Опыт применения асфальтобетонов на битумополимерном вяжущем
Сообщение технического директора НПО "Белавтодорпрогресс" д. т. н. В. Н. Яромко на международной конференции "Химия и экология композиционных материалов на основе битумных эмульсий и модифицированных битумов".
При модернизации автомобильной дороги М1/ЕЗО "Брест-Минск-граница России" было произведено устройство двухслойного асфальтобетонного покрытия толщиной 6-7 см по существующему цементобетонному покрытию после его ремонта. Верхний слой асфальтобетонного покрытия толщиной 4 см был устроен из многощебенистых смесей типа А на полностью дробленых каменных материалах с применением битума Новополоцкого КПЗ, модифицированного полимерами СБС (стирол-бутадиен-стирол). Применялись битумы с пенетрацией от 50 до 130 мм -1, расход СБС - от 3 до 5% от содержания битума. Гранулометрия смесей - прерывистая и непрерывная. Содержание битума - от 5,3 до 5,75%.
Опыт применения асфальтобетонов на битумополимерном вяжущем показал, что они обладают высокой прочностью и низкой деформативностью при температуре 50°С (предел прочности при сжатии более 1,5 МПа, модуль остаточной деформации более 80 МПа).
Однако они имеют недостаточную релаксационную способность при низких температурах, то есть подвержены низкотемпературному трещинообразованию. Изменение гранулометрии смеси, применение менее вязких битумов, увеличение количества полимера с 3 до 5% приводит к некоторому улучшению эластических свойств асфальтобетона при низких температурах.
Для обеспечения трещиностойкости покрытий необходим комплексный подход, который должен предусматривать как выбор оптимальной толщины асфальтобетонных слоев и трещиностойких асфальтобетонов, так и устройство трещино-прерываюших слоев и прослоек, а также швов в асфальтобетонном покрытии над швами цементобетонного покрытия.
Применение битумополимерных вяжущих позволяет повысить сдвигоустойчивость асфальтобетона, обеспечить более длительный срок службы по усталости (выносливости) и водостойкости за счет увеличения прочностных показателей асфальтобетона. Дальнейшие наблюдения позволят сделать более конкретные выводы о рациональных областях применения асфальтобетонов на битумополимерном вяжущем.
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 38 за 1999 год в рубрике битум