Строить по стандартам


Деятельность строительной отрасли обеспечивает формирование основных фондов всех других отраслей экономики и поэтому наиболее полно отражает состояние и тенденции общественно-политического и социально-экономического развития государства. В условиях перехода к рыночным отношениям в экономике возникающие проблемы в сфере инвестирования отражаются, прежде всего, на строительной деятельности во всем многообразии составляющих ее направлений.

Продиктованная новыми условиями хозяйствования необходимость реформирования строительного комплекса с целью повышения качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции потребовала создания национальной системы технического нормирования и стандартизации в строительстве.

Главной задачей национальной системы станет наработка и постоянное совершенствование технических нормативных документов, которое обеспечит безопасность жизни и здоровья людей, устойчивость и долговечность зданий, сооружений, их пожарную безопасность, а также защиту природной среды, экономию энергоресурсов и многое другое.

В совокупности все виды нормативно-технических документов в строительстве должны определять необходимое качество зданий и сооружений, систем инженерного обеспечения, строительных материалов и изделий, конструкций и технологических процессов, и, кроме того, регламентировать взаимопонимание всех участников инвестиционного процесса.

Основные направления в осуществлении этой работы определены концепцией государственной системы технического нормирования и стандартизации в строительстве, одобренной постановлением Совета Министров Республики Беларусь №426 от 2 июля 1993 года.

На основании этой концепции Министерством архитектуры и строительства республики совместно с Госстандартом была разработана Программа создания национальной системы нормативно-технической базы в строительстве, соответствующая основным направлениям концепции.

В течение 1995-1999 годов в отрасли разработано более 250 нормативно-технических документов.

В соответствии с программой создания национального комплекса нормативно-технических документов в строительстве в стадии разработки находится около 300 документов.

Финансирование этих разработок осуществляется централизованно за счет средств бюджета и фонда строительной науки (ежегодно на эти цели расходуется около 50 млрд рублей).

Нормативно-техническая документация разрабатывается как Техническими Комитетами по нормированию и стандартизации при ГП "Стройтехнорм", так и Межгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации, техническому нормированию и сертификации при Межправительственном Совете по сотрудничеству в строительной деятельности. С целью повышения качества и конкурентоспособности строительной продукции используется опыт лучших зарубежных аналогов, в частности, в разработке стандартов системы DIN. В первую очередь разрабатываются нормативно-технические документы, направленные на повышение качества и конкурентоспособности строительной продукции, снижение ее материало- и энергоемкости.

Концепция Государственной системы нормирования и стандартизации в строительстве предусматривает, что межгосударственные стандарты и нормы Республики Беларусь должны содержать только обязательные требования.

Повышение качества и конкурентоспособности, снижение энерго- и ресурсоемкости строительных материалов, изделий и конструкций, производимых промышленными предприятиями, выведение их на уровень лучших отечественных и зарубежных аналогов осуществляется путем введения более высоких требований в разрабатываемые нормативно-технические документы. Ужесточение качественных показателей производится на основе результатов НИР требований потребителей, передового отечественного и зарубежного опыта.

Финансовые затраты на разработку нормативно-технических документов имеют высокую эффективность. Так, введение в действие государственного стандарта "Блоки из ячеистых бетонов стеновые мелкие. Технические условия" с включением в него блоков средней плотности марок 350-400 позволило снизить расход энергоресурсов до 15% за счет сокращения затрат при помоле сырья и автоклавной обработке, снизить затраты энергорсурсов при укладке блоков на клею до 15%.

Включение в стандарт "Кирпич и камни керамические. Технические условия" кирпича с повышенной пустотностью (до 30%) позволит снизить его себестоимость за счет снижения расхода сырья и энергоресурсов при сушке и обжиге.

В государственном стандарте "Плиты бетонные и железобетонные для тротуаров и дорог. Общие технические условия" установлены повышенные требования к морозостойкости бетона, что повышает долговечность изделий и исключена регламентация геометрических размеров и конфигурации тротуарных плит. Эффективность в данном случае выражается и в большей эстетике архитектурного облика объектов благоустройства.

Введение в действие пособия "Проектирование и строительство тепловых сетей из теплогидропредизолированных труб" и государственного стандарта "Трубы теплогидропредизолированные. Технические условия" позволяет сократить сроки строительства в 3-4 раза, увеличить срок службы трубопроводов, снизить потери тепла в 3-3,8 раза по сравнению с обычной прокладкой.

Введение в действие государственного стандарта "Составы полимерные "Полимикс". Технические условия" с техническими показателями, соответствующими аналогичным показателям стандартов системы DIN, позволяет использовать отечественное сырье и материалы для их производства и исключить импорт аналогичных отделочных материалов.

