Строительный экспорт: итоги, проблемы, задачи


В Министерстве архитектуры и строительства Республики Беларусь сделан анализ внешнеэкономической деятельности за 1998 год. Кризис в России сильно повлиял на итоги работы. Так, общий объем экспорта по министерству составил 7306,8 млрд руб. Экспорт продукции составил 5244,8 млрд рублей, или 114,7 млн долларов США (95,3% к соответствующему периоду прошлого года), в том числе в страны ближнего зарубежья - на сумму 98,9 млн долларов США (93,7% к соответствующему периоду прошлого года), в страны дальнего зарубежья - на сумму 15,8 млн долларов США (106% к соответствующему периоду прошлого года). В Российскую Федерацию экспортировано строительных материалов , изделий и конструкций на сумму 4197,7 млрд руб., или 93,2 млн долларов США, что составило 81,3% от общего объема экспорта продукции. За пределами Республики Беларусь в 1998 году строительными организациями министерства собственными силами выполнено на 2062 млрд рублей строительно-монтажных работ, что составляет 109,3% к уровню 1997 года.

Наибольший объем экспорта за 1998 г. приходится на строительные металлоконструкции - 14,3% от всего объема экспорта, плитку керамическую - 16,7%, стеновые материалы - 8,2%, оборудование и запчасти - 6,8%, кровельные материалы - 5,5%, стекло полированное листовое - 6,9%, сортовая посуда - 7,1%, конструкции и детали сборные железобетонные - 4,8%, дверные блоки - 4,1%, материалы строительные нерудные - 3,7%, линолеум - 3,3%.

Импорт сырья, материалов, оборудования, запчастей составил 3444,9 млрд рублей или 78,3 млн долларов США (94,8% к соответствующему периоду прошлого года).

За 2 месяца 1999 г. общий объем экспорта по министерству составил 2167,4 млрд рублей, или 10570,8 тыс. долл. США. Экспорт продукции по предприятиям промышленности строительных материалов, изделий и конструкций составил 1737,8 млрд руб., или 8168,1 тыс. долл. США, в том числе в страны ближнего зарубежья - на сумму 1291,6 тыс. долл. США. Из общего объема экспорта продукции в Российскую Федерацию экспортировано строительных материалов, изделий и конструкций на сумму 1328,6 млрд руб., или 6356,6 тыс. долл. США, что составило 77,8% от общего объема экспорта продукции.

Импорт сырья, материалов, оборудования, запасных частей по предприятиям промышленности строительных материалов и конструкций составил за 2 месяца текущего года 1536,5 млрд руб., или 7065,6 тыс. долл. США. Таким образом, внешнеторговое сальдо по промышленным предприятиям министерства является положительным.

Экспорт строительных услуг за 2 месяца 1999 г. составил 429,6 млрд руб., или 2402,7 тыс. долл. США.

Снижение объемов экспорта по сравнению с соответствующим периодом прошлого года является следствием продолжающегося кризиса в Российской Федерации, которая является основным рынком экспорта строительной продукции белорусских производителей, наличия нескольких курсов валют в республике, роста железнодорожных тарифов, сезонностью спроса на отдельные виды строительной продукции.

Следует отметить, что обострение кризисных явлений в регионах Российской Федерации неблагоприятно отразилось на экспорте белорусских предприятий. За последние 4 месяца прошедшего года объем экспорта строительных материалов и конструкций сократился более чем на 80%. Особенно резко снизилась поставка строительных материалов в Российскую Федерацию. Валютная выручка от продажи белорусских строительных материалов в Россию в 4 квартале 1998 года составила 10 млн долларов США, сократившись по сравнению со 2 кварталом более чем в 3 раза.

