Главное — это условия эксплуатации


Не раз на страницах "СиН" слово предоставлялось главному специалисту ПИГП "Белжилпроект" М. Е Фридлянду. Говорит Михаил Евсеевич всегда по делу, но на этот раз дело совершенно не терпит отлагательства.

Говоря о современной ситуации в строительной отрасли РБ, мы можем сразу отметить четыре "неправильно", наличием которых эта ситуация отличается от ситуации в любой развитой стране. Мы неправильно планируем, неправильно проектируем, неправильно строим и в связи с этим неправильно эксплуатируем.

Дело в том, что нас традиционно учат тому, что главное - это построить. В то же время во всех государствах мира, которые называют себя развитыми, главным фактором, характеризующим готовые объекты, являются условия их эксплуатации. (Вот вам, кстати, и пятое "неправильно".)

ПИГП "Белжилпроект", в котором я работаю, - это хороший институт. Считается, что мы хорошо проектируем. Но мы проектируем принципиально неверно.

Да, мы ближе к повседневности, чем сотрудники других институтов, чаще соприкасаемся с насущными нуждами граждан, так как проектируем капитальный ремонт жилых зданий. Но главное, чем мы при этом руководствуемся, - не то, насколько долговечной, безопасной и удобной будет эксплуатация будущего объекта, а насколько быстро и дешево можно построить тот или иной объект.

Когда мы пытаемся каким-то образом выйти из данной ситуации, закладывая в наши проекты различные влияющие на долговечность и технологичность элементы, нас останавливает экспертиза, которой вообще неведомо словосочетание "стоимость эксплуатации". Только словосочетание "стоимость строительства"! Хотя очевидно, что если один дом дешевле, а второй, хоть и дороже, но начинен элементами, которые окупаются в течение нескольких лет, а потом начинают приносить прибыль, то его-то и стоит строить.

И на студенческой скамье, и уже будучи молодым специалистом тот, от чьих решений впоследствии, возможно, будет зависеть техническая политика в области строительства, усваивает главное: здание должно стоять! А уж каково в нем будет жить людям, никого не интересует. Поскольку главным заказчиком является государство, которое по большому счету также не интересуется условиями жизни рядового гражданина, ситуация в РБ и отличается от зарубежной тем, что за рубежом исполнители работают под заказчика.

Заказчик заказывает проектировщику проект дома, и проектировщик начинает думать над тем, как сделать так, чтобы в этом доме было удобно жить, чтобы его было удобно эксплуатировать, чтобы по возможности длительнее был гарантийный безремонтный срок. Чтобы эксплуатация была связана с минимумом затрат! У нас же заказавшее проект дома государство совершенно не волнует ни комфортность проживания в доме, ни, что самое интересное, какими будут условия его эксплуатации.

За примерами далеко ходить не нужно.

Как известно, отопительные приборы зарубежных домов снабжены регуляторами, при помощи которых можно, уходя из дома на тот или иной срок, установить экономичный режим отопления помещений. Однако Главэкспертиза при Минстройархитектуры РБ запрещает нам закладывать в проекты подобные решения по причине их дороговизны, не обращая внимания на то, что они окупаются в течение года за счет экономии тепла.

И более курьезный пример. В соответствии с известным указом Президента РБ существует запрет на применение импортных материалов, изделий и оборудования при условии наличия отечественных аналогов. Как известно, в жилых домах можно устанавливать только бесшумные насосы для подачи водопроводной воды на этажи. Но поскольку отечественных бесшумных насосов не существует, бесшумные же импортные дороже отечественных примерно на $100, рядом с домом сооружается подземное теплофицированное сооружение под названием "Водопроводная насосная станция", оборудованное отечественными насосами. В итоге $100 оборачиваются $3000, зато требование Главэкспертизы выполняется досконально.

(Еще один пример, на сей раз позитивный - когда, наконец, стало можно устраивать крышные котельные, жители соответствующих домов вздохнули с облегчением - размеры их коммунальных платежей существенно уменьшились.)

Мы продолжаем строить самые холодные в мире дома, перерасходуя энергоресурсы на их добавочное отопление. Мы продолжаем использовать системы централизованного теплоснабжения, отапливая землю вдоль теплотрасс. В 1995 г. были введены СНБ "Строительная теплотехника", новые коэффициенты сопротивления наружных ограждающих конструкций. И что же? Все эти требования обходятся под любым предлогом, в том же Минске строительство холодных домов осуществляется полным ходом по множеству адресов.

Поэтому вопрос эксплуатационной оптимальности строения является первым вопросом, который задают нам, начиная профессиональную беседу, иностранные гости. И по этой же причине молодые специалисты, которые приходят к нам из БГПА, даже не понимают, о чем идет речь, когда начинаешь беседовать с ними на аналогичную тему.

Общеизвестно, что в Финляндии и Швеции с 1972 по 1995 гг. расход тепла на обогрев 1 м 2 жилья был уменьшен вдвое. Мы же обкрадываем своих потомков; когда же кто-то пытается этому противостоять, его останавливает экспертиза.

Вообще понятие энергоэкономических расчетов существует лишь для экспериментальных проектов, а должны эти расчеты быть обязательной составной частью всех проектов. Экспертиза же должна обязательно определять стоимость эксплуатации объекта хотя бы в течение первых 25 лет. Что будет с этим домом, выгодно ли вообще его строить?

В конце концов, самый дешевый дом - это дом из фанеры, но попробуйте поэксплуатировать его в условиях нашего климата.

Некачественный кровельный материал дешев, но сделанные с применением его кровли текут через 2 года, минимальным же гарантийным сроком считается десятилетний. (Приходилось неоднократно видеть, как строители утепляют стены изнутри, потому что им неудобно утеплять их снаружи, как этого требует технология.)

А что происходит в процессе пересмотра союзных СНиП и выпуска национальных строительных норм - СНБ? Старые СНиП переписываются один к одному.

Когда что-либо подобное приходит к нам в институт на отзыв, мы во всех отзывах пишем, что так нельзя; тем не менее документы эти продолжают выходить.

Или мы, научившись считать, станем нормальными инженерами в западном понимании этого слова, инженерами, постоянно думающими о том, насколько заказчику будет удобно эксплуатировать запроектированное и построенное нами, или так и останемся нищими. К сожалению, до сих пор этого не понимает никто, начиная с президента и кончая последним прорабом.

Подготовил Сергей ЗОЛОТОВ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 33 за 1999 год в рубрике энергетика

©1995-2024 Строительство и недвижимость