Введение в действие государственного стандарта на добавку ускорителей твердения "Полиметаллический водный концентрат. Технические условия" и применение ее для малоэнергоемкой и беспропарочной технологии изготовления бетона дает возможность сократить расход тепловой энергии до 30%, а в некоторых случаях отказаться от тепловой обработки. Это только некоторые документы, введенные в действие в последнее время.

Девиз "Строить по стандартам" не воспринимается строительной общественностью как сокращение типов зданий, квартир и их архитектурно-планировочным решениям. В подтверждение этого следует отметить внедрение в практику строительство жилых домов на основе каркасных систем из изделий предприятий сборного железобетона и домостроительных комбинатов, активную реализацию программы строительства усадебных домов. Интересны технические решения надстройки этажей и мансард над эксплуатируемыми зданиями. При этом комфортность квартир удовлетворяет вкусам и запросам застройщиков с различным уровнем достатка.

Министерство успешно сочетает проведение научно-технической политики с реализацией Концепции государственной системы технического нормирования и стандартизации в строительстве.

Более 50 научно-технических разработок по тематике научно-исследовательских институтов воплощены во введенных строительных нормах, пособиях, стандартах.

Министерство рассматривает создание Национальной системы технического нормирования и стандартизации как набор необходимых и достаточных документов для обеспечения высокого качества строительной и промышленной продукции. В этих же целях в республике действуют и развиваются следующие направления: добровольная и обязательная сертификация строительных материалов и изделий; техническое освидетельствование импортных строительных материалов и изделий; обязательное проведение государственной экспертизы проектной документации; лицензирование всех субъектов хозяйствования, занимающихся производственной деятельностью в строительстве; государственный строительный надзор за строительством объектов; ведомственный контроль соблюдения стандартов на промышленных предприятиях; внедрение систем управления на основе международных стандартов ИСО 9000.

Рассмотрим наиболее важные направления этой деятельности. Сертификация строительных материалов и изделий введена в Республике Беларусь с 1994 года и до 1 июля 1998 года носила добровольный характер.

Динамика выдачи сертификатов соответствия на продукцию весьма положительна. Если в 1994 году было сертифицировано 40 изделий, то за 9 месяцев 1999 года только ГП "Стройтехнорм" промышленным предприятиям выдал 348 сертификатов соответствия, в том числе по обязательной сертификации 173.

С 1 июля 1999 года 8 видов продукции подлежат обязательной сертификации: это элементы благоустройства, ряд столярных изделий, краски, эмали и др. С 1 января 2000 года этот перечень пополнят еще 9 наименований изделий строительного назначения. В 2003 году обязательной сертификации будут подлежать строительные материалы и изделия.

Проведением сертификации в настоящее время занимаются 17 аккредитованных организаций, в том числе 4 из числа организаций Минстройархитектуры.

Сертификацию продукции для строительства проводят центры по стандартизации и метрологии Госстандарта и 4 организации Минстройархитектуры. Координация организационно-методических вопросов их деятельности в настоящее время недостаточна. Не в полной мере отвечает требованиям информационное обеспечение работ по сертификации среди субъектов хозяйствования министерства и прочих организациях. Нет достаточного анализа о количестве и составе субъектов хозяйствования, уклоняющихся от проведения обязательной сертификации, а также о предприятиях, которым в сертификации продукции отказано из-за некачественных технологий. Вместе с тем, эти предприятия продолжают поставки продукции на объекты, что противоречит действующим требованиям. Эти проблемы будут обсуждены совместно с Госстандартом и приняты соответствующие решения. Что касается технического освидетельствования импортных строительных материалов и изделий, то некоторые специалисты склонны считать, что такое техническое освидетельствование, введенное с 1 октября 1997 года, является исключительной мерой защиты внутреннего рынка. На самом деле техническое освидетельствование препятствует проникновению некачественных материалов на наши объекты (импортное не всегда является качественным) и подтверждает возможность их применения в пределах действующих нормативов на территории Республики Беларусь. В связи с этим, по результатам накопленного опыта с октября 1997 года переработан руководящий документ в строительстве о порядке выдачи технических свидетельств. В сферу технического освидетельствования в настоящее время включены только строительные материалы и изделия, исключается техническое освидетельствование материалов и изделий, не имеющих нормативных документов.

