Минжилкомхоз: обсуждены проблемы энергосбережения и водоснабжения
Сообщение "Модификация асфальта и битумов стирол-бутадиеновыми эластомерными дисперсиями фирмы "BASF", сделанное Иоханнесом Тюрком и Марко Шмидтом ("BASF AG") на международной конференции "Химия и экология композиционных материалов на основе битумных эмульсий и модифицированных битумов".
В течение уже целого ряда лет стирол-бутадиеновые высоконаполненные дисперсии (SBR-HSL), известные под маркой Бутонал, способствуют значительному улучшению эксплуатационных свойств битумов в дорожном строительстве (горячая и холодная укладка). В США продукты, реализуемые под маркой Бутонал, являются стандартными материалами для модификации битумов.
Речь идет о стирол-бутадиеновых эластомерах, находящихся в воде в виде тонкой эмульсии. Технология полимеризации бутоналов обеспечивает высокую степень эластичности и низкую температуру стеклования полимера.
При использовании SBR-дисперсий свойства асфальтов улучшаются следующим образом.
Во-первых, полимерная модификация SBR-дисперсиями увеличивает вязкость при повышенных температурах, что придает дорожному покрытию повышенную сопротивляемость пластическим деформациям. Нет летнему колееобразованию!
Во-вторых, как известно, пониженная эластичность асфальтовых покрытий при низких температурах ведет к образованию трещин. Проникающая в них вода разрушает структуру поверхности и приводит к повреждению асфальта. Применение же SBR-дисперсий в битумах повышает их эластичность при низких температурах и уменьшает степень растрескивания покрытия.
Для получения полимермодифицированных битумов (ПМБ) Бутонал LS133 можно смешивать непосредственно с битумом.
В любом случае должно быть обеспечено полное испарение имеющейся в Бутонале LS133 воды (содержание твердого полимера составляет 65%). Обычно Бутонал LS133 смешивают с битумом в смесителе с мешалкой и отводом воздуха при атмосферном давлении и температуре, примерно равной 170°С.
Как показывают исследования, высокопрочный и неколееобразующий асфальт получается именно в процессе модификации его на установке по приготовлению асфальта.
Преимущества прямой модификации асфальтовых смесей состоят в отсутствии транспортных проблем для ПМБ, возможности применения обычных нормированных дорожностроительных битумов, простоте обращения (полимер находится в жидкой форме), отсутствии избытков неиспользованного ПМБ, а также отсутствии проблем хранения ПМБ при возникновении пауз в процессе строительства.
Модификация катионных битумных эмульсий для холодной укладки дорожного покрытия осуществляется также катионными SBR-дисперсиями (например, Бутоналом NS198). Как и при работе с горячим асфальтом в данном случае значительно улучшаются эластичность, низкотемпературная упругость и адгезия. Типичным методом проверки является виалит-тест.
Полимермодифицированные катионные битумные эмульсии применяются в дорожном строительстве для так называемых тонких слоев для холодной укладки и поверхностной обработки (Slurry seal, Micropaving, Chip seal).
Анионные битумные эмульсии для гидроизоляции соприкасающихся с грунтом частей зданий модифицируются как с использованием Бутонала LS133, так и акрилатными дисперсиями, например Акроналом S400.
Таким образом, достигается высокая эластичность и перекрытие трещин.
Сергей ЗОЛОТОВ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 39 за 1999 год в рубрике битум