Есть координационный совет. Есть расчетный счет. Дело — за инвестициями


Выступление начальника управления архитектуры и градостроительства Витебского горисполкома Б. В. Ляденко на национальном семинаре "Планирование для устойчивого городского развития: методы партнерства"

Одна из важнейших проблем, связанных с городским планированием, заключается в настоящее время в недостатке опыта. Процесс изменения ситуации, характеризующей городское развитие, ставит перед участниками данного процесса ряд новых вопросов. Сегодня специалисты, работающие в сфере городского управления территориального планирования, сталкиваются с большим количеством специфических проблем. В частности, актуальными являются вопросы: как должны развиваться города в условиях переходной экономики? Какова роль местных органов управления, вообще, каковы функции государственных и частных организаций в процессе городского развития в условиях децентрализации? Как существующие рынки земли и недвижимости влияют на зонирование и планирование городских территорий? Как может финансироваться разработка тактических планов реконструкции и возрождения городской среды? Каков наилучший путь привлечения инвестиций и как планирование может стать движущей силой процесса городского развития вместо простого контроля?

В рамках программы усиления сектора городского планирования, реализация которой осуществлялась совместно IHS и ГП "БелНИИПградостроительства", в октябре прошлого года в Витебске выполнялся пилотный проект тактического планирования. Эта работа началась еще в 1997 г., когда на базе ГП "БелНИИПградостроительства" были организованы курсы по обучению архитекторов, специалистов в области управления. В силу новизны темы даже профессионалам на первых порах нелегко давалась необходимая терминология. Главное, было непонятно, с чего начинать.

Помимо различных общественных организаций к участию в пилот-проекте были привлечены такие связанные с экономикой и недвижимостью службы Витебского горисполкома, как, например, отдел поддержки предпринимательства.

Штаб-квартирой пилот-проекта стал кабинет главного архитектора города, стены которого использовались для размещения так или иначе связанной с проектом информации.

Почему именно Витебск оказался ареной данного события? Дело в том, что для города оно является серьезным шагом в продвижении по пути, начатом в 1993 г. Тогда была разработана первая очередь проекта технико-экономического обоснования градостроительных ценностей кварталов исторической части города. Было определено направление дальнейшего движения.

Вторая очередь состояла в разрабатывании документации проекта предложений по функциональному использованию территорий, зданий, сооружений, первых этажей. К сожалению, тогда витебские архитекторы не нашли поддержки у властей города, и финансирования проекта не последовало. Тема была забыта примерно на 5 лет. Однако результатом первоначального сотрудничества ГП "БелНИИПградостроительства" и IHS было решение вернуться к ней, и именно в Витебске.

Эти 5 лет, в течение которых шел поиск и новых подходов, и возможных инвесторов, были, как известно, переходным периодом в экономике страны. Одной из примет нового времени является точная адресность инвестиций (бюджетных либо каких-то еще). Оборотная сторона медали - их скудость. В самом деле, если у арендатора на руках договор лишь на год с возможной пролонгацией, кто и каким образом может обязать его благоустраивать прилегающую к арендуемой им недвижимости территорию? И как довести суть данной проблемы до сведения руководства города и области?

Тогда же выявилась проблема неосвоения первых этажей. Сегодня желающих получить место в деловом центре (с расположением на первом этаже объектов обслуживания, а на втором - офисов) очень много. Механизма же предоставления аренды такого типа практически нет.

Обе названные проблемы явились инициирующим началом в деле развития процесса, жизнь которому дало сотрудничество IHS и ГП БелНИИПградостроительства". Развитие же должно привести к тому, чтобы та или иная идея была идеей не только главного архитектора города. Он должен ощущать поддержку общественности.

Основной целью витебского пилот-проекта было привлечение в центральную часть города инвестиций, которые в будущем помогут создать многофункциональный деловой центр с преимущественным развитием историко-культурных ценностей.

10 декабря 1998 г. Витебским горисполкомом было принято решение создать координационный совет во главе с главным архитектором города. Этим же решением исполком разрешил координационному совету открыть расчетный счет на базе управления архитектуры для того, чтобы было можно формировать какие-то средства в случае их предполагаемого появления. Возможными источниками были оплата аренды помещений в центре города, средства, извлекаемые из рекламной деятельности, доходы от проведения массовых мероприятий, областной бюджет, областной фонд градостроительного развития.

Анализ показал, что, например, средства, получаемые в виде арендной платы, практически полностью расходуются на содержание существующего фонда, поступления от рекламы мизерны, проводящиеся же в городе массовые мероприятия вообще убыточны. Фонд градостроительного развития при Витебском горисполкоме пуст. При его создании предусматривалось, что он будет пополняться за счет аренды участков земли, но, поскольку все налоги отдаются на местном уровне, никакого пополнения не происходит.

Поэтому единственным возможным источником остаются инвестиции местных бизнесменов, так или иначе заинтересованных в оживлении городских территорий.

Координационный совет совместно с отделом поддержки предпринимательства и управлениями коммунальной собственности и экономики рыночных отношений Витебского горисполкома провел инвентаризацию находящихся в центральной части города зданий и помещений, которые могли бы быть предметом привлечения инвестиций.

Подготовил Сергей ЗОЛОТОВ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 23 за 1999 год в рубрике экономика

©1995-2024 Строительство и недвижимость