Привлекательность помогает коммерции
Когда я не так давно направлялся в США, то воспользовался услугами польской авиакомпании "Lot". Это была моя первая зарубежная поездка, поэтому самым первым зарубежным городом, увиденным мною, была Варшава - правда, только с воздуха, во время посадки, так как я не покидал пределов варшавского аэровокзала. Может быть, оба эти фактора - свежесть восприятия и отдаленность точек наблюдения - и повлияли на то, что польская столица мимолетно показалась мне удивительно гармоничным в архитектурном отношении городом? Правда, к тому времени я уже пробежал глазами статью Беаты Гембальской "Смелая башня Адам, или Удастся ли возродить варшавскую архитектурную школу?", опубликованную в свежем номере газеты "Жиче Варшавы", который я получил, садясь в самолет. Противоречие между прочитанным и увиденным было столь велико, что по возвращении в Минск я решил познакомить со статьей Гембальской ("Жиче Варшавы" за 12 апреля 1999 г.) читателей "СиН". Многие знакомы с Варшавой гораздо ближе, чем ваш покорный слуга. Возможно, у них возникнет желание продолжить тему. Наиболее интересным представляется мнение господ архитекторов.
Варшавской школы архитектуры не существует вот уже по крайней мере 10 лет. Она умерла вместе со столпами - Богданом Пневским, Петром Беганьским, Ежи Грыневецким, Збигневом Карпиньским, Барбарой и Станиславом Брукальскими. К сожалению, о реализуемой сегодня в столице архитектуре нельзя сказать. что последней свойствен какой-то единый стиль.(Не говоря уже от собственном). Чаще всего для того, чтобы как-то охарактеризовать все то, что возведено в Варшаве за последние несколько лет, архитектурные критики употребляют слово-отмычку - постмодернизм. Впрочем, наиболее смелые прямо называют все это мешком отбросов. Тем временем развивающаяся в столице архитектура начинает оказывать влияние на строительство в других городах Польши.
- Архитектура всегда отражает экономический и культурный потенциал страны. То, что сейчас строится в Варшаве, есть результат скромности инвестиционных бюджетов, - утверждает Тадеуш Спыхала, архитектор-рекордист, "подаривший" Варшаве шесть объектов. - В столице нет инвесторов, с которыми могли бы сотрудничать такие дорогие архитекторы, как Ренцо Пиано или Норман Фостер.
Бюджет любого из реализованных в Варшаве инвестиционных проектов не превышает $120 млн (Столько, например, будет стоить строительство административного здания позади Большого театра. А вот Варшавский финансовый центр обошелся в $115 млн) Сравнение с рынками Южной Кореи, США и Западной Европы показывает: да, это, разумеется, большие, но отнюдь не гигантские суммы.
- Наплыв инвестиций в столицу проблематичен. Трудно найти серьезного инвестора, желающего реализовать проект. Запала тех потенциальных инвесторов, которые все же наведываются в мастерские, обычно хватает только на то, чтобы профинансировать подготовку концептуального проекта, - говорит архитектор Петр Маевски (мастерская "Маевски-Вышиньски-Германович").
На архитектуре можно заработать
За подготовку проекта инвестор платит гонорар, составляющий от 4 до 6% объема инвестиций. По сравнению с 12% - долей, которую запрашивают немецкие архитекторы, это совсем не головокружительная цифра. Тем не менее деньги приличные. Например, как минимум миллион долларов в случае инвестирования проекта средних масштабов ($40 млн). Заработать можно и на так называемой верификации, то есть адаптации к польским требованиям зарубежной проектной документации. Вслух в архитектурных кругах, в профсоюзных организациях архитекторов сей промысел подвергается гневному порицанию, однако ни для кого не секрет, что на самом деле именно так зарабатывают свои деньги многие из порицающих.
Для столицы проектируют в основном варшавские архитекторы, находящиеся на так называемом топе, то есть возглавляющие список. (Это, впрочем, вовсе не означает, что они являются лучшими из лучших.) Авторами очень многих реализованных в Варшаве проектов являются зарубежные проектанты.
