Конгресс: аспекты водоснабжения и водоотведения
7 апреля в рамках международной выставки "Все для дома. Строительство и ремонт" проведен конгресс "Вода", в работе которого приняли участие руководители, специалисты и ученые предприятий водоснабжения и водоотведения Беларуси и других стран.
Об экономических и экологических аспектах водоснабжения и водоотведения Беларуси на конгрессе сделал сообщение заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства В. А. Новак.
Проблема обеспечения безопасности питьевого водоснабжения стала в настоящее время одной из главных составляющих общей проблемы экологической безопасности населения и его здоровья.
Ущерб здоровью населения в результате негативного воздействия водного фактора соизмерим с потерями от стихийных бедствий и голода и даже в высокоразвитых странах достигает десятки миллиардов долларов в год.
Проблема обеспечения населения питьевой водой нормативного качества актуальна для всей Беларуси, половина населения которой потребляет воду, не соответствующую санитарно-гигиеническим требованиям по целому ряду показателей: по железу, мутности, нитратам, микроорганизмам... Это является одной из причин кишечной и инфекционной заболеваемости, увеличения степени риска в отношении канцерогенных и мутагенных факторов и отражается на средней продолжительности жизни нашего населения.
Особенно неудовлетворительное положение с питьевым водоснабжением в сельской местности и на ведомственных водопроводах.
Такое положение с питьевым водоснабжением диктует необходимость проведения новой государственной водохозяйственной политики, главным инструментом которой будет Закон "Об обеспечении населения питьевой водой", одобренный президиумом Совета Министров и включенный во втором чтении в повестку пятой сессии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь. Для введения и исполнения указанного закона по поручению президиума Совета Министров Минжилкомхозом совместно с заинтересованными министерствами разработана Республиканская программа первоочередных мер по улучшению снабжения населения питьевой водой, которая была одобрена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 июня 1998 года №871 и затем доведена для исполнения всем заинтересованным.
Основная цель разработанной программы - реализация комплекса взаимоувязанных заданий, направленных на решение в республике проблем бесперебойного водоснабжения, улучшения качества питьевой воды, обеспечения ее соответствия санитарно-гигиеническим требованиям и нормам с учетом рекомендаций Европейской экономической комиссии ООН по водным ресурсам, Международной ассоциации водоснабжения, Всемирной организации здравоохранения, Всемирного банка, Европейского банка реконструкции и развития, внедрение прогрессивного опыта в этой области передовых зарубежных стран.
Далее докладчик остановился на состоянии питьевого водоснабжения населения в Беларуси.
Централизованное водоснабжение имеется в 212 городах и городских поселках и в 5123 из 24297 сельских населенных пунктов, основным источником которого являются подземные воды, лишь в городах Минске, Гомеле, Гродно и Полоцке частично используются поверхностные источники.
За год на хозпитьевые нужды потребляется 668,13 млн м 3, на производственные - 159,267 млн м 3 и для сельхозводоснабжения - 173,67 млн м 3.
Более 70% подземных вод по своим природным качествам не соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям по содержанию железа, а также марганца, аммиака и другим элементам.
В результате поступления в водные объекты значительного количества органических и взвешенных веществ, минеральных удобрений и ядохимикатов ухудшается качество подземных вод по ряду показателей, из-за чего 31% подземных водоисточников централизованного водоснабжения не соответствует санитарным нормам, что приводит к ликвидации водозаборных скважин (например, в Борисове, Новогрудке, Слониме и других городах).
Из-за высокой коррозийной активности воды возникает ее вторичное загрязнение и разрушение стальных трубопроводов и емкостей.
Примерно 90% сельского населения (2,8 млн человек) пользуются незащищенными от возможных загрязнений грунтовыми водами из шахтных колодцев, более 57% которых содержат нитраты в концентрациях в 2-3 раза превышающих нормативы, а в 85% характеризуется неблагоприятными санитарно-бактериологическими показателями.
Сооружений по очистке воды не имеют 50% централизованных систем водоснабжения, а мощность действующих станций обезжелезивания составляет 55% от потребной. Из 118 станций обезжелезивания 96 находятся в 50 городах и городских поселках и 22 в сельской местности.
