Нужен ли городам электротранспорт?


Такой вопрос задал министр жилищно-коммунального хозяйства Б. В. Батура представителям руководства облисполкомов и горисполкомов, присутствующим 10 марта на республиканском совещании по проблемам развития, обновления и восстановления городского электрического транспорта.

Вопрос был задан тогда, когда на совещании была подробно проанализирована его деятельность. Выяснилось, что при имеющихся неплохих возможностях производства и ремонта электротранспорта, средства на эти цели выделяются органами власти в недостаточных количествах. Менее благополучно обстоят дела в Минске. Кстати, от Мингорисполкома на этом совещании никого не было. Какая же ситуация с электротранспортом в Беларуси? Ее разъяснил в докладе заместитель начальника управления коммунального хозяйства и экологии министерства А. И. Литвин.

Он сообщил, что в 1998 году были продолжены работы по строительству трамвайного депо в г. Витебске и расширению троллейбусного депо в г. Бресте.

Переведены на телеуправление 7 тяговых подстанций, в том числе в г. Гродно - 1, г. Гомеле - 3 и г. Минске - 3. В настоящее время полностью на телеуправление переведены тяговые подстанции в г. Бресте, г. Витебске и г. Гомеле, на 55,6% - в г. Гродно, на 52,7% - г. Минске. Проведены подготовительные работы и ждут финансирования перевода на телеуправление 13 тяговых подстанций в г. Могилеве.

Продолжено расширение эффективного метода контроля за оплатой проезда на городском электрическом транспорте с привлечением работников местных органов внутренних дел, судебных исполнителей и внедрением компьютерного учета безбилетных пассажиров в г. Гомеле, Гродно, Бобруйске и Минске. В настоящее время в указанных городах к контролю за полнотой оплаты проезда привлечены на договорной основе 33 работника МВД. На раздельные разовые проездные билеты переведен городской электрический транспорт в г. Бресте, г. Витебске, г. Гомеле, г. Могилеве и г. Бобруйске.

В 1998 году обеспечено ежегодное нормативное обновление троллейбусов в г. Бресте (8) и Витебске (8), вышли на ежегодное нормативное проведение капитального ремонта в г. Бресте (3), Витебске (7), Гродно (14) и Бобруйске (8).

В соответствии с Государственной научно-технической программой в республике создан новый конкурентоспособный, более комфортабельный и менее энергоемкий (до 30-40% экономии электроэнергии на пассажирское движение) низкопольный и сочлененный (повышенной вместимости) белорусский троллейбус третьего поколения - АКСМ-333 с тяговым электродвигателем переменного тока, серийное производство которого предусматривается начать в текущем году. Проведенные работы по созданию белорусских троллейбусов позволяют в 1999 году вплотную приступить к модернизации имеющихся в эксплуатации трамвайных вагонов с последующей разработкой отечественного конкурентоспособного белорусского трамвая.

В настоящее время в республике созданы условия для дальнейшего приоритетного развития городского электрического транспорта. В республике уже созданы мощности для производства до 300 белорусских троллейбусов в год и намечено приоритетное развитие городского электрического транспорта в 9 городах республики в соответствии с утвержденными комплексными схемами развития всех видов городского пассажирского транспорта и предусматривается открыть вновь троллейбусное движение еще в 9 городах с населением более 100 тысяч жителей в каждом. Для этого необходимо обеспечить строительство троллейбусных депо в гг. Гомеле, Минске, Могилеве и трамвайного завода в г. Витебске, расширение троллейбусных депо в гг. Бресте, Бобруйске, Гродно и трамвайного депо в г. Минске. Кроме того, предусматривается до 2000 г. обеспечить разработку технико-экономических обоснований открытия троллейбусного сообщения в 9 городских населенных пунктах республики - в гг. Барановичи (172,9 тыс. чел.) и Пинске (130,3) Брестской области, Орше (126,5) и Полоцке с Новополоцком (184,1) Витебской области, Лиде (100,7) Гродненской области, Борисове (154,0), Солигорске (100,5) и Молодечно (98,1) Минской области. Широкое внедрение в республике городского электрического транспорта позволит значительно улучшить экологическое ситуацию в 17 самых крупных городских населенных пунктах, где проживает более 5 млн жителей, или свыше 70% от всего городского населения республики. А более низкая себестоимость перевозки пассажиров горэлектротранспортом по сравнению с автобусом позволит уменьшить нагрузку на местные бюджеты за компенсацию в разности тарифов на социально-значимые внутригородские перевозки.

