Центр Помпиду из параллельного мира
В мрачные минуты самоуничижения кажется, что мы никогда не пересечемся. Мы - из реального мира, где пыльные будни, и мир вымысла, с безмерной природой условности.
Равновесие
"Архитектура существует как строительное ремесло, и лишь развитие строительства дает ту форму, которая называется архитектурой" (К.С. Мельников).
Международный конкурс проектов был объявлен в 1970 г. Воодушевленные участием Президента Франции Жоржа Помпиду, условия разработала группа Себастьяна Лоста. Жюри под руководством Жана Прове отбирает лауреатов: Ренцо Пиано, Ричарда Роджерса и Джанфранко Франчини (при поддержке известнейшей "Ove Arup & Partners"). К концу 1971 г. креативная группа проекта Центра искусств сформирована и практически готова к работе. Министерство культуры организовало всю работу так, что ей была обеспечена полная независимость. Руководителем этой структуры стал Роберт Бордас.
Работы начались в апреле 1972 г., сооружение металлической крыши - в сентябре 1974 г. В эти же годы параллельно группировались направления деятельности будущего Центра. Ее "индустриальная" составляющая стала частью комплекса в 1972 г., двумя годами позже Центр включил в свою коллекцию собрание Национального музея современного искусства.
Около пяти лет продолжалось строительство, и 31 января 1977 г. Центр был торжественно открыт Президентом Валери Ж. Эстэном. Публика смогла оценить новую достопримечательность столицы двумя днями позже.
Согласно идеологии проекта Рэнцо Пиано, Ричарда Роджерса и Джанфранко Франчини, облик здания должен напоминать подобие диаграммы в развитии. Два материала - металл и стекло, - умелое использование цвета, эскалатор, быстро ставший знаменитым, эффектные сквозные проходы, и главное, эпатажный контраст с историческим окружением центра Парижа призваны донести до публики мысли авторов и вызвать ассоциации как минимум с конструктивным временем.
Грех здесь не вспомнить парадоксальный, изобретательный гений К.С. Мельникова, принятого в Советской России 30-х гг. с его архитектурной эквилибристикой совсем иначе. А в Париже в 1925г. (павильон СССР на Международной выставке современных декоративных искусств и промышленности) "обнаженные формы искусства" Мельникова были встречены с восторгом.
Зачем нужны цифры? Для людей дела они характеризуют дело. Точно, объективно, в исчерпывающем объеме. Считается, что менталитет европейца в большей степени, чем наш, направлен на деловую активность. Например, профессор не обязательно гордится своей должностью, просто у него такая работа. А вот то, что он умеет делать руками - это серьезно, это действительно предмет интереса и внимания.
Итак, в результате "наше" строение приняло вид двух блоков: 3 этажа и инженерная инфраструктура, техническое обслуживание; огромный массив из стекла и стали - 7 этажей, с террасой, мезонином, вобравшие большинство действующих структур центра, за исключением расположенных на площади Стравинского. Общая площадь застройки - 2 га, площадь здания - 103, 305 м2. Наземная часть строения - 7 этажей, самые высокие точки - 42 м (Rue Beaubourg) и 45,5 (Piazza). Длина здания - 166 м, ширина - 60 м. Коммуникации, инженерное обеспечение - 3 этажа, их высота - 18 м, длина - 180 м, ширина - 111 м.
Любители статистики, пожалуй, не обойдутся без показателей расходов строительного материала: объем вынутого грунта - 300 000 м3, 50 000 м3 армированного бетона, 15 000 т стальной арматуры. Интересны и данные, характеризующие параметры фасадов: площадь стеклянной поверхности - 11 000 м2, непрозрачной облицовки - 7000 м2.
Отдельно о металлических крышах
Они представляют собой 14 стоек с 13 опирающимися на них секциями, с интервалом в 12,8 м, в поперечнике - 48 м. Каждый уровень стойки дополнительно укреплен стальными элементами под названием "гербера" длиной в 8 м и весом в 10 т. 45-ти метровая балочная ферма, установленная на "гербере", распределяет давление, оказываемое на стойку, и сама уравновешивается анкерными балками. Скрепляют крышу вертикальные панели 4 фасадов и горизонтальные - на уровнях каждого этажа. Это составные конструкции из крупных балок покрытых бетонными плитами.
Высота этажей - 7 м. Связующий несущий элемент выполнен вертикально с юга на север, пролет за пролетом все пять уровней. Все пролетное строение из стекла и металла абсолютно открыто по всему объему.
С тем (в том числе), чтобы включить и максимально активизировать цветовое восприятие объемно-пространственной композиции, принято весьма неожиданное решение: все внутреннее пространство освобождено от технического оборудования. Оно вынесено в систему из 4 внешних трубопроводов. А затем выбраны цвета для соответствующих подсистем: голубой - кондиционирование, зеленый - водоснабжение, желтый - электросети, красный - лифты, безопасность, включая противопожарную.
Стоимость проекта: покупка земли - 85 млн франков, основное строительство и оснащение - 750 млн франков, общая стоимость - 993 млн.
Реконструкция
Серьезный этап обновления здания начался 6 октября 1997г. До конца 1999г. планируется значительная реновация, направленная прежде всего на расширение технических возможностей и информационных услуг Центра. В целом же, это увеличение и перераспределение площадей, предназначенных для посещения, ремонт смотровых балконов, повышение комфортности.
Реконструкция должна решить накопившиеся проблемы, связанные с проведением временных выставок, установкой новых указателей, очисткой помещений, работой панорамных кафе, галерей, мезонинов и множеством других, общих для современного галерейного бизнеса и специфических, экспериментальных. На первом этаже будут отремонтированы форум, центральное открытое пространство, 4 крупных зала - на 420, 160, двух по 150 мест, фойе для комплексных мероприятий. Одна из самых сложных - задача обеспечения автономной работы некоторых, независимых от всего Центра, аудиторий. Посадочные места, служебные помещения и гардеробные тоже будут модернизированы. Изменившиеся стандарты безопасности, освещения, вентиляции и кондиционирования требуют системного подхода и внедрения самых современных технологий инсталляции.
Отдельный проект, начатый с северной стороны в 1992 г., - реставрация фасадов, включая малярные, столярные и слесарные работы в галерее, - завершен в июне 1994 г. Все работы выполняются подрядчиками: Renzo Piano, Jean-Francois Bodin, Centre George Pompidou.
В чем все же уникальность?
Наивно было бы думать, что любой интересный объект может быть чем угодно - все равно он обречен на известность. Но не 145 же миллионов любопытных к 1995 г. собрало бы сооружение Х, даже самого экзотического вида. А вот как Национальный музей современного искусства Центр Помпиду и привлек такое умопомрачительное число посетителей. Информация обо всех формах современного искусства, в теории и практике, на всех видах носителей сосредоточена здесь. Кроме традиционных для любого музея собраний живописи и скульптуры, представлены фотография, дизайн, архитектура, театр, музыка, танец, кино, новые технологии, литература и философия.
Культурное наследие Франции, культурная миссия музея - эти слова мы оставим за рамками текста. Но оттого, что сейчас мы не можем оценить их значение, оно не становится менее актуальным. Просто подумаем обо всем этом в Париже!
Любовь ГАВРИЛЮК
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 21 за 1999 год в рубрике новости