Новый "Metropolis"


Облицованный листами из окисленной меди и расположенный над стеклянным цокольным этажом новый Нидерландский национальный центр науки и современных технологий был воздвигнут в районе Oosterdok (городские доки) в Амстердаме как звено между городским центром и IJ. Музей находится прямо над въездом в туннель, который является важной артерией между центральной станцией, центром города и островом IJ. Итальянский архитектор Ренцо Пьяно спроектировал музей общей площадью более 11 000 квадратных метров, который был открыт в 1997 году.


Здание с такой сложной экспрессионистской эстетикой вызывает много споров, а его форма часто сравнивается с носом корабля "огромного зеленого супертанкера", но таким простым примитивным сравнением сложно описать настоящее значение этого сооружения как для района, так и для города в целом. Эта новая форма совершенно не похожа на традиционную застройку водного фронта города и его доков, применявшуюся в течение веков.

Более четверти века архитекторы, работающие в стиле Хай-тек, образовали нечто вроде эксклюзивного клуба, являющегося своего рода законодателем и диктатором действующих тенденций в современной архитектуре. Однако один из его отцов-учредителей Ренцо Пьяно уже давно проектирует здания, не попадающие под идеологию этого направления. Это подтверждается его проектом нового современного здания в Амстердаме - Метрополис музей, торжественно открытого королевой Нидерландов в июле 1997г.

Он в меньшей степени является приверженцем технологии, чем это кому-то может показаться. Он так говорит о самом себе: "Я всегда начинаю с нуля, и приключение и удовольствие открытия нового намного дороже мне, чем создание какого-то моего стиля. В нашем распоряжении есть определенные условия, а остальное зависит от выбранного места".

Новый Метрополис, центр науки и технологий (строительство начато в 1995 г.) находится на действительно уникальном месте - в Остердоке в сердце авангардной и новой архитектуры европейского города. Инвестиции в 77,5 млн гульденов (38 млн долларов) были выделены на строительство туннеля и музея.

Архитектор из Генуи всегда очень внимательно относился к существующей городской среде и условиям выбранного места, что принесло его проекту победу в конкурсе на проектирование и застройку Потсдамской площади в Берлине.

Основной концепцией при проектировании музея стал непосредственно туннель, в котором машины исчезают под землей, а люди взбираются высоко к облакам по уклону, ведущему к террасе на крыше. Наклонная поверхность крыши плохо вяжется с символами такого стиля, как Хай-тек, скорее эта еще одна аллегория, возникшая в голове архитектора, сравнить музей в доках с кораблем, стоящим на пристани. Метрополис длиной в 208 метров расположен по соседству с морским музеем-кораблем, также находящимся в этом доке.

Форма здания, постепенно закругляющаяся и набирающая высоту по мере удаления от берега, почти полностью зависела от сложности выбранного участка. Отношение между городом и музеем не однозначно и по замыслу архитектора является чем-то большим, чем простое очищение формы, которая, по его словам, является результатом того, что здание не претендует на принадлежность городу, но полностью принадлежит докам.

Оно не "плывет" над туннелем, а устанавливает измеримый в масштабе переход между историческим центром и открытой гаванью. К музею ведут две дороги, обе плавно уходящие в землю. На скатной крыше устроена терраса, открывающая отличный вид на город. Это, наверное, одна из немногих возможностей для туристов и самих жителей увидеть всю панораму, так как Амстердам известен как довольно плоский город, один из немногих в Европе, в котором почти нет высотных зданий. Поэтому терраса почти единственное место, с которого можно увидеть историческую часть города. Площадка на крыше может использоваться как галерея открытого типа: на ней установлены несколько работ японского скульптора Шингу и инсталляции, в которых используется и демонстрируется кинетическая энергия окружающей среды, в частности, ветра, солнца и воды. Второй вход в музей устроен через остекленный цокольный этаж с остановки водного такси.

Стоит заметить, что при строительстве центра возникло множество конструктивных проблем, решение которых взяло на себя инженерное бюро "Ove Arup & Partners". Основная проблема - то, что здание находится прямо над полостью туннеля, была решена за счет легкого несущего стального каркаса, передающего нагрузку на мощные фундаменты из предварительно напряженного бетона, расположенные по обе стороны тоннеля.

Пьяно избежал использования блестящего никеля и стекла для облицовки фасадов площадью примерно в 3750 м 2 и выбрал листы окисленной меди, дополненной оштукатуренными вставками. Это чем-то напоминает возвращение к готике, где, как и здесь, демонстрируется превосходство человеческого интеллекта над бездушными компьютерными технологиями. Пьяно - это архитектор, который не боится экспериментировать с материалами и находит смелые решения возникающих архитектурных проблем, таких, как, например, возведение 440-тонной стальной конструкции для поддержки этого корабля. Здание интересно с любого угла, будучи асимметричным: овальная линия фасада прерывается в нескольких местах вставками, остеклением крыши, разрезами, демонстрирующими интерьер, выступающим объемом кинотеатра спереди здания.

Внутреннее пространство также построено по принципу террас, что обеспечивает свободное распространение света и динамику выставочных экспозиций. Этот прием хорошо контрастирует с монотонным экстерьером здания, лишь несколько окон прямо проколоты в оболочке здания, поверх которых, не прерываясь, идет гладкая облицовка в виде решетки.

Интерьер ошеломляет своей нестандартностью, ключевым словом здесь является пространство. Лестница, подобно каскаду, связывает все этажи затемненного интерьера. Хайтековское влияние можно проследить в минимализме интерьера, который, тем не менее, идеально подходит для постоянно меняющихся экспозиций. Кроме того, все этажи в интерьере просматриваются сверху вниз и наоборот, и эта открытость несет в себе философию доступности знаний для всех, что является также основным принципом выставок музея.

Цель - обеспечить связь между формальным и неформальным образованием, между всеми сферами знаний. 4300 м 2 делятся на отделы технологии, энергии, взаимодействия, человеческого существования и науки, где практически все экспонаты можно потрогать, подвигать и попробовать.

Простота наружных фасадов соответствует интерьеру, что, по мнению автора, заставляет посетителей сосредоточится на содержании выставок, среди которых есть как постоянные, так и временные интерактивные экспозиции, иллюстрирующие различные аспекты коммуникационных, энергетических, исследовательских и других технологий.

Елена ВЛАСОВА,фото: Onno Jauernig


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 16 за 1999 год в рубрике архитектура

©1995-2024 Строительство и недвижимость