Завершенная незавершенность
Новая Каледония - получившая автономию заморская территория Франции - относится к тихоокеанскому архипелагу Меланезия. Здесь живут канаки. В 1991 году был объявлен конкурс на лучший архитектурный проект Центра культуры канаков. Выиграл конкурс Ренцо Пиано.
- Я старался, чтобы мой проект получился до такой степени здешним, что отражал бы канакский образ мышления, - говорит маэстро Пиано. - Для реализации моего замысла мне как европейскому архитектору потребовалось отрешиться от всей своей европейской ментальности и с головой погрузиться в духовный мир народов Океании.
Строительство началось в 1995 г., официальное же открытие Центра, появлению которого в значительной степени содействовало Агентство развития культуры канаков, последовало в 1998 г.
Пятно застройки Центра, чьи корпуса взметнулись над заливом Магенда на узком полуострове Тина, расположенном на востоке от Ноумэи, столицы Новой Каледонии, занимает примерно 8 га. Основным элементом комплекса являются 10 трехвысотных павильонов. Павильоны, расположенные вдоль бегущей хребтом полуострова центральной аллеи, сгруппированы в три "деревни" и объединены просторным пассажем. В первой "деревне" демонстрируются экспозиции, знакомящие гостей Центра с культурой канаков, их историей и современным искусством, а также с природой Меланезии. Здесь же - полузаглубленный зрительный зал на 400 мест, к которому примыкает амфитеатр на 1000 мест под открытым небом. Вторая "деревня" состоит из расположенных позади обширного выставочного пространства помещений научно-исследовательского профиля, мультимедийной библиотеки и кабинетов музейных и выставочных работников (а также историков, работающих в Центре). В третьей, кроме административных помещений, размещены конференц-зал и молодежный центр.
Создавая проект Центра, Ренцо Пиано опирался на местные строительные традиции, стараясь, впрочем, избегать чрезмерной дословности. Эталоны, которым он следовал, - это пространственная структура канакского поселения, а также прежде всего реберная конструкция канакской хижины.
В традиционных жилищах Новой Каледонии высокие тонкие отвесные деревянные элементы, образуя щит, играют роль наружной ограждающей конструкции. Архитектор, воспользовавшись данным конструктивным принципом, запроектировал отвесные элементы в виде клееных криволинейных стоек из дерева ироко, скрепленных связями круглого сечения из нержавеющей стали. Каждый из павильонов не представляет собой замкнутую оболочку и не имеет законченной формы. Автор поясняет это следующим образом:
- Как известно, одним из важнейших элементов архитектуры канаков является собственно строительная площадка. Процесс строительства для них не менее важен, чем факт его завершения. Отсюда - воплощенная в проекте Центра концепция незавершенности строительства, постоянно действующей строительной площадки. Поэтому каждое завершенное строительством здание Центра выглядит как незавершенное.
В плане каждый павильон представляет собой окружность, разорванную в месте примыкания пассажа, в который врезаны частично перекрытые либо полностью открытые террасы. Террасы декорированы выращиваемыми на них характерными для данного региона, в частности, для Новой Каледонии растениями (например, высокими стрельчатыми араукариями). С другой стороны к пассажу примыкают помещения, в плане представляющие собой нерегулярную структуру и имеющие стандартную плоскую крышу.
На всех объектах комплекса применены одни и те же материалы, например, дерево ироко, из многослойной древесины которого изготовлены как ребра павильонов, так и стойки каркаса низких частей строений.
Вообще же характерной чертой проекта является фактурная разнородность заложенных в него материалов и изделий - клееного и натурального дерева, бетона и материала коралловых рифов, стальных рам, стеклянных панелей, древесной коры и алюминия. Благодаря этому интерьеры всех внешне одинаковых строений комплекса очень сильно отличаются друг от друга.
Конфигурация каждого из павильонов учитывает климатические особенности Южной Океании. Пиано предложил двойные стены: скорлупообразные внешние и отвесные внутренние. В пространстве между стенами циркулирует воздух. Когда со стороны океана дует ветер, в щели во внешних стенах проникает океанический воздух. Окна во внутренних стенах выполнены как стеклянные жалюзи. При слабом ветре они открываются, и помещение проветривается. При сильном - самостоятельно закрываются. Окончательно это техническое решение было принято в итоге испытаний модели здания в аэродинамической трубе.
Объем земляных работ при закладке фундаментов центра составил 50 000 м3, при этом не было повреждено ни одно из многочисленных деревьев полуострова Тина.
На 95% грунты основания состоят из ракушечника, остальная их масса - известняк и глина. Поэтому не потребовалось устройства свайного фундамента - обошлись фундаментом мелкого заложения из железобетонных плит. Разумеется, при его устройстве были выполнены необходимые гидроизоляционные работы, а все деревянные части комплекса были обработаны противотермитным средством.
В зависимости от размеров павильонов диаметры фундаментных плит составляют 9, 11 и 13,5 м, а толщины - 1 и 1, 5 м.
Лучшая часть комплекса - это, бесспорно, полузаглубленный зрительный зал на 400 мест. Верхняя часть железобетонного фундамента является основанием дубового паркетного пола. Стены - двойные железобетонные с пространством между ними и пилястрами, шаг которых составляет 3,6 м. Покрытие - из сборных железобетонных плит, опертых на стальные прогоны. Кровля - из алюминиевых панелей, потолок - из дубовых.
Справедливости ради следует сказать, что полузамкнутая конфигурация павильонов - не только дань концепции незавершенной завершенности, но и результат компьютерной оптимизации. Первоначальный вариант предусматривал павильоны, повторяющие традиционные хижины канаков в виде замкнутых конусов, но в итоге виртуального тестирования выяснилось, что именно такие строения, как те, что составляют комплекс Центра культуры канаков, способны наилучшим образом противостоять часто посещающим данный регион циклонам.
Внизу криволинейные стойки внешних деревянных стен объединены попарно двойными шарнирами. Отлитые из стали станины шарниров заанкерены в фундаментные плиты.
Эллиптическую кровлю каждого из павильонов поддерживают вертикальные стойки в виде стальных труб диаметром 63,3 мм (толщина стенок 12,5 мм). Трубы, вертикальные и криволинейные деревянные стойки соединяются между собой и друг с другом стальными тяжами. Таким образом получается ажурная, но пространственно жесткая конструкция, достаточно жесткая для восприятия расчетных ветровых нагрузок.
От расположенной над лагуной автостоянки ко входу в Центр ведет Дорога канаков, иначе именуемая Тропой истории, запроектированная антропологом - уроженцем Новой Каледонии и символически отражающая основные элементы мифов, истории и космологии канаков. Идущие по тропе посетители знакомятся и с местными растениями, и с их мифическими значениями, чрезвычайно сильно укоренившимися в местной культуре, и с традиционными способами возделывания этих растений. Проект Ренцо Пиано воплотил свойственный локальному строительству принцип взаимного проникновения архитектуры и природы.
- Связь природы и строения должна быть такой тесной, чтобы они дышали одним и тем же воздухом, чтобы их нельзя было отличить по запаху, чтобы они совместно создавали неповторимое цельное пространство, лишь частично возведенное строителями, - говорит Пиано.
По материалам авторов польского журнала
"Архитектура" (май, 1999 г.) Барбары ГАДОМСКОЙ
и Магдалены КЕЛТ
подготовил Сергей ЗОЛОТОВ,
фото Renzo Piano Building Workshop
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 26 за 1999 год в рубрике архитектура