Энергоресурсы стройкомплекса: чрезвычайные меры
Осень стала тяжелым испытанием для строительной отрасли Беларуси. Республиканская комиссия по контролю за своевременным погашением задолженности за потребляемые природный газ и энергию, президиум Совета Министров, глава государства подвергли резкой критике министерство за крайне неблагополучную обстановку с оплатой за потребляемые энергоресурсы.
В связи с этим вопрос о мерах по оплате подведомственными субъектами хозяйствования потребляемых энергоресурсов был обсужден 21 октября на заседании коллегии министерства.
На заседании отмечено, что по состоянию на 1 октября 1999 г. уровень оплаты природного газа с начала года составлял 78,2%, электрической и тепловой энергии 76,2%.
Общий долг по состоянию на 1 октября текущего года с учетом задолженности прошлых периодов составляет; 5472,1 млрд рублей за газ и 4200,5 млрд рублей за энергию. По уровню оплаты за энергоресурсы среди субъектов хозяйствования отрасль находиться на одном из последних мест.
Положение дел начало осложняться в 1 полугодии 1999 г. ввиду значительного ухудшения финансового состояния многих предприятий и организаций, снижения их платежеспособности.
В определенной степени такое положение вызвано, по мнению специалистов министерства, рядом причин, не зависящих от результатов хозяйственной деятельности предприятий. Это рост стоимости энергоресурсов, неполное соответствие установленного порядка ценообразования реальному росту производственных затрат, инфляционные процессы, механизм курсообразования, расходы на содержание объектов социальной сферы и жилищного фонда, большие налоговые нагрузки.
Вместе с тем коллегия отметила, что многими руководителями до настоящего времени не принимаются необходимые меры по решению данного вопроса, проявляется приниженная требовательность к соответствующим службам, хотя задача перед ними в 1999 г. оставалась прежней: обеспечить в наступившем году прежде всего стопроцентную оплату текущего потребления газа и энергии.
Многие руководители объединений, предприятий и организаций проявили беспомощность. Особенно неблагополучно с оплатой во многих организациях областных объединений по сельскому строительству, на наиболее энергоемких предприятиях промышленности, на предприятиях индустриального домостроения.
В результате задолженность за январь-сентябрь соответственно возросла на 2929,6 млрд рублей по газу и на 3273,4 млрд рублей за энергию.
Создавшееся в текущем году положение связано также с тем, что наиболее неблагополучно обстоят дела, как правило, у некоторых крупных предприятий. Руководители этих предприятий в течение 1995-1998 годов, как правило, постоянно не обеспечивали оплату потребленных энергоресурсов.
Среди них: ОАО "Красносельскцемент" - уровень оплаты с начала 1999 года за газ - 46%; Витебское ОАО "Доломит" - уровень оплаты за электрическую энергию с начала года - 14%; Белорусский цементный завод - уровень оплаты за энергию - 62,3%; ОАО "Гомельстекло - уровень оплаты за энергию - 46,6%, за газ - 54%; Борисовский хрустальный завод - за газ уровень оплаты - 67%. Эти крупнейшие потребители повлияли на показатели оплаты ТЭР в целом по министерству.
Объединение "Витебский ДСК", Климовичский комбинат стройматериалов, Бобруйское ГППСК, Горынский КСМ, Горыньский ЗОФК, ОАО "Силикат" (г. Бобруйск) в текущем году еще не приступали к ликвидации задолженности за энергию.
Резко снизили уровень оплаты энергоресурсов в текущем году ГП "Гранит" (г.п. Микашевичи), ОАО "Мозырский завод СЖБ-12", ПО "Кричевцементошифер".
Не обеспечивают в полном объеме оплату текущего потребления строительные организации - АП "Стройтрест №12"; АП "Стройтрест №13"; СПОАП Трест №28 "Витебекгражданжилстрой"; АСМФ "Гроднопромстрой"; объединения "Гроднооблсельстрой", Витебскоблсельстрой"; "Минскоблсельстрой" и ряд других предприятий и организаций.