В 1998 году в 9 городских населенных пунктах республики экологически чистыми и более экономичными видами городского электрического транспорта (троллейбус, трамвай, метро) перевезено 1007,5 млн человек, или 43,5% от общего объема всех в республике городских и пригородных пассажирских перевозок. Троллейбусом и трамваем перевезено 787,1 млн чел.

Вместе с тем до настоящего времени еще ни в одном городе не решены вопросы обеспечения приоритетного развития и приоритетного финансирования городского электрического пассажирского транспорта. Исполкомы недостаточно уделяют внимания развитию этого надежного, более экономичного, менее затратного в эксплуатации, экологически чистого и более предпочитаемого населением вида городского пассажирского транспорта. В 90-х годах городской электрический транспорт в республике практически не развивался. Сократились объемы капитальных ремонтов подвижного состава. Контактно-кабельные сети и другие основные средства транспорта из-за недостаточного уровня обновления и восстановления приходят в состояние, которое не может обеспечить надлежащий уровень безопасности и бесперебойности движения.

Утвержденной правительством комплексной схемой развития всех видов городского пассажирского транспорта г. Минска в 2000 году протяженность трамвайной линии по оси улиц предусматривалось довести до 48,4 км, или эксплуатационного одиночного пути до 96,8 км, а в настоящее время она составляет 62,4 км, или лишь 65% от задания 2000 г. Число трамвайных вагонов уменьшилось на 68 единиц, или на 30%, троллейбусов - на 51 единицу, или на 5%. Протяженность трамвайной линии уменьшилась на 4,5%, а протяженность троллейбусной линии в городе выросла лишь на 2,0%. В городе не ведется строительство предусмотренных троллейбусного и трамвайного депо. В результате объемы пассажироперевозок троллейбусом и трамваем снизились на 232,4 млн чел., или на 40%, в том числе троллейбусом на 178,3 млн чел., или на 37%, а трамваем - на 54,1 млн чел., или на 48,7%. За 1995-1998 годы за счет средств республиканского бюджета в городе обновлено 119 троллейбусов, а за счет средств местного бюджета - лишь 17 троллейбусов, что составляет лишь 33,3% от норматива (102 троллейбуса в год). Капитальным ремонтом отремонтировано 175 троллейбусов, что составляет лишь 42,8% от норматива (102 троллейбуса в год). В результате ежегодного недообновления и недоремонта в 1999 году в г. Минске сложилось критическое положение и около половины подвижного состава троллейбусов требует проведения капитального ремонта, а более половины из них - обновления. В настоящее время в эксплуатации находится 532 отработавших амортизационный срок троллейбуса (52,1%) и 466 троллейбусам (45,6%) необходим капитальный ремонт, 21 трамвай в 1999 году отработает амортизационный срок (13,2%) и 32 трамвайным вагонам (20,2%) необходим капитальный ремонт, что соответственно вдвое и втрое превышает норматив (10 трамвайных вагонов в год).

В ряде городов до настоящего времени также не достигнут уровень 1990 года, определенный утвержденными правительством комплексными схемами развития всех видов городского пассажирского транспорта.

В целом по республике за 8 последних лет протяженность эксплуатационной одиночной троллейбусной линии выросла на 58,5 км или на 6,4%, что дало ежегодный ее прирост лишь в 0,8%, а протяженность эксплуатационного одиночного трамвайного пути за это время даже снизилась на 1,4%. Почти на 24% протяженность троллейбусной линии выросла в г. Могилеве, более чем на 12% - в гг. Бресте, Витебске и Гомеле, на 4,1% - г. Бобруйске, на 2,1% - г. Минске и осталась на прежнем уровне в г. Гродно. На уровне 1990 года осталась протяженность трамвайных линий в гг. Витебске, Новополоцке и Мозыре, а в г. Минске - уменьшилась на 4,3%.