Удельный вес экспорта строительных работ и услуг в общем объеме выполненных работ по Министерству в прошлом году составил 8,3% и увеличился по сравнению с 1997 годом на 9,3%. Белорусские строители (35 организаций) на основе выигранных тендеров и контрактов ведут работы в 11 регионах Российской Федерации, на Украине, в Молдавии и странах Прибалтики. Большинство строительных организаций осуществляют работы в счет погашения задолженности за поставленный в республику природный газ. Только по этой программе в 1998 году планировалось выполнить работ на 85 млн долларов США. Однако по ряду причин экспортная строительная программа не реализована в полном объеме не только из-за кризисных явлений у партнеров, но и за счет некоторых проблем, имеющихся в республике.

Наращивание экспорта сдерживает неурегулированность существующего налогового, тарифного и валютного законодательства, множественность и противоречивость нормативных актов различных государственных органов, систематические изменения и поправки, всевозможные запреты и ограничения наряду со сверхжестким контролем и неограниченным применением штрафных санкций к субъектам хозяйствования.

В течении полутора лет решались вопросы, связанные с двойным налогообложением подрядных организаций, работающих в Российской Федерации. Указом № 101 от 24.01.1997 и действующим налоговым законодательством Республики Беларусь эти вопросы решены частично: по налогу на прибыль (зачет), налогу на добавленную стоимость (освобождение), налогу на недвижимость (зачет). В отношении бюджетных фондов, кроме фонда поддержки производителей сельхозпродукции и продовольствия, нет льгот и зачетов. Белорусские строители должны уплачивать в России и Беларуси налог на содержание жилищного фонда (льгота в Беларуси только на прирост выручки), отчисления в дорожный фонд. Кроме того, ими уплачивается чрезвычайный налог, отчисления в бюджетный фонд на содержание ведомственных дошкольных учреждений, инновационный фонд и фонд развития науки, отсутствующие в российском законодательстве, которые контрактной стоимостью строительства не предусматриваются.

Предложение Минстройархитектуры, разработанное в марте 1998 года по исключению двойного налогообложения предприятий строительного комплекса, реализующих продукцию (работы и услуги) за пределами Республики Беларусь, согласованное с Государственным налоговым комитетом, не было поддержано Министерством финансов и Министерством экономики. В апреле 1998 года Минстройархитектуры в целях частичного решения вопроса по устранению двойного налогообложения при экспорте строительных услуг внесло предложение в проект Указа Президента Республики Беларусь "О внесении дополнений и изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 24.01.1997 № 101", где учтены замечания и возражения указанных министерств, и представило Совету Министров Республики Беларусь. Проект Указа с обоснованием Совет Министров Республики Беларусь направил в Администрацию Президента Республики Беларусь в мае 1998 года. Положительное решение по этому вопросу принято только в марте 1999 г.

Существующее положение с налогообложением вынуждает белорусских строителей отказываться от участия в международных торгах.

Прямые потери несут также строители из-за несоответствия курсов валют в России и Белоруссии. Обеспечивая строительство объектов в России в зачет поставки газа, подрядные организации республики, помимо собственных расходов (покупка материалов, оборудования, командировочные), обязаны осуществлять расчеты с местными предприятиями (коммунальные, автомобильные и железнодорожные услуги, местные налоги, электроэнергия, топливо, оплата субподрядчикам и другие) в российских рублях. Потребность в валютных средствах составляет до 50% от объема выполняемых работ. Однако из-за отсутствия финансовых средств в российских рублях и невозможности их покупки в Республике Беларусь, подрядные организации Беларуси несут не только финансовые, курсовые потери, но и оказываются должниками перед российскими субъектами хозяйствования.

Не обеспечивается потребность в безналичных российских рублях другим предприятиям - экспортерам строительной продукции, выполняющим работы в счет погашения долга Республики Беларусь за полученный природный газ. Обращения в Национальный банк, правительство о содействии в приобретении валюты для этих целей остались без удовлетворения.

В связи с невозможностью покупки валюты в республике Минстройархитектуры неоднократно вносило предложения об освобождении отдельных предприятий от обязательной продажи зарабатываемой ими валюты с целью использования этих средств на выполнение контрактов и увеличение валютных поступлений в республику. Такие предложения также не получили поддержки.