Развитие централизованного водоснабжения городов и поселков базировалось на устаревших двадцатилетней давности схемах и ТЭО, требующих переработки с учетом фактического состояния систем водоснабжения и водоотведения, в то же время развитие сельскохозяйственного водоснабжения в Беларуси было направлено на стопроцентное обеспечение водой животноводства и сельхозпроизводства, а не населения, проживающего в сельской местности.
Средний показатель расхода воды на душу населения в благоустроенном жилом фонде коммунального сектора в целом по Республике Беларусь составляет 256 л/сут., что почти вдвое выше среднеевропейского показателя водопотребления 130-180 л/сут. В то же время 44% городского населения не имеет бесперебойного круглосуточного водоснабжения.
Приборным учетом не полностью охвачены забор, подача и распределение воды потребителям (в городах этот показатель составляет более 70%, а на селе менее 10%), что не позволяет объективно оценивать потребление и потери воды.
Из-за высокого процента износа и аварийности водопроводных сетей, несовершенных водоразборных сантехнических приборов, нерационального расходования воды в быту и на производстве, отсутствия регулирования давлений у потребителей потери воды составляют до 50%.
Существующие тарифы на услуги водоснабжения в коммунальном секторе не покрывают затрат на их производство.
Система управления водообеспечением городов и поселков (ведомственная принадлежность объектов водоснабжения к различным министерствам) не позволяет осуществлять единую техническую водохозяйственную политику и эффективную эксплуатацию систем водоснабжения. Однако с созданием концерна "Белводоканал" эта проблема должна быть решена.
Наиболее высокий уровень эксплуатации ведется в специализированных самостоятельных предприятиях водопроводно-канализационного хозяйства системы Минжилкомхоза, а в сельских поселениях службы, обеспечивающие нормальную эксплуатацию систем водоснабжения, практически отсутствует. Этим объясняется антисанитарное состояние объектов водоснабжения и наличие больших потерь воды и соответственно энергоресурсов.
Научно-методическое и нормативно-правовое обеспечение в Беларуси значительно отстает от уровня передовых зарубежных стран, не отвечают современным требованиям, местным условиям и нуждаются в переработке. Этим во многом объясняется низкий уровень проектирования, строительства и эксплуатации объектов водоснабжения. В то же время научно-технический потенциал в республике один из самых мощных среди стран СНГ, которому под силу решение любых проблем на высоком уровне. При соответствующем финансировании и востребованию уже имеющихся разработок в Беларуси по технологиям очистки воды, оборудованию и материалам для систем водоснабжения мы давно смогли бы решить многие проблемы обеспечения населения питьевой водой, а также стать экспортером своей продукции в страны дальнего и ближнего зарубежья.
Изложенный анализ состояния хозяйственно-питьевого водоснабжения лег в основу программно-целевого планирования организационных, технических, экономических заданий и мероприятий на период 1998-2000 годов в целостной системе водоисточник-водозабор-водоподготовка-подача и распределение воды-потребитель.
В программе определены основные прогнозные и целевые нормативы к 2000 и 2005 годам в разрезе республики и областей, которые являются основными ориентирами в планируемых заданиях и мероприятиях: обеспечение населения республики бесперебойным в течение суток централизованным водоснабжением в 2000 году - 84,5% и сооружениями водоподготовки - 71%, удельное водопотребление 196 литров в сутки на одного жителя, охват приборами учета подачи воды потребителей - 90%.
Структура программы на период 1998-2000 годы обеспечивает комплексный охват всех основных работ, классифицированных по заданиям, содержанию, формам реализации, составу основных исполнителей и состоит из пяти главных направлений: совершенствование управления и планирования развития систем водоснабжения городов и населенных пунктов; обеспечение бесперебойного водоснабжения; обеспечение требуемого качества питьевой воды; совершенствование нормативно-правовой базы; научно-техническое и производственное обеспечение.
Разработанные задания направлены в первую очередь на мобилизацию всех существующих резервов систем водоснабжения с целью максимального использования их возможностей.