Парк подвижного состава горэлектротранспорта в настоящее время составляет 1776 троллейбусов и 357 трамвайных вагонов. По сравнению с1990 годом он уменьшился на 162 единицы, или на 7,1%, в том числе - на 51 троллейбус (3,2%) и на 104 трамвайных вагона (22,6%). Коэффициент выпуска уменьшился с 75,9% до 72,1%, а по рабочим дням - с 84,3% до 81,1%.Среднеэксплуатационная скорость троллейбусов и трамваев снизилась с 17,3 км/час до 16,6 км/час, или на 4,0 %. Вследствие этого перевозка пассажиров городским электрическим транспортом в сравнении с 1990 годом снизилась с 1020,1 млн чел. до 787,1 млн чел., или на 22,8 %. В результате ежегодного недообновления и недоремонта в настоящее время в эксплуатации находится 755 троллейбусов (42,5%), отработавших установленный амортизационный срок, и 50 трамвайных вагонов (14%), в том числе по троллейбусу в г. Могилеве - 42,2%, г. Витебске - 46,0%, а в г. Минске - 52,1%.

Одним из источников обновления и восстановления городского и пригородного пассажирского транспорта, отмечено на совещании, является местный транспортный сбор, который пользователи транспортом через местные бюджеты направляют перевозчикам за фактически выполняемую ими работу по перевозке пассажиров. Перераспределение средств транспортного сбора между видами транспорта возможно лишь в случаях, когда у транспортного предприятия после нормативного обновления и капитального ремонта остаются средства. Однако его средств недостаточно для обеспечения ежегодного нормативного обновления и капитального ремонта 178 троллейбусов, 20 трамвайных вагонов и 75 км контактного провода. В связи с этим необходимо не только выделение средств транспортного сбора пропорционально объемам перевезенных пассажиров, но и привлечение для этих целей средств областных и городских бюджетов, а также фондов охраны природы для замены автобусов на экологически чистые троллейбусы и трамваи. Поэтому перераспределение средств транспортного сбора облисполкомами и Минским горисполкомом в сторону уменьшения доли городского электрического транспорта является неоправданным и, более того, противоречит одобренной правительством Концепции развития транспортного комплекса Республики Беларусь, где намечено приоритетное развитие городского электрического транспорта.

Для обеспечения приоритетного развития более экономичного и менее затратного в эксплуатации, экологически чистого городского электрического транспорта необходимо и приоритетное выделение соответствующих средств для этих целей. В связи с этим пунктом 2.8. протокола совещания у заместителя Премьер-министра Г. В. Новицкого от 10 апреля 1998 года № 04/66 облисполкомам и Минскому горисполкому было поручено обеспечить распределение средств транспортного сбора в городах, где имеется городской электрический транспорт, в части направления доли средств указанного фонда пропорциональной объемам перевозок на обновление и капитальный ремонт подвижного состава городского электрического транспорта, а также на обеспечение нормативной потребности в капитальном ремонте контактной сети трамвайных и троллейбусных линий.

В 1998 году в бюджет поступило 2955,2 млрд руб. транспортного сбора, а на обновление и капитальный ремонт подвижного состава и контактной сети городского электрического транспорта (троллейбус, трамвай) за прошедший год использовано 372,6 млрд руб. (12,6%) вместо 1007,7 млрд руб. (34,1%), что на 635,1 млрд руб. или в 2,7 раза менее положенного уровня по удельному весу фактически перевезенных троллейбусом и трамваем пассажиров. Практически ни в одном регионе исполкомы не обеспечили соответствующего выделения средств местного транспортного сбора по удельному весу фактически перевезенных горэлектротранспортом пассажиров.

Самый высокий удельный вес пассажироперевозок трамваем и троллейбусом (41,5%) в городе Минске и там же - один из самых низких процентов выделения средств транспортного сбора на обновление городского электрического транспорта (12,1%), недовыделение до уровня перевезенных пассажиров составило 400,9 млрд руб. Только за эти средства в 1998 году можно было дополнительно обновить 92 троллейбуса и выйти на нормативный уровень обновления троллейбусов.

