Счастье творчества


Есть личности, вклад которых в развитие отечественной культуры трудно переоценить. Жителям Беларуси, гостям республики из ближнего и дальнего зарубежья тяжело было бы представить облик наших городов, и в первую очередь Минска, без тех градостроительных ансамблей, жилых и общественных зданий, памятников и мемориальных комплексов, автором которых является заслуженный архитектор республики, лауреат Государственной премии Республики Беларусь, академик Белорусской академии архитектуры, член-коресспондент Петровской академии наук и искусств (РФ) Г. В. Сысоев. 17.10.1999 г. Георгию Васильевичу исполнилось 80 лет - прекрасный возраст, позволяющий человеку творческому активно участвовать в архитектурной жизни страны, используя накопленные знания и богатый жизненный опыт.



Корреспондент "СиН" встретился с Г. В. Сысоевым, чтобы от имени редакции газеты поздравить со знаменательной датой, попросить поделиться с читателями страницами творческой биографии, а также дать оценку состоянию белорусской архитектуры на современном этапе.

- Георгий Васильевич, неоднократно приходилось слышать мнение, что многое из созданного под влиянием новейших веяний, через 20-30 лет выглядит порой безнадежно устаревшим, памяткой определенного этапа развития культуры и только. Наверное, то же можно сказать и о произведениях архитектуры. Однако многие градостроительные ансамбли и здания, автором которых Вы выступили, были и остаются классикой отечественного зодчества. Поделитесь, пожалуйста, где искать истоки Вашего творчества?

- Я, можно сказать, вырос на классике, получил классическое образование: родился в г. Вологде, 17 октября 1919 г. в семье художника-живописца и педагога Василия Федоровича Сысоева, окончившего в 1911 г. Императорскую академию художеств (мастерская В. Е. Маковского). Мать - Анна Александровна Сысоева - вокалист, музыкант, педагог; музыкальное образование, полученное в Петербурге, продолжила в театре Ла Скала в Милане.

В 1938 г., закончив с отличием среднюю школу в Вологде, я поступил на архитектурный факультет Ленинградского института инженеров коммунального строительства (ЛИИКС), теперь инженерно-строительный институт (ЛИСИ), три курса которого окончил в мае 1941 года. Известие о начале войны застало нас, студентов архитектурного факультета, на практике в Замоскворецке. С 3 июля 1941 г. по август 1945 г. я служил в Красной Армии. Были жаркие дни на подступах к Бобруйску, был Бобруйский котел, Старые Дороги, Слуцк и опаленный, в дымящихся пожарищах, Минск. Затем - Европа.

После демобилизации, с сентября 1945 г., учился на архитектурном факультете Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Академии Художеств СССР, который закончил в 1949 г., получив диплом с отличием (с присвоением квалификации художник-архитектор), защитив дипломный проект на тему "Музей обороны Ленинграда" (мастерская доктора архитектуры, народного архитектора СССР, профессора И. И. Фомина). Моими учителями в институте были также известные мастера архитектуры И. Г. Лангбард, М. И. Рославлев, А. К. Барутчев.

С августа 1949 г. по декабрь 1951 г. работал архитектором в проектном институте "Ленакадемпроект" (Ленинградский филиал Академпроекта АН СССР, г. Москва).

- Однако основная часть Вашей творческой биографии связана с Беларусью. Расскажите, пожалуйста, что привело Вас сюда?

- С января 1952 г. по рекомендации ленинградского архитектора - народного архитектора СССР С. Б. Сперанского, знавшего меня по учебе в институте, я был приглашен на работу в Минск, в институт "Белгоспроект". Так сбылась моя давняя мечта вернуться в белорусскую столицу не воином, а зодчим. И уже в августе этого года по моему проекту началось строительство первого моего сооружения - летнего кинотеатра "Радуга" в парке им. Челюскинцев, который вместе с построенным в 1956 г. памятником дважды Герою Советского Союза С. И. Грицевцу (в содружестве со скульптором З. И. Азгуром и архитектором С. С. Мусинским) был удостоен Грамоты Союза архитекторов СССР на Всесоюзном смотре творческих работ молодых архитекторов, посвященном Шестому всемирному фестивалю молодежи и студентов в Москве в 1958 г.