Учитывая сложившуюся обстановку с оплатой энергоресурсов, министерство вынуждено было предпринять чрезвычайные меры по обеспечению начиная с сентября 1999 г. 100% оплаты за текущее (по месячное) потребление природного газа и энергии, а также погашению задолженности за эти энергоресурсы, образовавшиеся в 1999 г., в сроки, согласованные с энергоснабжающей организацией. Дополнительно этот вопрос рассмотрен на совещаниях в министерстве с участием первых руководителей предприятий 15 и 24 сентября текущего года.
Принято решение установить жесткий контроль за состоянием оплаты энергоресурсов наиболее крупными должниками с предоставлением информации не реже двух раз в неделю.
Постановлением коллегии от 2 сентября 1999 г. за неудовлетворительную оплату потребленных энергоресурсов ряду руководителей предприятий объявлены взыскания, некоторые освобождены от занимаемой должности. Представителям государства в акционерных обществах "Мозырьский завод СЖБ-12", ОАО "Силикат" поручено рассмотреть на внеочередных заседаниях правлений положение дел с оплатой энергоресурсов с привлечением к ответственности руководителей.
За неприятие должных мер по обеспечению оплаты потребленных энергоресурсов предприятиями и организациями отрасли привлечены к дисциплинарной ответственности ряд руководящих и ответственных работников аппарата министерства.
Вместе с тем министерством предприняты и реализуются другие меры по ликвидации задолженности за энергоносители. Совместно с предприятиям и прорабатывается вопрос зачета за энергоносители по системе "Двойных складских свидетельств" с ГП "Белстройэкспорт" и Коммерческим банком (г. Москва) в обмен на собственную продукцию. Эта работа успешно проводится Российской Федерацией уже в течении нескольких лет.
Решен вопрос с Нацбанком Республики Беларусь по отпуску строительных материалов (цемент, шифер и других) фирмам, которые рассчитываются за потребленный газ и электроэнергию без выхода белорусских денег за пределы республики.
Рассматривается вопрос проведения зачета за энергоносители по векселям Белгазпромбанка с фирмой "Стройтрансгаз" Российской Федерации. Для финансового оздоровления наиболее крупных задолжников по платежам за энергоресурсы министерством предприняты следующие меры.
Подготовлено и принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 6 сентября 1999 г. №1386 о предоставлении Белорусскому цементному заводу отсрочки по погашению задолженности за потребленные электроэнергию и газ.
Подготовлен и принят указ президента "О создании мощностей по производству цемента".
Подготовлен и находится на рассмотрении в Совете Министров Республики Беларусь проект постановления по ОАО "Гомельстекло", принятие которого позволит обеспечить акционерному обществу решение вопроса погашения задолженности за энергоресурсы.
Принятые чрезвычайные меры позволили поднять уровень оплаты с начала 1999 года за потребленный газ с 62,3% до 78,2%. При этом уровень текущей оплаты в сентябре потребленного газа по состоянию на 1 октября текущего года, по оперативной информации концерна "Белтопгаз", составил 306,5%.
Впервые за текущий период задолженность не увеличилась, а была уменьшена на 888,2 млрд рублей. Уровень оплаты с начала 1999г. за потребленную тепловую и электрическую энергию поднялся с 34,6% до 76,2%. При этом уровень текущей оплаты в сентябре потребленной энергии по состоянию на 01.10.99 г., по оперативной информации концерна "Белэнерго", составил 103%.
Коллегия отметила, что информация об оплате поступает от областных организаций концернов "Белэнерго" и "Белтопгаз" с определенной задержкой. Поэтому рекомендовано руководителям предприятий при оплате за энергоресурсы, особенно за счет взаимозачетов, договоров уступок, оперативно предоставлять эти материалы региональным подразделениям Энергонадзора и Белтопгаза, чтобы они своевременно могли передать ее для обобщения в головной центр и с их отметками оперативно передавать ее в министерство.
Вместе с тем в отрасли есть немало предприятий, руководители которых со всей ответственностью подходят к одной из первейших обязанностей - оплате потребленных энергоресурсов. Казалось, эти предприятия выпускают аналогичную продукцию, находятся в тех же условиях, имеют те же обязанности по уплате платежей по налогам и во внебюджетные фонды, выплате заработной платы, развитию социальных потребностей трудового коллектива.