В 1995-1998 годах из республиканского бюджета ежегодно для этих целей выделялось по 100 млрд руб., что позволило соответственно за эти годы изготовить 91,109,50 и 23 троллейбуса. За счет средств местных бюджетов и транспортного сбора за эти годы изготовлено 0,8,25 и 39 соответственно. Это составляет за указанные годы лишь 51,61,41 и 35% от необходимого ежегодного нормативного обновления. В 1999 году за счет субвенций из республиканского бюджета предусматривается направить 224,4 млрд руб., что позволит изготовить не более 12 троллейбусов.

В связи с этим итоговая коллегия Министерства поставила на 1999 год задачу по обеспечению обновления подвижного состава городского электрического транспорта в количестве не менее ежегодного нормативного уровня в 178 троллейбусов (10%) и 20 трамвайных вагонов (6,25%) за счет средств местного транспортного сбора и привлечения областных, городских бюджетов, а также за счет привлечения фондов охраны природы для замены автобусов на экологически чистые троллейбусы и трамваи. Обеспечение, начиная с 1999 года, ежегодного нормативного обновления городского электрического транспорта за счет средств местных источников финансирования позволит остановить дальнейшее старение подвижного состава горэлектротранспорта и обеспечит ежегодную экономию 3-4% электроэнергии на пассажирское движение.

Вместе с тем по состоянию на 1.03.99 г. предприятия горэлектротранспорта заключили с ПО "Белкоммунмаш" договора на 1999 год на изготовление лишь 53 новых троллейбусов и 79 капитальных ремонтов. ПО МГЭТ заключило договор только на I квартал текущего года и с учетом выделенных горисполкомом 27% (вместо 42% по перевозке) средств транспортного сбора намерено заключить договор на изготовление лишь 25 новых троллейбусов и 26 капитальных ремонтов троллейбусов, что составит лишь 25% от нормативного уровня. С учетом этого предприятиями горэлектротранспорта в 1999 году предусматривается изготовление лишь 75 новых троллейбусов и 90 капитальных ремонтов, или соответственно 42 и 50% от ежегодного норматива в 178 единиц.

Облисполкомам и Минскому горисполкому необходимо обеспечить не только справедливое распределение средств транспортного сбора, но и предусмотреть в областных и городских бюджетах дополнительное выделение средств для обеспечения обновления подвижного состава не ниже нормативного уровня.

Другим не менее важным фактором, отрицательно влияющим на заинтересованность предприятий городского электрического транспорта в результатах своей деятельности, является неоправданное зачисление их - по своей сути хозрасчетных предприятий - в разряд дотационных со всеми вытекающими из этого ограничениями. В соответствии с Указом Президента от 4 сентября 1995 года №351 отношения между местными исполнительными органами и предприятиями горэлектротранспорта должны осуществляться на договорной основе за фактически выполненную работу с взаимными обязательствами и ответственностью сторон за соблюдение условий договора, как по объему, качеству, своевременности производства работ и оказания услуг, так и по их оплате.

Однако горисполкомы не предусматривают в договорах и не обеспечивают в полной мере выполнение договоров с транспортными предприятиями по индексированному возмещению местными бюджетами разницы в тарифах, устанавливаемых местными исполнительными органами, с последующим зачетом указанных индексируемых возмещении в доход транспортного предприятия. Кроме того, темпы роста устанавливаемых облисполкомами и Минским горисполкомом по согласованию с Министерством экономики тарифов на проезд в городском пассажирском транспорте значительно отстают от уровня инфляции.

В связи с этим горисполкомам в д

На совещании были заслушаны сообщения руководителей облисполкомов, горисполкомов и предприятий ЖКХ из Бреста, Витебска, Минска, ПО "Белкоммунмаш". По итогам совещания приняты соответствующие решения. В частности, о состоянии горэлектротранспорта г. Минска будет подготовлена докладная записка на имя С. С. Линга.

Вот такова ситуация с электротранспортом в Беларуси на 10 марта. В ближайшее время Президиум Совета Министров Республики Беларусь рассмотрит аналогичный вопрос на своем заседании. Видимо, после этого положение станет улучшаться.

Подготовил Владимир КИНЧИКОВ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 10 за 1999 год в рубрике транспорт

©1995-2022 Строительство и недвижимость