- В истории музыки, архитектуры нередки случаи, когда авторские произведения в сознании людей воспринимались как народные, настолько органично они вписывались в культурную среду. Многие творцы расценивают это как высшее признание. Лично для меня, я думаю, как для всех жителей Беларуси, такие ваши объекты, как застройка пр. Ф. Скорины, мемориальный комплекс "Брестская крепость-Герой", другие, представляются неотъемлемой частью нашего самосознания, которая повлияла в конечном счете не только на развитие отечественной культуры, но и, возможно, на формирование нашего менталитета.

- С 1953 г. мне, совместно с архитектором-градостроителем Н. Е. Трахтенбергом, было получено руководство разработкой проекта планировки и застройки второй очереди главного проспекта столицы (сейчас - пр. Ф. Скорины) от площади им. Я. Коласа до выхода его на Московское шоссе.

В дальнейшем мне как руководителю авторского коллектива удалось реализовать генеральное решение, заложенное в этом первом для меня градостроительном ансамбле.

В результате работы в "Белгоспроекте", а затем в "Минскпроекте" было осуществлено большое количество зданий на пр. Ф. Скорины и на площадях Независимости и Калинина. Это и здание Мингорисполкома и новый корпус гостиницы "Минск", это и 5-9-этажные жилые дома с магазинами "Цветы", "1000 мелочей", "Синтетика", "Силуэт", "Дом обуви", "Академкнига", салоны часов и красоты, общежитие политехнического института, 11-этажные жилые дома с кафе "Планета", замыкающие перспективу бульвара Луначарского со стороны пл. Я. Коласа, а также 8-этажные жилые дома на пл. Юбилейная и Партизанском проспекте с магазином "Техника в быту" и гастрономом "Стрела". В этот же период построен и новый двухзальный кинотеатр "Мир", расположенный на ул. Долгобродской.

В связи с тем, что во всех перечисленных объектах удалось добиться значительных успехов в функциональном решении объектов культбыта и современного архитектурно-художественного выражения интерьеров, мне министерствами торговли БССР и СССР было предложено возглавить архитектурное проектирование во вновь образуемом институте "Белгипроторг", заняв должность главного архитектора института с января 1966 г.

Среди объектов, в которых я принимал непосредственное авторское участие, необходимо назвать кафе "Планета" (на бульваре Луначарского), реконструкцию ресторана-кухни в комплексе "Папарать-кветка", проект комплекса крытого рынка (вариант), проект Дворца культуры работников торговли, реконструкцию театральной части Дома офицеров в Минске, построенного по проекту моего учителя И. Г. Лангбарда.

- В связи с упомянутой темой реконструкции позвольте узнать ваше мнение по этому вопросу.

- Мне кажется, что один из основных принципов реконструкции - сохранение авторского замысла, что не противоречит применению новых материалов и технологий, позволяющих дать объектам второе дыхание. Бережное и в то же время творческое отношение к памятникам зодчества дает возможность полнее раскрыть и развить авторский язык, не теряя его. Вышесказанное хочу проиллюстрировать примером работы моей мастерской по осуществлению работ по капитальному ремонту и реконструкции фасадов и интерьеров Дома правительства БССР, построенного в 30-е годы также по проекту архитектора И. Г. Лангбарда. Многое, что удалось сделать, было выполнено в соответствии с эскизами автора, которому его замыслы не удалось осуществить в то время, когда не хватало или средств, или необходимых материалов.

- Георгий Васильевич, известно, что помимо чисто архитектурной деятельности вы принимали участие в работах, основанных на синтезе искусств.

- В 1957-1971 годы мною совместно со скульптором А. О. Бембелем (народным художником БССР) и приглашенными мною архитекторами велась активная творческая деятельность по участию в открытых и закрытых конкурсах на проект монумента в память героической обороны Брестской крепости, что привело к тому, что А. О. Бембель и я на основе заказного конкурса 1966 г. вошли в авторский коллектив под руководством народного художника СССР, скульптора А. П. Кибальникова, осуществлявшего в 1967-1971 гг. первую очередь мемориального комплекса "Брестская крепость - Герой".