В то же время они постоянно находят средства для полной оплаты потребляемого газа, электрической и тепловой энергии.
Среди них ОАО "Гомельстройматериалы", АП "Минский комбинат силикатных изделий", ОАО "Брестский комбинат стройматериалов", ОАО "Оршастройматериалы", АП "Сморгоньсиликатобетон", Витебское ОАО "Керамика", ОАО "Радошковичский керамический завод", стеклозавод "Неман", ОАО "Лидастройматериалы", АП "Стройтрест №2", строительно-монтажный трест №22, ОАО "Нефтезаводмонтаж", ГППСО "Брестоблсельстрой" и другие.
Указанные руководители используют не только поступающие на расчетный счет финансовые средства от реализации продукции и услуг, но и находят способы товарных расчетов за потребленные энергоресурсы, банковские кредиты и другие средства.
Учитывая, что цена на газ и тарифы на энергию связаны с курсом доллара США и индексируются при его изменении на момент выставления счетов и день оплаты их, было бы выгодно при отсутствии средств брать кредит банка и осуществлять предоплату газа и энергии. Иногда могут быть отказы от предоплаты со стороны отдельных газо- и энергоснабжающих организаций.
В таких случаях министерство должно оказывать максимальную помощь предприятиям. Но в первую очередь всем руководителям необходимо обеспечить стопроцентную оплату текущего энергопотребления. Для выполнения этой задачи необходимо применять все средства.
Коллегия потребовала улучшить контроль за осуществлением оплаты потребленных энергоресурсов как со стороны руководителей предприятий, так и на уровне министерства, а также улучшить сбор и обработку информации о платежах за природный газ, тепловую и электрическую энергию.
Руководителям объединений и предприятий, имеющих наибольшую задолженность за природный газ и энергию, рекомендовано в кратчайшие сроки разработать и реализовать программы обеспечения оплаты текущего энергопотребления и поэтапного погашения имеющейся задолженности предыдущих периодов.
Своевременно предоставлять оперативную (еженедельную) информацию об оплате за текущее потребление энергоресурсов в министерство.
Главному управлению экономики совместно с отраслевыми главками активизировать работу по решению вопроса реструктуризации задолженности в правительстве республики. Главному управлению экономики, Главному управлению промышленности строительных материалов и конструкций, Главному управлению строительства совместно с ГП "Белтрансгаз", концернами "Белэнерго" и "Белтопгаз" проработать вопрос о внесении предложения в Минстат об установлении государственной оперативной отчетности о результатах оплаты потребляемого газа, электрической и тепловой энергии.
Главным и самостоятельным управлениям министерства, представителям государства в органах управления акционерными обществами руководствоваться приказом Минстройархитектуры от 28 сентября 1999 г. №288 "Об усилении зависимости оплаты труда руководителей предприятий, объединений и организаций, находящихся в ведении министерства, от результатов финансово-хозяйственной деятельности". Руководителям предприятий принять чрезвычайные меры по обеспечению стопроцентной оплаты за текущее потребление энергоресурсов. Всем службам аппарата министерства повысить требовательность и усилить контроль в вопросе оплаты энергопотребления подведомственными субъектами хозяйствования.
Расчеты за потребляемые энергоресурсы в отрасли во многом зависят от состояния работы по энергосбережению. Поэтому энергосбережение является приоритетным направлением в работе отрасли.
За период с 1995 по 1999 год затраты энергоресурсов по министерству на миллион рублей произведенной продукции в сопоставимых ценах января 1998 года снизились со 133 кг условного топлива на млн рублей до 96 кг условного топлива на млн рублей. Реальная экономия за этот же период составила 218 000 тонн условного топлива.
В министерстве разработана и реализуется программа по энергосбережению на 1999 год, реализация мероприятий которой за 9 месяцев текущего года обеспечила снижение потребления энергоресурсов на 10% к уровню 1998 года, при этом экономия энергоресурсов составила 63000 тонн условного топлива.
Программа предусматривает выявление потенциала энергосбережения в строительном комплексе и определение наиболее эффективных путей ее реализации; максимальное использование местных видов топлива, отходов производства, снижение импорта топливно-энергетических ресурсов; создание условий для снижения затрат на производство продукции и повышение ее конкурентоспособности; координацию усилий и средств всех участников работ по эффективному использованию топливно-энергетических ресурсов.