В целом на реализацию мероприятий программы в 1998-2000 годах необходимо 8,6 трлн рублей (в ценах на 1.01.1998 г.) из различных источников финансирования, включая кредиты белорусских и зарубежных банков.
Реализация намеченных в программе основных заданий позволит достичь суммарной экономической, социальной и экологической эффективности, выраженной в экономии водных и энергетических ресурсов, в повышении жизнеобеспеченности населения и снижения заболеваемости людей, а также уменьшения загрязнения источников питьевого водоснабжения, стабилизации восстановления и оздоровления подземных и поверхностных вод.
Министерством, жилищно-коммунальными службами на местах проводится целенаправленная работа по реализации заданий программы. Вместе с тем ряд заданий программы выполняются не в полной мере или сроки их выполнения не согласуются со сроками республиканской программы. Наша общая задача приложить максимум инициативы и усилий для выполнения республиканской программы первоочередных мер по улучшению снабжения населения питьевой водой, потому что от этого зависит, как будем жить не только мы с вами, но и наши дети и внуки. Этим проблемам посвящается конгресс "Вода", который станет традиционным и ежегодным.
Президент государственного концерна "Белводоканал" А. Д. Гуринович сделал доклад о ходе разработки нормативных документов в водоснабжении и водоотведении. Он сообщил, что в настоящее время активно перерабатывается существующая и создается новая нормативная документация. Для этого в Минстройархитектуры создан комитет по стандартам, где разрабатываются проекты документов. В Минжилкомхозе документация по воде приводится к европейским стандартам. Сейчас в Европе стандарты отдельных государств преобразуются в единые евронормативы. Новые европейские нормативы по качеству питьевой воды, принятые 3 ноября 1998 г. жестко привязаны к показателям, влияющим на здоровье человека. В первых европейских нормативах было 64 обязательных контролируемых параметра по воде, сейчас их осталось 48. Некоторые параметры стали еще более жесткими, а в некоторых снижены требования. В Европе введены сейчас три группы параметров. Это микробиологические, химические и индикаторные параметры.
При работе по созданию нормативных документов нам необходимо приблизить наши параметры к европейским. Например, по хлоридам в Европе норматив 250 мг на литр, у нас - 360 мг на литр; по железу в Европе - 0,05 мг на литр, у нас - 0,3 мг на литр; по винилхлориду в Европе - 0,5 мк на литр, у нас - 50 мк на литр; по мышьяку в Европе 10 мк на литр, у нас - 50 мк на литр; по бензолу в Европе 1 мк на литр, у нас - 10 мк на литр. Вместе с тем, некоторые нормативы в западных странах смягчены. Так, по тригаллометанам норматив с 10 мг на литр воды доведен до 100 мг на литр. По таким параметрам, как наличие в воде меди, никеля, свинца, требования ужесточились. Эти требования необходимо использовать при создании санитарных норм и правил, нормативных документов по проектированию, строительству и эксплуатации. Необходимо учитывать также общее требование к воде, состояние водозаборов, сетей и так далее. Для этих целей создаются пособия, которые облегчат работу специалистов и помогут разработать проекты, отвечающие нормативным требованиям по конкретным объектам водоснабжения. Отдельно выделяются нормативы по водоснабжению и водоотведению и к внутреннему водопроводу зданий. Разрабатываются также такие документы, как технические условия и стандарты. В этом году будет разработан стандарт СТБ по фильтрам водозаборных скважин. В области канализации разрабатываются также СНБ и пособия. При разработке нормативов мы используем опыт западных стран, а также большой потенциал отечественной науки.
Заведующий сектором автоматики ГП института "Белкоммунпроект" Г. А. Гершанович сделал доклад об автоматизации систем водоснабжения малых городов.
