NAI — нидерландский архитектурный институт



НАИ - это современный уникальный городской ансамбль, где здания объединены в единую пространственную композицию. Архитектурное единство между отдельными блоками достигнуто благодаря созданию общих отношений: все фрагменты работают как единое целое. Здание расположено в северной части Museum Park'а, а входной холл его находится прямо на продолжении главной аллеи. Из него посетители могут попасть во все помещения и зоны института.



Основной принцип композиции очень простой: четыре отдельных объема представляют собой четыре функции - входной холл и фойе с аудиторией, музейные и выставочные залы, архивы и библиотека с офисами наверху. Каждой функции была придана определенная четкость при восприятии снаружи благодаря использованию различных материалов. Музейный и выставочный залы облицованы кирпичом, архивное здание - стальными панелями. Основной высокий объем - библиотека и офисы - из стекла, холл, аудитории и поддерживающие конструкции цоколя - из бетона. Под объемом архивов они образуют протяженную галерею из пилонов, расположенных по обе стороны друг напротив друга. Пруды играют важную роль как ограничители пространства, его связи и зеркала.

Несущий каркас стеклянного объема выполняет двойную цель: поддерживает секцию здания и, проходя насквозь, образует перголообразную конструкцию на крыше, являясь одновременно легко уловимым знаком для глаза, привлекая посетителей даже с большого расстояния. Прагматизм и символизм здесь являются альтернативой и дополнением друг другу. Сложное соединение объемов в плане создает разные виды и углы восприятия здания, водных поверхностей и озеленения с разных сторон.

В хорошую погоду яркий солнечный свет в течение дня освещает все фасады здания, играя светом и тенями, подсвечивая прозрачный стеклянный объем изнутри. При плохой погоде здание выглядит несколько мрачно, подобно застывшей тяжелой массе.

НАИ хорошо вписывается как в городскую среду, так и в среду парка, располагаясь на их границе. Бетонный мостик, перекинутый через один из прудов при входе в музей, уже виден из парка. Во входном холле деревянный мост ведет во все части комплекса. Гармоничное разнообразие приятно оживляет экстерьер и интерьер здания.

Автор здания - молодой голландский архитектор Йо Кунен. НАИ является продолжением поисков, прослеживающихся в его еще более ранних работах: библиотеке в Хеерлене, медицинском центре в Эйндховене и пиццерии в Алмере (все построены около 1984 года), где главной темой является входная часть, а все остальные помещения и зоны свободно расположены вокруг нее, что отражается на причудливой пространственной композиции объема. В трех более поздних сооружениях также можно проследить этот принцип: НАИ в Роттердаме, офисы в Тилбурге и Культурфорум в Оффенбурге (Нидерланды). Все они построены в довольно короткий промежуток времени, и сходство НАИ с офисами фирмы Haans в Тилбурге очевидно: схожая конструкция крыши, высокие тонкие колонны, прозрачные стеклянные стены и пруды вокруг, а также похожая архитектурно-планировочная тема и внимательный подход к окружающей их городской среде. Сам архитектор объясняет это не только определением схожести как своего собственного стиля, а скорее как применением очевидных и простых планировочных принципов, известных на протяжении всей истории развития архитектуры.

Кунен не называет свой подход к проектированию методичным, а скорее естественным при работе над любым проектом. На первой стадии изучение инфраструктуры, существующей застройки и границ проектирования, затем поиск образа, тех или иных визуальных характеристик и ассоциаций, организация пространства. Этот простой по сути метод Кунен определяет как ответы на вопросы: что уже существует, что он может сделать с этим и что может быть сделано? Все это становится основой плана, использование комбинаций ответов - пространственным содержанием. Затем здание должно быть определено цветом, содержать несколько значений, быть несложным и удобным в использовании. Он старается не создавать окончательно определенный план, оставляя тем самым некоторую свободу пользователю. Поэтому его планы остаются чистыми и простыми. Они становятся новой средой.

В 1994 году НАИ проводило конкурс на проект цветной инсталляции в открытой пешеходной галерее, расположенной под архивной частью. Идея окрашивания зданий цветом берет свое начало еще со времен готики. Сейчас современная осветительная техника и компьютерные технологии создают новые возможности, превращая это в своего рода искусство. Световая инсталляция, предложенная голландским художником Питером Стройкеном, усилила восприятие архитектуры здания, в частности, его протяженной галереи, закругляющейся в плане и повторяющей форму кривой архивной его части.

В вечернее и ночное время колонны окрашиваются разными цветами, которые медленно меняются согласно специальной компьютерной программе Стройкена. Цветные флюоресцентные трубки вставлены в перекрытие и закрыты отражающей сеткой, на основе трех основных цветов - красного, зеленого и синего - образуются причудливые комбинации. Все 240 цветовых полосок управляются с помощью компьютера, программа которого делает их ярче или слабее по способу "случайностей".

Эффект, производимый ими почти волшебный свет, меняющийся со временем, не предсказуем. Через каждые 10 минут все колонны могут быть окрашены в ярко синий, а затем часть из них вдруг станет зеленой или все 20 колонн станут желтыми или спектральной полосой. Психологический эффект движения по колоннаде очень сильный. Несмотря на то, что галерея мало используется ночью, нет примеров граффити или вандализма. НАИ считает, что это место стало чем-то особым, завораживающим как сирена, и люди рассматривают его как иллюминирующуюся скульптуру.

Елена ВЛАСОВА


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 11 за 1999 год в рубрике архитектура

©1995-2024 Строительство и недвижимость