Опалубочные технологии на стройках Москвы и Беларуси
Разработанная в БелНИИС опалубочная система МОДОСТР обеспечивает внедрение современной скоростной технологии строительства, что очень важно на тендерных объектах. Особенностью тендеров на строительство объектов в городе Москве является участие инофирм наравне с российскими или белорусскими строителями. Это вынуждает отечественных строителей идти на существенное сокращение сроков строительства, приближаясь к западным меркам. Таковы реалии строительного рынка Москвы. И здесь с наилучшей стороны проявляют себя разработки института БелНИИС по конструктивным системам, технологии строительства и опалубочным системам.
Институт имеет высокую репутацию среди строительных организаций Беларуси, участвующих в тендерах на строительство различных объектов Москвы и Подмосковья. Благодаря новым технологиям успешно построены и строятся в кратчайший срок и с высоким качеством такие объекты Москвы, как административное здание РАО "Газпром", многоэтажные гаражи, элитный жилой дом, ряд других жилых домов. Творческое содружество института БелНИИС с гомельским арендным строительно-монтажным трестом №27 позволили последнему заявить о себе на московском строительном рынке как о надежном партнере, обладающем современными конкурентоспособными технологиями.
Опалубка успешно внедрена при строительстве 9-этажного гаража "Северный" в Москве, осуществленного АСМТ-27 в 1996-97 гг. Гараж представляет собой прямоугольное в плане здание размером 48х48 м. Гараж выполнен по каркасной схеме - монолитные колонны и перекрытия.
Шаги сетки колонн составляют 6,6, 6,0 и 4,4 м при высоте этажей 2,65 и 4,15 м и толщине монолитного перекрытия 160 мм. В проекте приняты колонны круглого сечения диаметром 500 мм для нижних этажей и 400 мм - для верхних. Опирание перекрытия на колонну осуществлено через капители размерами в плане 1800х1800 мм.
Для реализации проекта впервые применен ряд новых опалубок, не имеющих аналогов в отечественной практике. Опалубка круглых колонн со съемными капителями позволяет наращивать ее по высоте. Капитель выполнена разъемной и универсальной, единой для колонн диаметром 400 и 500 мм, что резко снижает материалоемкость опалубки. Важным элементом является система закрепления и выверки опалубки. Регулируемые телескопические подкосы обеспечивают плавную и точную проектную установку опалубки, что позволяет получить высокое качество бетонных колонн и точность их установки.
Опалубка-стол позволяет производить точную регулировку по высоте, ступенчатое наращивание отметки опорной системы стола от 2,55 до 4,15 м, а также вручную перемещать стол на новую захватку. Разработанная в институте технология бетонирования обеспечивает распалубку перекрытия как в летних, так и зимних условиях через 2 суток. Применение монолитного каркаса и современной опалубочной системы позволило, экономя арматуру и бетон, довести их расход соответственно до 13,6 кг и 0,198 м 3 на 1 м 2 перекрытия и уменьшить реальную стоимость каркаса на 20%.
Возведение монолитных лифтовых шахт является весьма трудоемким процессом, поскольку необходимо обеспечить геометрическую точность шахты и высокое качество бетонных конструкций. В БелНИИС разработаны опалубка и технология возведения монолитных лифтовых шахт применительно к строительству высотного здания РАО "Газпром" по Севастопольскому проспекту в Москве, осуществляемому АСМТ-27. Технические и технологические особенности возведения лифтовых шахт заключаются в весьма высоких требованиях к допускам по вертикальному отклонению внутренних стен лифта, составляющими лишь 20 мм на всю высоту здания, равную 90 м. Опирание внутренних щитов опалубки МОДОСТР-КОМБИ производится на рабочие опорные площадки.
Опирание балок производится в гнездах бетонной стены с помощью шарнирных упоров одностороннего действия. При подъеме площадки краном упоры вращаются вокруг оси, выходя из каналов. При заходе в новое вышерасположенное гнездо упор занимает исходное рабочее положение. Подача бетонной смеси в опалубку, вибрирование, арматурные работы вышележащей захватки производятся с верхнего яруса опалубки. Возведение двух блоков лифтовых шахт осуществлено в рекордные сроки - практически в течение двух месяцев при стесненных условиях работы. Средняя скорость возведения лифтовых шахт составила около 10 м в неделю.
Переход на новые конструктивные системы на основе каркаса со сборно-монолитным диском перекрытия потребовал разработки новой опалубки и технологии их возведения. Впервые новая опалубка прошла апробацию на строительстве очередного московского тендерного объекта АСМТ-27 - многоэтажного сборно-монолитного гаража.
Офисное здание РАО "Газпром" в Москве с точки зрения конструктивного решения и технологии возведения можно считать уникальным. Впечатляют масштабы и сроки строительства: один этаж площадью 1300 м 2 возводится в течение 10 дней.
Высота этажа составила от 3,6 до 4,2 м. На данном объекте впервые были применены опорные башни МОДОСТР с наращиванием по высоте. Строительство осуществлял АСМТ-27. Очередной тендерный объект - элитный жилой комплекс в Москве - также не обошелся без опалубки и технологии НИЭП "БелНИИС". Здание выполнено по каркасной схеме из монолитного бетона: колонны прямоугольного сечения, плоская плита перекрытия и монолитные диафрагмы жесткости. В конструкции здания предусмотрены подземные гаражи, технические этажи и семь жилых этажей. Для возведения монолитного каркаса здания применена опалубочная техника МОДОСТР, включающая опалубку колонн и опалубку перекрытий по башенно-стоечной схеме.
Разработанная в институте технология строительства позволила в кратчайшие сроки возвести монолитные конструкции при высоком их качестве. Судите сами: при полной комплектации опалубки в Минске в конце мая уже в августе (всего за 3 месяца) возведено все здание. Достигнутые темпы строительства составили 3 этажа в месяц.
Опалубочная техника и технология с наилучшей стороны зарекомендовали себя при строительстве в РБ жилья на основе сборно-монолитного каркаса. На строительстве жилых домов применен ряд новинок и технологических приемов, позволивших ускорить темпы строительства.
Во-первых, наружные стены из газосиликата возводятся сразу же после бетонирования ригелей диска перекрытия параллельно с монтажом колонн. И эти же стены являются опалубкой контурных ригелей, что позволяет отказаться от целой серии опорных башен, балок и щитов.
Во-вторых, для опалубливания продольных связевых ригелей вместо опорных башен применена телескопическая стойка с Т-образным оголовком. Достигнуты следующие темпы строительства жилого дома: в среднем за месяц возводится 2 этажа, включая наружные стены и перегородки. При переходе на строительство жилых зданий необходимо дополнительно решить вопросы возведения балконов и лоджий. И здесь нет сложностей, опалубка решает эти вопросы весьма просто и надежно с помощью все тех же опорных башен.
В рассматриваемой системе уже возведены и возводятся жилые дома в Новгороде, Смоленске, Гомеле, Минске. Приведенные примеры позволяют смело утверждать, что опалубка МОДОСТР обеспечивает конкурентоспособность строительной продукции, основой которой она является, на внутреннем и внешнем рынках и обеспечивает высокие темпы строительства при столь же высоком качестве работ. НИЭП "БелНИИС" разрабатывает необходимые технологии и поставляет готовую опалубку.
Михаил МАРКОВСКИЙ, к. т. н., заместитель директора НИЭП "БелНИИС" по научной работе,фото автора
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 38 за 1999 год в рубрике опалубка