Как уже говорилось, своего рода рекордсменом по числу возведенных в Варшаве крупных объектов является представитель краковской архитектурной школы Тадеуш Спыхала, который попал в столицу через Вену (где он прожил 30 лет). Спыхала является автором проектов отелей Holiday Inn, Kolmex и Sheraton, административных зданий Warsaw Towers и BRC Towers, киноадминистративного комплекса Europlex (бывший кинотеатр "Москва"), а также административного здания на месте клуба "Аквариум" на Жолибоже.
Вместе с Дереком Фрэйзером, ирландским архитектором, работающим в Мальме в шведской фирме "Skanska", варшавские архитекторы из мастерской "Рыба-Казимерски" запроектировали комплекс из 5 офисных зданий класса А под общим названием Atrium вдоль аллеи Иоанна Павла II. Строительство осуществила "Skanska". Самое первое здание, украшенное стеклянным куполом и называемое просто Atrium, было построено в 1996 г. Завершено строительство Atrium Tower и Atrium Plaza. В прошлом году было начато строительство 25-этажного здания Atrium South, общая офисная площадь которого составит 100 тыс. м 2. Это будет самое большое офисное здание столицы и страны.
Административные здания Zielna Point и Nautilus, здание компании "Hector" на Жолибоже, строящийся на улице Фильтровой Focus, а также проектируемая на месте здания Orbis административная высотка имеют одних и тех же "родителей" - архитекторов из мастерской "Курилович со товарищи".
Архитекторы Ежи Скшипчак и Ежи Янчак являются авторами проекта офисного здания Kaskada близ аллеи Иоанна Павла II. Строительство 9-этажного здания класса А с подземным гаражом, которое вот-вот будет сдано в эксплуатацию, было начато два года назад.
Эти же архитекторы принимали участие в проектировании вышеупомянутого Варшавского финансового центра. Высота здания Центра, строительство которого осуществляется с осени 1997 г., составит 150 м (по проекту вместе с мачтой - 166 м). После Дворца культуры это 32-этажное здание будет самым высоким зданием Варшавы. Общая офисная площадь составит 70 тыс. м 2, первые 6 этажей займет гараж на 350 автомобилей. Далее следует этаж услуг и торговли, а на последнем будет ресторан. Привлеченные инвестиции - исключительно из США.
Варшавская архитектура не выделяется ничем особенным, рождая объекты, которые с таким же успехом могли бы быть возведены в любом другом городе как Европы, так и любого другого континента. Унификации ради она утратила свой единый стиль.
- Эстетика прямого угла внезапно стала банальной. Если хотите, отжила свое. И вызывает совсем немного эмоций. Архитекторы же ищут формы, способные будить эмоции. Архитекторам кажется, что именно такие формы могут украсить улицу, площадь, город. Для инвестора же, реализующего идею архитектора через бизнес, привлекательность облегчает коммерцию, связана ли последняя с продажей недвижимости или же ее наймом, - говорит Тадеуш Спыхала.
Та коммерческая архитектура, которая была реализована в Варшаве в последние годы и продолжает реализовываться сегодня, и является прежде всего инструментом бизнеса. Дело участвующего в данном бизнесе архитектора - проектировать быстро и точно, чтобы инвестор мог как можно скорее начать получать прибыль, сдавая возведенные пространства внаем.
Однако клиент нынче привередлив. Так, в здании Atrium Plaza, строительство которого закончилось еще в октябре 1998 г., сдано всего 60% офисной площади, в Norway House - 70%.
Клиент может клюнуть на громкое название архитектурного комплекса. Но много ли таких в Варшаве?
Больше всего так называемых башен. Warsaw Towers (число множественное, хотя башня в данном случае только одна), FIM Tower, BRC Tours (также башни, только по-французски).
- Когда я проектировал эти две башни BRC Tours, то хотел назвать их Адам и Ева, но, к сожалению, не смог отстоять этих названий. Предложенные мною имена оказались чересчур смелыми для варшавских условий, - говорит архитектор Спыхала.
Подготовил Сергей ЗОЛОТОВ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 22 за 1999 год в рубрике архитектура