Берлин: новый центр старого города


С момента падения берлинской стены территория вдоль реки Шпреи недалеко от Рейхстага стала предметом множества международных конкурсов. Вообще-то эта территория уже неоднократно привлекала внимание действующей власти еще с 19 века: наиболее примечателен момент, когда Адольф Гитлер приказал архитектору Альберту Шпееру спроектировать монументальный бульвар, ведущий к площади в районе Кенигсплатц. Ось Шпреиборгена должна была завершаться "огромным залом" на площади способной вместить один миллион человек. Разумеется этот проект не был осуществлен.


Когда Ханс Шарон стал директором градостроительного развития Берлинской магистратуры в мае 1945, он объявил, что все, что осталось после воздушных налетов и "последней битвы", снизило плотность развития и буквально разорвало городскую структуру, предлагая материал "€для создания нового городского ландшафта во всей привлекательности его отрывочности и непропорциональности, так же, как и лес, луг, озеро и гора создают вместе прекрасный ландшафт€"

До того, как эта идея смогла стать реальностью, Шпреиборген вместе со зловещим объемом полуразрушенного Рейхстага был отнесен к территории Западного Берлина и отделен стеной в 1961 году, положив конец всем замечательным проектам на этой территории, до конкурса, результаты которого были объявлены в феврале 1993 года.

В июне 1994 немецкий Бундестаг окончательно утвердил проект Нормана Фостера по перестройке здания, построенного в 19 веке Полем Валлотом, и вернул купол этому известнейшему историческому сооружению.

В июне - октябре 1991 было принято решение о переносе столицы объединенной Германии из Бонна в Берлин, а также о Бундестаге как о новом здании для немецкого парламента. В результате международного конкурса было отобрано 3 лучших проекта: голландский архитектор Пи де Бруэйн и Сантьяго Калатрава уступили первенство Фостеру, чей окончательный проект представлял собой купол, освещающий дневным светом палату заседаний парламента.

Он также открывает для посетителей вид на окрестности с крыши этого довольно закрытого здания.

Требования немецкого парламента по изменению первоначальной идеи - тенто-образного купола - привели к полному от нее отказу. Окончательный вариант, строительство которого будет завершено к концу века, создало 12 000 кв. метров полезной площади.

Одновременно проводился конкурс на генплан для прилежащего участка реки Шпреи. Примерно 835 архитекторов из 44 различных стран были приглашены для участия в конкурсе в месте, которое вскоре должно было стать административным сердцем Берлина.

В 1993 году был выбран проект Акселя Шультца и Шарлотты Франк.

По этому проекту необходимо было создать "городскую структуру, где следующие сооружения могли бы появляться без всякой планировки. Местность между железнодорожными путями с парком, растянувшимся по двум берегам реки Шпреи, формирует превосходный контраст.

Идея расположить парламентские здания цепочкой выходит из ограничений проектирования, заданных по условиям конкурса, а также создает высоко символичное звено между бывшими границами восточной и западной Германии, объединяя их в единое целое будущей столицы, что и привлекло жюри к этому проекту. Критика, нацеленная на этот проект, касалась того, что он не подчеркивал соответствующее значение Канцлерства.

Понятная пространственная структура проекта и его чувство связи с прошлым и будущим противопоставлена тому, что Альдо Росси называет, как "сегодняшнее осколочное чувство синтеза" и придает новое значение исторически важному месту.

Елена ВЛАСОВА,фото: Onno Jauernig


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 16 за 1999 год в рубрике архитектура

©1995-2024 Строительство и недвижимость