В 1958 г. совместно со скульптором, народным художником СССР З. И. Азгуром мы выполнили заказной проект памятника "Борцам за советскую власть" в г. Могилеве, где по конкурсу были удостоены первой премии.

- Особый период отечественного зодчества - развитие архитектуры индустриального домостроения, получившее широкий резонанс в СССР и Восточной Европе. Хотелось бы подробнее остановиться на этом вопросе.

- В 1971 г. мне было предложено возглавить работу по совершенствованию массового индустриального домостроения в Минске.

В результате целого ряда организационных и творческих мер и в первую очередь - создания высокопрофессионального, увлеченного этой темой творческого коллектива архитекторов (И. М. Поповой, И. С. Журавлева , Ю. Н. Иванова и других) и инженеров (Н. Ю. Тюшко, В. И. Передерия, В. Ф. Леуненко, Ю. Т. Золотаренко и других), уже к 1978 г. удалось добиться в индустриальном домостроении Минска значительных успехов (о чем говорит проведенный в 1983 г. пленум правления Союза архитекторов СССР в Минске на тему "Творчество в условиях индустриального домостроения"), отмеченных премией СМ СССР 1978 г. за создание выдающихся проектов и строительству по ним.

Наиболее ярким проявлением в этом было создание комплекса 14-16-этажных крупнопанельных жилых домов со встроенно-пристроенными объектами культбыта, формирующего головную часть проспекта Ф. Скорины со стороны въезда с Московского шоссе, реально доказавшим, что индустриальное домостроение способно решать задачи создания выразительного архитектурного ансамбля. Творческой удачей считаю создание из типовых панелей типовой серии М-464-9 уникального комплекса разноэтажных жилых домов с садами над 14-этажными корпусами.

В этом объекте удалось продолжить сложную, но в то же время крайне необходимую работу по созданию на торцах 14-16-этажных домов по проспекту в микрорайоне "Восток-1" мозаичных панно, выполненных заслуженным деятелем искусств БССР, художником-монументалистом А. М. Кищенко, раскрывших многообразные героические, культурные и научные аспекты жизни города-героя Минска.

Значительное место в ансамбле этого микрорайона занимает комплекс 16-, 18- и 20-этажных жилых домов из монолитного аглопоритобетона (выполненный совместно с ЦНИИЭПжилища, Москва), формирующий активный силуэт застройки микрорайона со стороны кольцевой магистрали на въезде в Минск с восточного направления. Сегодня работа над этими объектами снова актуальна: большой интерес для меня как архитектора представляет совершенствование отдельных элементов комплексов жилых домов по бульвару Луначарского и 14-16-этажных жилых домов на "Востоке-1", где завершающие их объемы реконструируются под служебные помещения коммерческих фирм. Есть и новая идея - придать "второе дыхание" зданиям за счет реконструкции площадок с садами для размещения офисов.

Эскизный проект поддержан горисполкомом и согласован, однако желания организаций, выдающих технические условия, решить свои ведомственные проблемы за счет заказчика сдерживают развитие идеи, столь необходимой для архитектуры города и эксплуатации домов.

Возвращаясь к теме индустриального строительства, надо сказать, что новые методы создания градостроительных ансамблей нашли свое выражение и в целом ряде других микрорайонов Минска.

Естественно, что труд мой и моих коллег получил моральную поддержку общества, для которого мы трудились, и наших творческих объединений, что выражалось и в присуждении нам дипломов и почетных наград на смотрах-конкурсах нашими союзами архитекторов, на вручении нам правительственных наград союзного и республиканского значения, присуждении почетных званий.

- Над чем вы работаете в последнее время?

- Работая в институте "Минскпроект" главным специалистом по архитектуре и перспективному проектированию, создал отдел перспективного проектирования, в котором продолжались поиски создания новых градостроительных ансамблей на базе разноэтажных блок-секций из кирпича и монолитного железобетона со встроенными объектами культбыта для повторного применения в Минске на ближайшую перспективу, разрабатывались проекты реконструкции гостиницы "Минск" и 2-этажного кирпичного здания под музей истории белорусского кино.

