О необходимости экологического мониторинга


Сообщение заместителя директора минского НИИ "Дорстройтехника", д. т. н. А.В. Бусела "Учет радиационно-экологических параметров автодорог при выборе технологий их ремонта и содержания" (международная конференция "Химия и экология композиционных материалов на основе битумных эмульсий и модифицированных битумов").

Оценивая радиационно-экологические параметры автодорог, следует учитывать следующие факторы.

Во-первых, автомобильные дороги являются экологически напряженными объектами в связи с мощными выбросами от автотранспорта, воздействием технологических процессов дорожных работ, трансграничным переносом по дорогам, как артериям, различных загрязнителей. С учетом этих обстоятельств экологическая безопасность участников дорожного движения требует постоянного мониторинга дорог и принятия на его основе оптимальных решений по режиму их эксплуатации, ремонта и очистки. В связи с этим актуален переход на холодные экологически безопасные дорожные технологии, основанные на применении битумных эмульсий, не имеющих негативного выброса вредных веществ.

Во-вторых, дорожное строительство имеет большую материалоемкость, что обусловливает перспективность утилизации крупнообъемных отходов в составе дорожно-строительных материалов. При этом следует эти отходы прочно зафиксировать в структуре материалов, предотвращая их разрушение и миграцию загрязнителей в окружающую среду. Для защиты таких дорожных покрытий от стирающего действия колес на них устраивают слои износа из экологически чистых материалов. В этом плане перспективны технологии с использованием битумных эмульсий (такие, как Slurry Seal и Novacheap).

В-третьих, учитывая загрязнение значительной части территории РБ радионуклидами и возможный синергетический эффект их отрицательного воздействия совместно с ионами тяжелых металлов, появляющихся вследствие выхлопов транспорта и в результате коррозии автомобильной стали, необходимо предусмотреть переброску транспортных потоков с загрязненных территорий на дублирующие автотрассы. Для уменьшения поступления тяжелых металлов следует полностью отказаться от применения этилированного бетона, а в составе противогололедных материалов максимально использовать ингибиторы коррозии.

С учетом вышесказанного в НИИ "Дорстройтехника" проводятся исследования по разработке системы экологического мониторинга, комплексной оценке воздействия автомобильных дорог на окружающую среду и созданию научно обоснованной концепции природоохранных мероприятий дорожной отрасли.


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 38 за 1999 год в рубрике битум

©1995-2022 Строительство и недвижимость