Докладчик сказал, что большое количество населенных пунктов Республики Беларусь, так называемых малых городов, обеспечивается водой из отдельных скважин, расположенных на территории города. Практически во всех малых городах отсутствуют станции обезжелезивания. Скважины, как правило, работают непосредственно в водопроводную сеть либо на водонапорную башню. По производительности скважины способны перекрыть водопотребление в 2-3 раза, тем не менее в отдельных районах населенного пункта испытывается дефицит воды, то есть давление в водопроводной сети ниже требуемого. В связи с этим использование полностью или частично имеющихся мощностей водозаборных скважин, башен, водоводов и водопроводных сетей с целью обеспечения населения питьевой водой в нужном количестве с необходимым давлением и требуемого качества является актуальной задачей.
Для решения этой проблемы необходимо прежде всего произвести обследование существующих водопроводных сетей и сооружений.
Применение на практике современных методов анализа водопроводных сетей и сооружений в реальном режиме времени сдерживалось из-за отсутствия в требуемом количестве и по доступным ценам эффективных приборов, автоматически регистрирующих давление, расход, работу оборудования во всех исследуемых точках одновременно.
Комплекс инструментальных средств для исследования систем водоснабжения создан НПП "Спуртавтоматизация" (г. Минск). Автоматический регистратор давления АРД-1 год назад прошел испытания и опытную эксплуатацию в управлении "Минскводопровод".
Применение АРД-1 для автоматизации анализа водопроводных сетей и сооружений имеет несколько назначений. С одной стороны, определяется состояние существующих водопроводных сетей, то есть определяются места утечек воды, потери и превышения напора воды. С другой стороны, определяются места расположения диктующих точек сети, взаимное влияние скважин на работу системы водоснабжения, реальные графики изменения давления в контролируемых точках сети.
Полученная в результате обследования с помощью комплекса инструментальных средств информация используется для оценки пропускной способности действующей водопроводной сети, для последующих гидравлических расчетов по проектированию развития системы водоснабжения или выбору оптимальных режимов ее работы.
Практически стоит задача управлять системой водоснабжения в оптимальном режиме по ограниченному количеству контролируемых параметров, непрерывно подверженных изменениям, то есть с минимальным значением удельного расхода электроэнергии при обеспечении потребителей водой в требуемом количестве под необходимым давлением.
Оптимизация работы систем водоснабжения возможна только при условии внедрения автоматизированных систем контроля, управления и регулирования, построенных на базе современной микропроцессорной управляющей и вычислительной техники и средств связи.
Такой комплекс аппаратно-программных средств создан НПП "Спуртавтоматизация" и на протяжении последних трех лет применяется практически во всех проектах вновь строящихся либо реконструируемых систем водоснабжения, выполняемых институтом "Белкоммунпроект".
АСКУ позволяет: автоматически управлять системой водоснабжения по различным технологическим параметрам (давлению, расходу, суточному графику потребления воды), а также по нескольким параметрам в различных комбинациях, с использованием частотных преобразователей или без них; контролировать и отображать на экране монитора весь набор технологических параметров (давление, расход, ток, температура, уровень), а также состояние оборудования и помещений (отключен-включен-авария, открыто-закрыто); включение звуковой и световой сигнализации, речевые сообщения о работе системы и оборудования; диспетчерское управление с использованием практически всех видов связи (радио, коммутируемые и некоммутируемые телефонные линии связи, проводные линии связи и любые их комбинации); протоколирование работы операторов и системы; автоматическое ведение баз данных, архивов оперативной информации с возможностью просмотра на экране монитора либо выдача этой информации на печать; автоматическое построение графиков изменения любых технологических параметров и работы оборудования за любой интересующий период; учет расхода воды и электроэнергии; учет и прогнозирование работы скважин (эксплуатационные особенности, гидравлические условия, экономические показатели); диагностика работы системы управления.
Созданный комплекс аппаратно-программных средств является проектно компонуемым и свободно программируемым и позволяет адаптироваться в кратчайшие сроки к любым требованиям пользователей. При этом, в зависимости от объема автоматизации объекта управления позволяет минимизировать стоимость работ и оборудования для создания конкретных АСКУ систем водоснабжения.
Экономические показатели: 15% - экономия капитальных затрат, 20% - экономия эксплуатационных расходов; 30% - экономия электроэнергии. Срок окупаемости - не более двух лет.
Подготовил Владимир КИНЧИКОВ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 15 за 1999 год в рубрике вода