Для принятия решения об освобождении арендного строительно-монтажного треста № 27 от обязательной продажи валюты, несмотря на его обоснованность, неоспоримую выгодность для республики и поддержку ряда центральных органов, потребовалось более 5 месяцев согласований. Более того, применяемая в республике система расчетов с подрядными организациями, выполняющими работы в счет поставки газа, в условиях множества курсов валют привела к их убыточности. Российские заказчики проводят платежи за выполненные строительные работы в долларовом эквиваленте непосредственно государственному предприятию "Белтрансгаз", который рассчитывается с подрядчиками белорусскими рублями, но по официальному курсу Национального банка. В то же время разрыв между официальным и устанавливаемым курсами достигал от 200 до 500%. В результате у подрядных организаций и предприятий образовался межкурсовой убыток от экспорта.

Так, в декабре 1998 года заказчик (Международная энергетическая компания "Итера", г. Москва) в зачет выполненных трестом № 27 согласно контракту строительно-монтажных работ дополнительно поставил в Республику Беларусь природный газ в объеме 30 млн м3 на сумму 1,5 млн долларов США. Однако трест при этом получил курсовой убыток в сумме 186 млрд белорусских рублей, так как ГП "Белтрансгаз" оплатил ему стоимость работ только по официальному курсу Национального банка (96000 рублей за доллар США). В январе т.г. курсовой убыток треста составил 150 млрд рублей. Работы на объекте приостановлены, трест не имеет возможности рассчитаться с поставщиками и субподрядчиками, созданы все условия для срыва контракта, а это 2,1 млн долларов США штрафных санкций.

В 1999 году трестом № 19 планировалось выполнить в России подрядных работ в объеме 14,8 млн долларов США, а трестом № 27 - 7,5 млн долларов. При установленной системе расчетов курсовой убыток может составить соответственно 1,5 и 1,0 трлн белорусских рублей. Еще большие издержки они понесут в случае отказа от неисполнения контрактов. В то же время решения по существующей проблеме в республике не принимаются. Направленный Минстройархитектуры в марте текущего года проект постановления Совета Министров по данному вопросу на согласование в Министерства финансов, экономики, юстиции, Национальный банк, ГП "Белтрансгаз" также не получил поддержки.

Вместе с тем освобождение отдельных предприятий от обязательной продажи валюты дает положительные результаты. Так, постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 1 июля 1998 г. №1022/23 арендный строительно-монтажный трест №27 освобожден от обязательной продажи свободно конвертируемой валюты и российских рублей: поступающих на счета треста и направляемых в течение срока реализации контракта на приобретение материалов, оборудования, комплектующих изделий, оплату работ (услуг), выполняемых субподрядчиками, расходов по содержанию представительства треста, уплату налогов, ввозных и других платежей в Российской Федерации в соответствии с условиями указанного контракта; причитающихся к получению трестом за выполненные им работы по указанному контракту и учитываемых в счет оплаты поставленного в Республику Беларусь газа через Белорусское государственное предприятие по транспортировке и поставке газа "Белтрансгаз", либо в счет погашения задолженности Республики Беларусь перед Российским акционерным обществом "Газпром", при условии, что сумма указанных средств составляет не менее 30% от стоимости контракта.

За период действия льготы заказчиком перечислено на валютные счета треста 20885 тыс. российских руб., 3105 тыс. долл. США. Льготная валютная выручка составила 14534 тыс. российских руб., 842 тыс. долл. США и направлена на приобретение товарно-материальных ценностей для выполнения работ по контракту от 12.02.98 г. №7/1.

За 1998 год по офисному комплексу выполнено строительно-монтажных работ в расчетных билетах Республики Беларусь на 1113,8 млрд руб., или 51,8% от общей суммы по контракту, в том числе в счет погашения за поставленные Россией энергоресурсы 548,1 млрд руб., или 49,2% от общего выполнения. Выполнение работ по контракту позволило в 1998 г. осуществить дополнительную поставку в Беларусь российского газа на 205 млн м3, или на сумму 10250 тыс. долларов США, за который республике не потребовалось затрачивать дефицитную валюту.

