Не привязываясь к номенклатуре и оснастке
Главный инженер НИЭПГП "БелНИИС" Р. И. Вигдорчик поделился с участниками научно-технической конференции "Опыт освоения в массовом строительстве новых каркасных конструктивно-технологических систем многоэтажных зданий" накопленным в институте опытом проектирования таких зданий.
Очевидно, к настоящему времени все проектировщики успели убедиться в том, что каркасные системы с плоскими перекрытиями наиболее полно отвечают всем требованиям, предъявляемым к проектированию и строительству зданий высотой более 4 этажей.
За последние годы идея каркаса обрела вполне реальные очертания, подтвердив свою конкурентоспособность и жизнеспособность при проектировании и строительстве зданий различного назначения.
Однако до сих пор нет единодушия в вопросе: какие каркасные системы наиболее приемлемы? Очевидно, с применением плоских перекрытий возможно возведение и сборно-монолитных, и монолитных, и, в конце концов, сборных каркасов.
Первые две разновидности конструктивных систем характеризуются статической неопределимостью расчетной схемы, что способствует рациональному перераспределению всех нагрузок и внутренних силовых факторов по всем элементам схемы. По этой же причине такие каркасы менее материалоемки. Кроме того, они не требуют новой номенклатуры изделий при изменении параметров каркасной системы.
Хотелось бы процитировать прочитанное недавно в московской газете "Строительный экспорт": "Мечта каждого архитектора - проектирование жилища с использованием конструктивных систем, обеспечивающих свободную планировку квартир и свободу в решении фасада." Авторы - специалисты московского НИИТЭП - считают, что, наконец, сбылась их мечта, поскольку началось применение разработанной в институте конструктивной системы с шагом поперечных несущих стен 6,6 м. В таком случае остается только поздравить архитекторов РБ, которые сегодня имеют возможность работать с каркасными системами, разработанными, в частности, и в БелНИИС. (Например, в каркасной системе МВБ01 в Новгороде специалистами института был запроектирован построенный гомельским АСМТ-27 жилой дом с конструктивной ячейкой каркаса 7,2х7,2 м и кирпичными наружными стенами.)
В недавний период в работе БелНИИС находилось около 20 объектов; сегодня 6 из них уже сданы в эксплуатацию, 6 строятся, 3 запроектированы и готовятся к возведению, и 5 еще проектируются. Разумеется, и в процессе проектирования, и в процессе возведения было выявлено очень много технических нюансов, которые были учтены в последующих проектах. Это позволило снизить материало- и энергоемкость строительства, уменьшить трудозатраты, упростить каркас.
Планировочные возможности каркаса значительно расширились в процессе проектирования и строительства этих домов. Это связано с внедрением новой технологической системы монтажа каркаса, основанной на применении опалубочной системы МОДОСТР. В одном из последних номеров белорусского журнала "Архитектура и строительство" можно прочесть, что белниисовская технология трудоемка, не дает возможность возводить каркас независимо от возведения наружных стен. Но если есть желание устраивать специальные опалубки под наружные ригели - почему бы и нет? Рациональнее же использовать в качестве таких опалубок наружные стены. Следует отметить, что система навесных ферм, испытанная при строительстве дома в Малиновке, и по-настоящему трудоемка, и связывает архитектора: он будет обязан столько раз применить в различных проектах определенную длину пролета, на сколькикратную оборачиваемость рассчитаны фермы.
Белниисовская же технология дает возможность хоть сантиметрового варьирования длины несущего ригеля в пределах 7,2 м. Кроме того, благодаря тому, что длину связи в ригеле определяет длина многопустотных плит, применяются же эти плиты без всяких ухищрений (обычный плоский торец без скосов), здесь тоже можно менять пролет чуть ли не через каждый сантиметр.
Иначе сборно-монолитная система вырождается в сборную, и для каждого конкретного случая требуются или новых типоразмеров фермы, или новых типоразмеров плиты перекрытия.
Опыт строительства "рационального" каркасного дома по проспекту Притыцкого в Минске показал, что разделение стадий возведения каркаса и стен ведет к возникновению зазоров между стенами и каркасом.
Проектирование и строительство проектных зданий подсказало целый ряд конструктивных преимуществ, улучшающих каркас. Выяснилось (и это учтено в сданной в Минсктиппроект серии), что ригель следует делать шире колонны - в этом случае легче укладывать арматуру. Выяснилось, что процент армирования может быть уменьшен путем увеличения высоты ригеля за счет стяжки под полы. При проектировании же таких зданий, как гаражи, ригель может опускаться под плиту перекрытия, что также позволяет уменьшить процент армирования. И, конечно, более кардинальным явится решение, связанное с появлением пустотной плиты толщиной 30 см. (На Западе такие плиты выпускаются.) Данное решение позволит резко увеличить высоту ригеля и сократить процент армирования.
Сегодня БелНИИС работает над проектами 12-этажного (и вместе с Брестпроектом - 17-этажного) зданий. Поэтому в испытательном цехе института непрерывно производятся испытания новых конструктивных решений. Колонны же в зданиях повышенной этажности решено устраивать прежних размеров поперечного сечения - 40х40 см, используя бетон повышенной прочности. Благодаря технологии, разработанной под руководством профессора Н. П. Блещика, можно получать в построечных условиях бетон марки до 700, а в заводских - до 900, используя соответствующие добавки.
Федор СПИРИДОНОВ, фото Сергея ШАРУБЫ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 39 за 1999 год в рубрике бетон