В эти же самые годы вместе с сыном, архитектором А. Г. Сысоевым, мы, участвуя в заказном конкурсе, выполнили вариант Дворца Республики на Октябрьской площади в Минске, а в 1988 г. вместе с ним, а также архитекторами Д. П. Кудрявцевым и В. К. Наумовым и скульптором Г. И. Муромцевым участвовали в открытом конкурсе на проект памятника "Всем борцам за советскую власть" на этой же площади.

В 1990 г., в 45-ю годовщину Великой Отечественной войны я, ее участник с первого и до последнего дня, отработавший все эти годы на восстановлении и развитии наших городов, счел возможным подать в отставку.

Но, однако, и в последующие годы мне не удалось остаться в стороне от творческих проблем.

В 1991 г. по просьбе одного из руководителей персональных творческих мастерских при СА Беларуси с группой архитекторов выполнил проект реконструкции 2-й клинической больницы, а в 1992 г. организовал свою персональную творческую мастерскую при СА Беларуси. Среди работ, выполненных руководимым мною авторским коллективом, - корректировка интерьеров здания бывшего обкома КПБ в Минске, где проводились заседания рабочей группы СНГ и мероприятия глав государств и правительств СНГ.

Продолжается и работа по созданию памятников основоположникам белорусской культуры. Совместно со скульптором Г. И. Муромцевым довелось участвовать в заказном конкурсе Министерства культуры РБ на памятник Симеону Полоцкому в г. Полоцке. Приятно, что наш проект получил весьма высокую оценку.

Так же, как в Академпроекте в Ленинграде (где я уже в 1951 г. вступил в члены Союза архитекторов СССР), так и в проектных организациях Минска я активно участвовал в общественной работе в Союзе архитекторов БССР, где многократно избирался в президиум правления республиканской организации, а также и делегатом на съезды СА СССР.

Многие годы являюсь членом градостроительного совета комитета по архитектуре Мингорисполкома, состоял членом комитета по Государственным премиям при СМ БССР, комиссии Белсовпрофа по премиям и членом научно-технического совета Госстроя БССР. Многократно входил в состав жюри и экспертных комиссий по рассмотрению материалов конкурсов или проектов по значительным градостроительным проблемам.

Большое количество статей в журналах "Архитектура СССР" и "Строительство и архитектура Белоруссии" написано мною по актуальным проблемам архитектурного творчества, о чем неоднократно довелось выступать и по радио и по белорусскому телевидению.

Могу с удовлетворением отметить, что хотя и немного, но мне удалось вести и преподавательскую работу в минском художественном училище им. А. Глебова и Белорусском театрально-художественном институте (1954-1965 гг.) и что многие из моих учеников стали теперь известными деятелями искусства республики.

- Что Вы можете сказать о состоянии современной архитектуры в нашей республике?

- К сожалению, сегодня, на мой взгляд, потеряно одно из главных достоинств белорусской архитектуры - практически полностью отсутствует ансамблевость застройки. Идет выборочное, единичное, несвязанное с окружающей средой строительство. Однако еще более серьезной проблемой считаю вмешательство в уже созданное зодчими, что зачастую нарушает авторскую концепцию.

- Большое спасибо за беседу. Позвольте от имени коллектива редакции газеты поздравить вас с юбилеем и пожелать крепкого здоровья и творческого долголетия. А что бы вы пожелали молодым архитекторам?

- На вопрос одной из зарубежных энциклопедий, считаю ли я свою жизнь счастливой, я вспомнил слова К.Маркса о том, что человеческое счастье заключается в борьбе. Достигнув определенного возраста, человек сам может подвести итоги своего жизненного пути. А так как в моей жизни на всех этапах хватало борьбы в осуществлении моих, как мне казалось, человеческих и профессиональных идеалов, то, наверное, мою жизнь можно назвать счастливой. Именно этого я бы и пожелал творческой молодежи.

Ольга БРЯНЦЕВА


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 42 за 1999 год в рубрике архитектура

©1995-2022 Строительство и недвижимость