Снижение экспорта в 1999 году ожидается по большинству видов отечественных строительных материалов из-за их неконкурентности в связи с введением в России новых международных тарифов на железнодорожные перевозки. Тарифы выросли в 3 и более раза. Аналогичное положение дел с провозными тарифами на импорт сырьевых ресурсов. Тарифы увеличились на ввоз асбеста в 2,2 раза, колчеданных огарков - в 2,3 раза, трепела - в 3,8 раза. В связи с этим, видимо, требуется на межправительственном уровне принять решение о введении на территории России и Белоруссии единых перевозочных тарифов, применяемых для грузоперевозок в местном сообщении.

Отрицательно сказывается на внешнеторговом сальдо и вынужденный импорт предприятиями отрасли сырьевых и топливно-энергетических ресурсов при одновременном дефиците у них оборотных валютных средств. По субъектам хозяйствования, получившим льготы в 1998 году, выручка от реализации продукции составила 6,1 трлн руб., или 20% от общей суммы выручки по министерству, и возросла по сравнению с 1997 годом на 3 трлн руб. Получено балансовой прибыли на 60,4 млрд рублей. Оборотные средства составили 1,8 трлн руб., или 23,1% от суммы оборотных средств по министерству и возросли на 1,1 трлн руб.

26 промышленных предприятий получили отсрочку по платежам в бюджет и внебюджетные фонды по задолженности, образовавшейся на 1.10.1997 г. в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь "О реструктуризации задолженности по платежам в бюджет, государственные внебюджетные фонды и дооценке товарно-материальных ценностей", что составляет 21,7% от промышленных предприятий, входящих в систему Минстройархитектуры. Отсрочка платежей дала возможность промышленным предприятиям улучшить платежную дисциплину, за исключением нескольких предприятий (Полоцкий КСМ, Обольский керамический завод, АО "Силикат"), на протяжении 1998 года своевременно рассчитываться по текущим платежам в бюджет и .внебюджетные фонды, погасить задолженность за потребляемые энергоресурсы.

Указом Президента Республики Беларусь от 28 июля 1998 г. №380 производственно-строительный кооператив "Трест №14" освобожден от уплаты налогов на добавленную стоимость, отчислений в республиканский дорожный фонд, республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, чрезвычайного налога по выполненным строительно-монтажным работам на объекте "Спальный корпус в глазном отделении Первого областного детского санатория "Живица" в н.п. Ченки Гомельского района. Данные льготы были предоставлены производственно-строительному кооперативу "Трест № 14" в целях снижения стоимости строительства.

С июля 1998 г. из-за отсутствия поступлений денежных средств от гуманитарной организации строительство объекта приостановлено. ПСК "Трест №14" налоговыми льготами не пользовался.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 11 августа 1998 г. №1269/37 стеклозавод "Неман" освобожден от обязательной продажи иностранной валюты в целях стабилизации производственно-хозяйственной деятельности.

За этот период на валютные счета предприятия поступила выручка в сумме 300,2 тыс. долл. США, 1330,0 тыс. нем. марок, 1297,1 тыс. российских руб. В соответствии с постановлением из указанных сумм предприятием использовано 116,1 тыс. долл. США, 465,8 тыс. нем. марок, 468,8 тыс. российских рублей. Эти средства направлены на приобретение за пределами республики технологических материалов (кислота, сурик и другие), а также алмазных инструментов в целях наращивания объемов производства продукции.

За 1998 г. темп роста объема производства промышленной продукции при задании 107% выполнен на 115,9%, рост производительности труда составил 6,7%, прибыли - 139,9%. Поставка продукции в страны дальнего зарубежья увеличилась на 15,5%.

