О смысле различных видов деятельности


Во время встречи с представителями белорусских СМИ, состоявшейся 24 августа, президент Минского столичного союза предпринимателей и работодателей (МССПиР) В. Н. Карягин довел до их сведения следующее.

Сегодня те предпринимательские структуры, которые находятся в определенных арендных отношениях с владельцами зданий и помещений, стоят перед лицом резкого увеличения затрат на их содержание. Непомерно завышены ставки арендной платы.

(Справедливости ради следует заметить, что не так давно Мингорисполкомом были снижены эти ставки для организаций, которые, занимаясь обучением, консультированием начинающих предпринимателей, являются бесприбыльными или почти бесприбыльными. Трудно переоценить важность и нужность этих организаций как элементов инфраструктуры поддержки предпринимательства.)

Тем не менее абсолютному большинству белорусских предприятий негосударственной формы собственности приходится, не имея своих собственных производственных и прочих площадей, организовывать свою деятельность в неприспособленных для этого помещениях, ежемесячно внося огромные суммы в виде арендной платы.

Можно сравнить эти ставки со ставками в других странах Европы. Можно сделать сравнение доходных частей, возможностей платить за труд, пересчет с позиций себестоимости выпуска продукции. И можно сказать, что платить за аренду приходится в 10-20 раз больше, чем следовало бы ожидать. По оценке МССПиР столичные ставки арендной платы за 1 м2 офисного помещения не должны превышать $0,5. Выйти на эти цифры можно, сделав расчеты стоимости строительства нового офисного помещения, 20-летней амортизации.

Очень много говорится о поддержке предпринимателей-производственников. Многие из них, купив оборудование, сегодня с большим трудом рассчитываются с банками - ставки кредитных ресурсов также чрезвычайно высоки. В то же время над владельцами этого оборудования постоянно довлеет опасность того, что в один прекрасный день оно окажется на улице. С очень многими это и случается. И им приходится, перестав эксплуатировать технику, начинать хранить ее на складе (кстати, не мала и плата за использование складских площадей).

Это не может не влечь за собой экономической стагнации, сворачивания промышленной доли предпринимательского сектора. И это, безусловно, сдержит экономическое развитие страны.

С одной стороны, сегодня никого не перерегистрируют, если та или иная его служба, та же бухгалтерия, находится не в офисном, а в жилом помещении. С другой, минимальная площадь помещения, занимаемого бухгалтерией, не может быть меньше 10 м2. Минимальная ставка составляет 10 у. е. за 1 м2, за использование же коридоров и прочих вспомогательных помещений применяется коэффициент 1,5, итого - 15 у. е. Плюс коммунальные затраты - это около $200 в месяц даже без зарплат бухгалтеров. Способно ли небольшое (не более 10 человек) предприятие выдержать в таких условиях свою бухгалтерию?

Условия хранения документов сегодня чрезвычайно жестки. Таким образом, управленческие расходы ложатся на предпринимательский сектор очень тяжелым грузом.

Требование же разумного снижения ставок представляется и реальным, и выполнимым. Дело в том, что главные средства государство получает в виде не арендной платы, а налогов, выплачиваемых предприятиями при условии, если те работают, а не стоят. (Точно так же, как предприниматель получает свою прибыль не с цены, а с оборота.)

Стоит ли говорить о том, что в подобной ситуации вряд ли начнут появляться новые рабочие места?

В решении данной проблемы МССПиР рассчитывает на содействие Министерства предпринимательства и инвестиций РБ, Минэкономики РБ, а также Управления делами Президента РБ, на балансе которого находятся многие из тех зданий, о которых идет речь.

Иначе наступающую осень многие из предприятий негосударственной формы собственности могут просто не пережить.

Сергей ЗОЛОТОВ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 34 за 1999 год в рубрике новости

©1995-2025 Строительство и недвижимость