Одновременно коллегия отметила, что не все запланированные к внедрению мероприятия реализуются.
Так, срывается внедрение очень важного для отрасли объекта - противодавленческой турбины на ОАО "Барановичидрев", ввод котельной на отходах древесины ОАО "Гродно-древ", ввод в эксплуатацию автоматизированной системы учета энергоресурсов на БЦЗ и ряд других мероприятий.
Основные причины срыва - непринятие должных мер руководителями предприятий, а также отсутствие соответствующих денежных средств.
За 9 месяцев текущего года не внедрили ни одного энергосберегающего мероприятия Климовичский КСМ, ОАО "ЗСЖБ-12", ОАО "Силикат" (г. Бобруйск), ОАО "Стеклозавод "Октябрь", где экономии энергоресурсов нет.
Наблюдается низкое качество отчетов по внедрению мероприятий по энергосбережению на таких предприятиях, как Горынский КСМ, АФ "Агрос", Белорусский цементный завод, ОАО "Автоспецтрансстрой" (г. Молодечно).
Многие предприятия отчитываются по мероприятиям, которые не квалифицируются как энергосберегающие.
Это планово-предупредительный ремонт, ремонт оборудования, технологические режимы и т.д. (Слонимский дробильно-сортировочный завод, завод ЖБИ-5 (г. Мозырь), завод "Строммаш" (г. Минск).
Допущен перерасход норм расхода топливно-энергетических ресурсов на производство продукции в ОАО "Керамика" (г. Витебск), Горынском КСМ, ОАО "Красносельскцемент", ГП "Минский завод стройматериалов".
Несмотря на то, что дважды в постановлениях коллегий указывалось на отсутствие норм расхода топливно-энергетических ресурсов на производство продукции гомельским заводом "Стром-автолиния", до сих пор они отсутствуют. Это свидетельствует о том, что работа по энергосбережению не проводится совсем.
В министерстве нет необходимой информации об объемах финансирования предприятий РБ из фондов Госкомэнергосбережения, несмотря на неоднократные запросы.
Учитывая, что строительная продукция в республике в полном объеме на следующий год не будет востребована, предполагается снижение объемов производства на 20%, коллегия обратилась к руководителям, присутствующим на заседании, определить обоснованный целевой показатель по энергосбережению на 2000 год с учетом указанного объема производства промышленной продукции.
В министерстве большая номенклатура выпускаемой продукции, и разработать методики по нормированию топливно-энергетических ресурсов за период времени, определенный Госкомэнергосбережения, было невозможно.
В настоящее время согласована методика по нормированию топливно-энергетических ресурсов на железобетонные изделия.
В Госкомэнергосбережения представлена на согласование инструкция по нормированию расхода ТЭР для предприятий по производству керамических стеновых материалов и дренажных труб, мягкой кровли, рубероида, кирпича силикатного. Но на данный момент все областные управления Госкомэнергосбережения не принимают расчеты технически обоснованных норм предприятий при согласовании норм расхода ТЭР, ссылаясь на отсутствие методик. Учитывая это, Минстройархитектуры попросило продлить срок разработки методик до 2000 года.
В 2000 году перед министерством стоят еще более сложные задачи в области энергосбережения. Начата разработка программы энергосбережения на следующий год, и в нее будут включены все мероприятия, которые позволят выполнить установленные показатели по энергосбережению.
Предприятиям предписано вовремя представить мероприятия по энергосбережению на 2000 год для включения в отраслевую программу, а также в областные программы по энергосбережению с целью финансирования мероприятий.
До конца года и в первом полугодии 2000 года следует провести в соответствии с графиком энергетическое обследование предприятий с целью выявления резервов экономии энергоресурсов, разработки технически обоснованных норм на все виды продукции, работ.
По вопросам расчетов за энергоресурсы и по энергосбережению коллегией приняты соответствующие постановления.
По материалам заседания коллегии Минстройархитектуры подготовил Владимир КИНЧИКОВ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 43 за 1999 год в рубрике энергетика