Платежи в бюджет и внебюджетные фонды возросли на 106,8 млрд рублей. На протяжении года не допускалась недоимка по платежам в бюджет и внебюджетные фонды. Коэффициент текущей ликвидности составил 1.72, коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами - 0,24. Предприятие своевременно рассчитывалось за текущее потребление топливно-энергетических ресурсов, по заработной плате.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 июля 1998 г. №1182 Оршанскому арендному строительному тресту №18 в целях финансового оздоровления со второго полугодия прошлого года разрешено производить нормативное распределение выручки, поступающей на его расчетные счета, в следующем порядке: 40% - на уплату текущих платежей в бюджет и внебюджетные фонды и погашение задолженности в бюджет, а 60% - на приобретение материалов, выплату заработной платы, оплату энергоресурсов, содержание социальной сферы, погашение кредита за энергоресурсы и другие нужды. За 1998 год финансовое положение треста улучшилось. Темп роста объема подрядных работ составил 127,1% к уровню 1997 г. Выручка от реализации строительных услуг увеличилась в 2,3 раза и составила 361,1 млрд руб., получено 8801 млн руб. прибыли, произошло ускорение оборота средств. Погашен банковский кредит за энергоресурсы в размере 2,4 млрд руб. В течение второго полугодия своевременно производились расчеты по заработной плате с рабочими и служащими. Внесено в бюджет и внебюджетные фонды 61,4 млрд руб., или 67% от начисленных текущих платежей, в том числе 22,9 млрд руб. - в первом полугодии и 38,5 млрд руб. - во втором полугодии, т. е. за время действия преференции платежи в бюджет увеличились в 1,7 раза.

Однако желаемого результата в полной мере не достигнуто, поскольку преференция действовала с августа 1998 года. Вероятно, было бы целесообразным продолжить порядок нормативного распределения выручки и на 1999 г.

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 августа № 1295 в целях ускорения освоения введенных в действие на Белорусском цементном заводе мощностей выделено предприятию на безвозвратной основе за счет средств республиканского бюджета 200 млрд руб. для пополнения оборотных средств, расчетов с подрядными организациями за выполненные работы и погашения задолженности за потребленные топливно-энергетические ресурсы.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь № 23 от 9.01.1996 года Белорусский цементный завод освобожден от уплаты всех видов налогов и отчислений на период освоения производственных мощностей. За 1998 год налоговые платежи составили бы 18544 млн руб. На эту сумму заводу не потребовалась дотация из средств республиканского бюджета. Срок освоения мощностей истекает в апреле 1999 г.

Предоставленные предприятию преференции помогли частично улучшить работу предприятия, предотвратить остановку производства, сохранить трудовой коллектив, улучшить платежную дисциплину. Реализация этих мер способствовала ускорению освоения мощностей; если за 1997 г. мощности использованы на 21,5%, то в августе 1998 г. - на 60%, в сентябре - на 85%, в октябре - на 50%. В целом за 1998 год процент освоения производственных мощностей составил 46,8%, или возрос по сравнению с 1997 годом на 25,3%. Объем производства цемента в 1998 г. увеличен на 215 тыс. тонн, или в 2,2 раза по сравнению с 1997 годом. В текущем году на предприятии осуществляются крупные ремонтно-восстановительные работы, связанные с заменой изношенной футеровки вращающейся печи, реконструкцией топок мельниц "Аэрофол", что даст рост объемов выпуска цемента.

Вместе с тем для завершения программы освоения мощностей предприятия необходимы меры государственной поддержки и в 1999 году.

Согласно Постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 7.12.1998 года арендному предприятию "Строительный трест № 20" была предоставлена отсрочка уплаты пени по фонду социальной защиты населения в сумме 3015,4 млн руб. до 1 октября 2001 года. Предоставленная льгота дала возможность предприятию пополнить оборотные средства, оплатить задолженность за потребленные энергоресурсы, закупить строительные материалы. Эффективность предоставленной отсрочки - 5427,7 млн руб. По итогам работы за 1998 год получена прибыль в сумме 3829 млн руб. Рост производительности труда составил 111,4% при задании прогноза 106%.

