвижения фрезы вбок на 215 мм, что позволяет выполнить фрезерование непосредственно у бортового камня.
На машине установлен двигатель Mitsubishi S6B-TA мощностью 250 кВт. Трансмиссия хода машины гидростатическая. Вспомогательная трансмиссия механическая, она имеет шесть передач. Транспортная скорость фрезеровщика достигает 24 км/ч. Диапазон рабочих скоростей составляет 0-10 и 0-30 м/мин.
Как видно из описания машины, преимуществами фрезеровщика ER-300 являются возможность бокового выдвижения фрезерного барабана и высокая транспортная скорость машины. Технические характеристики машины ER-300 приводятся в таблице.
Технические характеристики дорожных фрез шириной захвата 1000-2000 мм
Наименование показателей | Ед. изм. | Модели | |||||
MW-6520 | MT-6520 | МТ-7000 | СР-2000 | Dresser Galion SP-780 | ER-300 | ||
Фирма | “Ingersoll Rand Co” | “Ingersoll Rand Co” | “Ingersoll Rand Co” | “Arrow Construction Equipment Ltd.” | “Dresser Construction & Mining Equipment” | “Sakai Heavi Industries Ltd.” | |
Страна-изготовитель | США | США | США | Великобритания | США | Япония | |
Колесная формула | 4х4 | Гусеничный движитель 4х4 | Гусеничный движитель 4х4 | 4х4 | 4х4 | 6х4 | |
Управляемые колеса | Передние и задние | Передние и задние | Передние и задние | Передние и задние | Передние и задние | Передние | |
Шины | Резиновые прессованные | Гусеницы | Гусеницы | Резиновые прессованные | Резиновые прессованные | Резиновые 14.00-24-16 | |
Габаритные размеры: | |||||||
длина (без конвейера) | мм | 11025 (5610) | 13410 | 13106 | 12960 | Нет данных | 9050 |
ширина | мм | 2400 | 2440 | 2591 | 2590 | Нет данных | 2470 |
высота (без конвейера) | мм | 3430 (2670) | 4370 (2713) | 4511 (2591) | 3960 | 3861 | 2550 |
Масса рабочая (транспортная) | кг | 20500 (18500) | 27900 | 35000 (32205) | 22700 | 24229 | 21500 |
База | мм | 4340 | 5765 | 5791 | Нет данных | Нет данных | 6000 |
Дорожный просвет | мм | Нет данных | Нет данных | Нет данных | Нет данных | Нет данных | 325 |
Радиус поворота | мм | Нет данных | Нет данных | Нет данных | Нет данных | Нет данных | По наружному контуру 12000 |
Двигатель: | |||||||
фирма-изготовитель | Detroit | Detroit | Cummins | GM | Нет данных | Mitsubishi | |
тип | Дизель | Дизель с турбонаддувом | Дизель с турбонаддувом | Дизель с воздушным охлаждением | Нет данных | Дизель с турбонаддувом | |
модель | 8V-71T | 8V-71TA | KTA-19P525 | 8V-71T | Нет данных | S6B-TA | |
мощность | кВт | 270 | 298 | 407 | 265 | 269 | 250 |
частота вращения коленчатого вала | мин-1 или об/мин | 2100 | 2100 | 1500 | 2100 | Нет данных | 2100 |
напряжение в электросистеме | В | 24 | 24 | 24 | Нет данных | Нет данных | 24 |
Фреза: | |||||||
привод | Механический от BOM клиноременной передачи | Механический от BOM клиноременной передачи | Механический от BOM клиноременной передачи | Механический от BOM клиноременной передачи | Нет данных | Гидростатический двухступенчатый | |
диаметр | мм | Нет данных | Нет данных | 1082 | 950 | 930 | Нет данных |
ширина | мм | 1300 | 1980 | 1980 | 2000 | 1981 | 2000 |
глубина фрезерования | мм | 0-152 | 0-152 | 0-254 | 0-150 | Нет данных | 0-150 |
количество резцов | шт. | Нет данных | 138 | 137 | 167 | 135 | Нет данных |
Привод транспортного хода | Гидростатический на 4 колеса | Гидростатический на 4 гусеницы | Гидростатический на 4 гусеницы | Гидростатический на 4 колеса | Нет данных | Гидростатический | |
Транспортная скорость | км/ч | 0-5,7 | 0-4,2 | 0-5,3 | 0-6 | 38 | 0-24 |
Рабочая скорость | м/мин | 0-46,7 | 0-35 | 0-35 | 0-31 | 0-36 | 0-10; 0-30 |
Емкости: | |||||||
вместимость бака для горючего | л | 475 | 511 | 946 | 568 | Нет данных | Нет данных |
вместимость бака для гидравлической жидкости | л | 118 | 208 | 208 | Нет данных | Нет данных | Нет данных |
вместимость бака для воды | л | 2100 | 3274 | 3785 | 2546 | 2207 | 1500 |
Удельные показатели: | |||||||
удельная мощность | кВт/м | 207,7 | 150,5 | 197,5 | 132,5 | 135,8 | 125 |
удельная масса | кг/м | 15769,2 | 14091 | 17677 | 11350 | 12230,7 | 10750 |
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 46 за 1999 год в рубрике выставки