Что касается внедрения систем управления качеством, базирующихся на основе международных стандартов ИСО 9000, то Минстройархитектуры совместно с Госстандартом приняли решение о разработке и внедрении систем качества на базе стандартов ИСО серии 9000. Утверждены строительные нормы "Всеобщее руководство качеством в строительстве. Основные положения". В настоящее время уже разработаны и вводятся в действие пособия к нормам по системам качества в проектных организациях, строительно-монтажных организациях и на предприятиях промышленности строительных материалов, изделий и конструкций. В свое время практически каждое предприятие прошло через этапы внедрения таких систем и сейчас основы этой работы вновь возвращаются к нам на новом методологическом уровне. Именно наличие системы качества, сертифицированной на соответствие стандартам ИСО 9000, является гарантией высокого качества предлагаемой продукции для любых потребителей.

В соответствии с утвержденной Программой поэтапного внедрения на предприятиях и в организациях строительного комплекса систем качества на оказание методическо-консультационной помощи, при разработке и внедрении систем качества на базе стандартов ИСО серии 9000, проектными, изыскательскими, строительно-монтажными и другими предприятиями строительного комплекса из инновационного фонда Минстройархитектуры выделены финансовые средства в объеме 5 млрд рублей.

Приказом от 4 мая 1999 года №108 определены базовые предприятия и организации по подготовке к внедрению систем качества на базе стандартов ИСО серии 9000, а именно: ОАО "Институт Минскгражданпроект", ГП "Геосервис", ОАО "Солигорскпромстрой", Молодечненский ЗЛМК, ОАО "Керамин".

Качество строительной продукции - это основной показатель конкурентоспособности предприятий, работающих в строительном комплексе республики, эффективности и надежности их производственной деятельности. Повышение качества продукции предприятий отрасли строится на требованиях правительства республики.

Государственная программа "Качество", разработанная Госстандартом, определяет основные направления деятельности министерств, органов государственного управления, всех субъектов хозяйствования в области повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции и услуг. Короткий период реализации программы 1998-2000 годов, по уровню качества и конкурентоспособности, должен обеспечить быстрый переход на критерии и параметры, используемые в мировой практике, и оказать эффективное воздействие на оздоровление промышленного комплекса республики, улучшение финансового состояния предприятий, увеличение экспорта отечественной продукции.

Программой предусмотрен большой комплекс правовых, методических и организационных мероприятий межотраслевого характера, обеспечивающих внедрение современных, эффективных методов управления качеством, повышение конкурентоспособности и экспортных возможностей товаропроизводителей.

Качество должно стать национальной идеей, консолидирующей усилия государства и производителей в решении проблем повышения имиджа Республики Беларусь в мировом сообществе и повысить уровень жизни населения республики.

В строительной отрасли существенное улучшение качества до настоящего времени, к сожалению, не достигнуто. Ряд мер по совершенствованию работы строительного комплекса в условиях перехода к рыночной экономике, предусмотренных Советом Министров Республики Беларусь, не реализован в полном объеме.

Решением этой проблемы, основой создания системы качества в строительной отрасли, должна стать реализация условий, при которых предприятия становятся сами заинтересованы в повышении качества собственной продукции.

Необходимо особо отметить, что высокое качество продукции тесно связано с социально-культурным фактором. Можно сколько угодно рассуждать, создавать теории, совершенствовать технологии, но до тех пор, пока мы не поймем, что качество начинается с квалификации работников - существенных сдвигов не будет. Персонал является главным ресурсом в системе качества, поскольку факторы, создающие условия для обеспечения и улучшения качества, являются, в первую очередь, не столько технические, организационные или экономические, а прежде всего социальные.

В стандарте ИСО 9000 об обеспечении качества сказано: "Квалифицированные, умеющие мотивировать свои действия сотрудники при умелой поддержке сдвигают горы". Современный менеджмент качества основывается на определенной философии и использует инструменты, которые являются не только перспективными, но и совершенно обязательными, если их правильно использовать.

Таким образом, качество продукции должно стать прежде всего основной задачей и политикой каждой строительной организации. Система качества на предприятии может быть успешно введена только тогда, когда его руководство сознательно поддерживает мероприятия, определенные в Указе Президента Республики Беларусь №268 от 20 мая 1998 года, где сказано: "Определить важнейшим направлением повышения качества продукции отечественного производства - создание на предприятиях систем управления качеством в соответствии с требованиями международных стандартов ИСО серии 9000".

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что стандартизация - это регулирование рынка, это возможность регулирования товарных потоков во внешнеэкономической деятельности. Стандартизация - это возможность повышения технического уровня и качества продукции.

Леонид СОКОЛОВСКИЙ, начальник Главного управления строительной науки и нормативов Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 46 за 1999 год в рубрике экономика

©1995-2024 Строительство и недвижимость