В целях активизации внешнеэкономической деятельности министерством был издан приказ №418 от 11.12.98 г., которым предусматривается ряд конкретных мер по увеличению экспорта продукции. Государственному предприятию "Белстройэкспорт" поручена организация торговых домов промышленных предприятий строительного комплекса Республики Беларусь на территории Российской Федерации. В настоящее время учрежден торговый дом "Беларусь-Москва", в стадии решения вопрос создания торговых домов в городах Санкт-Петербурге, Пскове.

Особенностью строительного комплекса в импортозамещении является то, что ввозимые стройматериалы или не производятся в Республике из-за отсутствия сырья, или удельный вес транспортных расходов в себестоимости этой продукции незначительный. В связи с этим в основном ввозятся машины и механизмы, сантехнические изделия, отделочные материалы, утеплители.

С учетом этой спецификации министерство совместно с научными учреждениями и вузами республики ведет целенаправленную работу по импортозамещению.

Белорусским технологическим университетом проведены исследования по подбору отечественных сырьевых составов облицовочной плитки. Качество такой плитки отвечает лучшим зарубежным аналогам. Об этом свидетельствует экспорт ОАО "Керамин" своей продукции за рубеж.

Существенный объем работ по созданию окрасочных композиций и составов сухих смесей с максимальным использованием отечественных компонентов выполнен БелНИИС и Республиканским научно-практическим центром пожарной безопасности. По разработкам БелНИИС в НПП "Радекс" (г. Минск), "Радекс-М" (г. Жлобин) "Витстройсервис" (г. Витебск) организован выпуск целого ряда полимерминеральных составов. Окрасочных - для внутренней и наружной отделки бетонных кирпичных и оштукатуренных поверхностей, клеевых - для укладки облицовочной плитки, приклейки теплоизоляционных материалов и армирующих сеток при осуществлении тепловой санации помещений. Шпаклевочных - для заделки раковин, выбоин. Штукатурных - для простой и высококачественной штукатурки. Гидроизоляционных - для гидроизоляции подвалов, ванных, туалетов и других помещений. Производство штукатурных и кладочных составов сухих смесей организовано также в ОАО "Забудова". Республиканским научно-практическим центром пожарной безопасности разработаны составы неорганических вспучивающихся красок по стальным конструкциям, обеспечивающие повышение их огнестойкости.

В настоящее время разработаны или находятся в разной степени завершенности ряд государственных стандартов, введение в действие которых позволило бы выпускать строительную продукцию, способную конкурировать с импортной продукцией.

В целях защиты отечественного строительного рынка от некачественной продукции, в том числе импортируемых материалов, изделий и конструкций, приказом Минстройархитектуры от 20 августа 1997 года №353 с 1 октября 1997 года введен в действие РДС 1.01. 06-97 "Порядок выдачи Технических свидетельств на применение новых или ввозимых из-за пределов государства строительных материалов, изделий, конструкций и технических решений".

Разработана программа технического перевооружения предприятий отрасли, в том числе с привлечением иностранных инвестиций. Осуществляются меры по наращиванию выпуска экспортно-ориентированной продукции. В целях ускорения освоения проектной мощности по производству полированного стекла в акционерном обществе "Гомельстекло", расширения на этой основе объемов производства и зарубежных рынков сбыта с перспективой пополнения валютных резервов республики Минстройархитектуры подготовлен и согласован с заинтересованными организациями проект постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь "Об освобождении ОАО "Гомельстекло" от обязательной продажи иностранной валюты и реструктуризации задолженности за природный газ". Принятие постановления позволит стабилизировать финансовое положение предприятия и увеличить выпуск экспортной продукции.

Увеличению поставки цемента на экспорт могло бы способствовать решение вопроса о предоставлении Белорусскому цементному заводу валютного кредита в размере 7,8 млн немецких марок для закупки оборудования упаковочной линии, а также выделение финансовых средств для завершения строительства новых мощностей по выпуску 1 млн тонн цемента в ОАО "Красносельскцемент".

