Метро мирового класса в крупнейшем городе мира


Совсем недавно состоялось открытие новой линии лондонского метрополитена. Сразу же следует отметить, что строительство этой шестнадцатикилометровой дороги вызвало массу технических и архитектурных проблем: пришлось вести работы на очень большой глубине. Особые сложности возникли в тех местах, где новая линия пересеклась со старыми. А произошло это под главной рекой города - Темзой.


Скептики полагали, что срок в шесть лет слишком мал, чтобы закончить все работы вовремя. Тем не менее, этот проект, стоимостью 2,7 млрд фунтов стерлингов, был закончен даже раньше, чем планировалось. Теперь в Лондоне появились четыре новые станции. Строителям пришлось проложить туннели общей протяженностью 40 000 м. Новая линия соединила район Стрэдфорда (восток Лондона) с коммерческим центром в Северном Гринвиче. Одновременно со строительством четырех станций, шесть старых больших станций были реконструированы, а пять - полностью изменены. 118 эскалаторов и 34 лифта соединили между собой все действующие в Лондоне линии метрополитена.

Интересен необычный стиль, в котором оформлены станции метро. В первые же дни после пуска линии в эксплуатацию тысячи жителей столицы Великобритании и многочисленные туристы посетили новые станции, чтобы осмотреть их. Уровень отделки станций был охарактеризован как очень высокий. Главную роль в этом сыграло то обстоятельство, что дизайнеры приступили к работе еще до того, как началась техническая реализация проекта. Последняя линия лондонского метрополитена была построена четверть века тому назад. И в тот раз дизайнеры были приглашены в самый последний момент, чтобы, по образному выражению, нарисовать улыбку на физиономии гориллы. На этот раз дизайнеры работали бок о бок со строителями и инженерами. К реализации проекта были привлечены самые лучшие специалисты, работавшие с большим энтузиазмом. В результате каждая станция имеет свой образ и отличается от других. Как хорошо видно на фотографии, в процессе работы архитекторами были найдены оригинальные архитектурные решения, в реализации которых приняло участие много небольших фирм, ранее никогда не имевших дела с этой областью строительной индустрии.

Главной отличительной чертой дизайна станций стало использование в большом количестве стекла. Этот популярный материал позволит увеличить доступ естественного света. На многих станциях, которые полностью находятся под землей, стеклянные стены отделяют платформу от железнодорожных путей. Когда поезд прибывает на станцию, двери на платформе и в вагонах открываются автоматически. Помимо безопасности эта стена обеспечивает лучшую вентиляцию станций. Перед дизайнерами стояли также многочисленные экологические задачи: обеспечить экономию энергии, устойчивое поступление свежего воздуха и защиту пассажиров от шума. По количеству установленных компьютеров новая линия является самой сложной и в то же время надежной.

Работа архитекторов получила признание и награды от множества международных организаций, включая две самые престижные награды от Королевского института английских архитекторов и известной газеты "Financial Times".

Все эти награды целиком заслужены. Одна из станций, расположенная возле коммерческого центра "Canary Wharf", рассчитана на поссажирский поток больший, чем в самом крупном аэропорту Великобритании - "Хитроу". На станции работают 22 эскалатора, а количество людей, которые смогут воспользоваться этой станцией, превышает 16 000 человек в час. Члены английского парламента не проявили большого энтузиазма по поводу появления еще одной станции в непосредственной близости от здания парламента. Они боялись, что это изменит внешний вид всего района, известного на весь мир часовой башней Big Ben. Поэтому строителям пришлось интегрировать новую линию с уже существовавшими и размещать их в три яруса.

Самый глубокий из них находится на глубине 32 метров. Впрочем, это не единственный рекорд, поставленный при строительстве новой линии метро. Одна из станций, расположенная в Северном Гринвиче, имеет длину платформы 405 метров и является самой большой в Европе. Специально для новой линии было собрано 60 поездов по шесть вагонов в каждом. Общая вместимость одного поезда - тысяча человек. Планируется, что каждый час в обоих направлениях будет проходить 24 поезда, перевозя до 50 тысяч пассажиров. При необходимости количество поездов можно увеличить до 36. Для инвалидов предусмотрены удобные места спуска и передвижения.

Достижения английских строителей, архитекторов и инженеров были оценены ведущим строительным журналом Великобритании следующим образом: "Это героический инженерный проект, который вводит английскую строительную индустрию в XXI век".

По материалам London Press Service подготовил Сергей ХОМИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 36 за 1999 год в рубрике новости

©1995-2024 Строительство и недвижимость