Требует ускорения принятие решения о создании совместного предприятия "Белгипс-Кнауф", что позволит провести реконструкцию и переоснащение Минского гипсового завода на базе новых технологий, увеличить в 2,5-3 раза выпуск эффективных строительных материалов и конструкций и поставку их на экспорт.

Министерством реализуется Государственная программа импортозамещения.

В ОАО "Кровля" за счет собственных средств организован выпуск безобжигового огнеупорного кирпича методом вибропрессования на основе шамотно-кремнеземистой водной суспензии. Кирпич предназначен для футеровки тепловых агрегатов в бытовых и промышленных котельных, вращающихся печей, вагранок. Сумма капитальных вложений на освоение шамотных огнеупоров составила 15,9 млрд рублей. В 1998 году произведено 1301 тонн огнеупорных изделий на сумму 6,7 млрд рублей. Объем сэкономленных валютных средств за год составил около 130 тыс. у.е.

По проекту организации производства шамотных огнеупоров в ОАО "Молодечненский КСМ" комитетом по инвестициям при Минэкономики проведена экспертиза представленного бизнес-плана и сделано экспертное заключение. На основании этого заключения Минэкономики считает невозможным сохранение данного проекта в рамках Государственной программы импортозамещения.

В Минэкономики внесен ряд проектов, осуществление которых позволит сократить импорт сырья и материалов и улучшить внешнеторговое сальдо. В их числе: строительство нового завода гипса и гипсовых стройдеталей на базе техногенных отходов Гомельского химзавода (стоимость проекта 29,5 млн у.е., срок окупаемости 7 лет, имеется ТЭР); строительство технологической линии по производству жестких минераловатных плит на бесфенольном связующем (6,7 млн у.е., срок окупаемости 4 года, имеется ТЭР); организация производства эффективных конструкций на Молодечненском заводе легких металлоконструкций. Для реализации проекта требуется приобретение пресса стоимостью 700 тыс. долларов США, имеется ТЭР; организация производства на предприятиях Минстройархитектуры с участием Минпрома и концерна "Белнефтехим" деталей и изделий комплектной поставки для устройства черепичных кровель (2,6 млн у.е., срок окупаемости 3 года); организация производства на предприятиях концерна "Белнефтехим" уплотнителей, используемых при производстве оконных блоков для установки стеклопакетов (1,8 млн у.е., срок окупаемости 2,1 года); организация производства на ОАО "Лидакраска" красок и грунтов на водной основе (2,8 млн у.е., срок окупаемости 1,5 года).

Для осуществления предложенных проектов потребуется 65,1 млн долларов США и свыше 100 млрд белорусских рублей. При этом будет сэкономлено около 100 млн долларов США, которые расходуются на закупку по импорту сырья и комплектующих.

Требуются и другие меры государственной поддержки экспорта строительной продукции, в том числе: изменение действующих нормативных документов в части освобождения от обязательной продажи на Белорусской валютно-фондовой бирже валютных средств, поступающих на счета подрядных организаций в виде авансов от заказчиков для выполнения ими контрактов, заключенных в соответствии с международными правовыми нормами; снижение железнодорожных тарифов на перевозки экспортно-импортных грузов или применение льготных тарифов на перевозку экспортируемых строительных материалов и конструкций; увеличить норму валютных поступлений от экспорта строительной продукции (работ, услуг), остающейся в распоряжении предприятий; упростить таможенное оформление транзитных виз через сопредельные государства для экспортируемых строительных грузов.

При разработке нормативных документов необходимо учитывать специфику строительной отрасли, касающейся экспортно-импортной деятельности. А в целях защиты отечественных товаропроизводителей целесообразно повысить ставки ввозных таможенных пошлин на облицовочную керамическую плитку, сухие строительные смеси, а также ввести импортную квоту на стекло листовое полированное.

По материалам Минстройархитектуры Республики Беларусь
подготовил Владимир КИНЧИКОВ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 14 за 1999 год в рубрике экономика

©1995-2022 Строительство и недвижимость