О трех "важно"


Пятнадцать лет назад доцент строительного факультета БПИ Г. Э. Максвитис защитил диссертацию на тему "Исследование влияния качества сборных железобетонных конструкций на производительность труда в промышленном строительстве". Вашему корреспонденту показалось, что сегодня этой теме уделяется незаслуженно мало внимания. Поэтому он и встретился с доцентом все того же стройфака (но уже БГПА) Г. Э. Максвитисом. По просьбе корреспондента Георгий Эдуардович коснулся основных положений своей диссертации - разумеется, в свете современных проблем, стоящих и перед стройкомплексом РБ, и (в определенной степени) перед стройкомплексами, пожалуй, почти всех остальных стран бывшего СССР.

Проблема качества продукции, существующая, как и в прочих отраслях, в стройкомплексе РБ, заключается в том, что свойства создаваемой продукции должны удовлетворять потребителей этой продукции. Группа потребителей продукции предприятий стройиндустрии представлена как многочисленными индивидуальными застройщиками, так и различными производственными предприятиями и организациями стройкомплекса.

Вопрос качества продукции никогда не стоял в БССР на первом месте. Хотя среди других республик бывшего СССР наша республика всегда отличалась высокой надежностью строительного производства, и многие навещавшие БССР специалисты строительной отрасли СССР неизменно восхищались качеством местной продукции, белорусскому качеству было традиционно свойственно одно направление: как правило, качество это обеспечивалось по так называемому критерию технического уровня.

Технический уровень производства, а в рамках этого уровня и качество белорусской продукции всегда были обеспечены лучше, чем в сопредельных союзных республиках. Прочностные характеристики изготавливаемых конструкций, такие параметры, как их надежность, устойчивость зданий, собираемых из этих конструкций, всегда обеспечивались в рамках требований, зафиксированных в СНиП.

Однако минус за качество мог быть выставлен в такой номинации, как стабильность самих этих показателей. Могла подвести и эстетичность внешнего вида разрабатываемых и изготавливаемых конструкций и изделий. Как правило, вопросы качества возникали, когда речь шла о соблюдении системы геометрического обеспечения точности в строительстве. Всегда встречались такие нарушения, как отклонения по линейным размерам, смещения закладных деталей, искажения конфигурации отдельных конструкций (непрямолинейность ребер, депланация граней и плоских конструкций в целом).

Все это, как правило, отражалось на условиях выполнения строительных процессов, порождая дополнительные потери. Строительное производство несло ощутимый ущерб - есть разница между трудозатратами при монтаже доброкачественной конструкции и совокупностью действий, которые необходимо выполнить для того, чтобы установить на место конструкцию, имеющую отклонения по качеству. Иногда требуется дополнительная энергия, иногда - дополнительные материалы. Например, если какая-то конструкция не опирается на 4 точки, как это предусмотрено проектом, значит, какую-то из опор необходимо снабдить металлической прокладкой.

Как известно, за монтажом следует группа строительных процессов, которые так и называются - послемонтажные. Если все смонтировано с теми или иными отклонениями (и при этом никакого отрицательного влияния на прочность и устойчивость здания в целом не установлено), то перед отделкой здания необходимо выполнить дополнительные работы с целью сокрытия возникших при монтаже дефектов. Этим всегда приходилось заниматься на советских стройках, что требовало значительных затрат - трудовых, машинных и материальных. Это отражалось на уровне производительности труда. В конечном итоге - на себестоимости.

Все эти проблемы остались и на постсоветских стройках. Более того, во многом они усугублены тем, что на протяжении последних 7-8 лет работа по обновлению технологии, оборудования, восстановлению изношенных основных фондов практически не ведется. В строительной отрасли РБ износ основных фондов по некоторым оценкам превышает 60% (а в некоторых случаях - 80%).

Беда еще и в том, что в последние годы мы практически не занимаемся внедрением новых технологий, новых методов выполнения работ. На подавляющем большинстве предприятий отсутствует оперативный контроль качества. Ни на одном предприятии никто не сможет ответить на вопрос: каково сегодня состояние качества продукции и выполняемых работ, каким оно было вчера, каким оно будет завтра? Если же кто-либо и даст ответ, то сообщаемые сведения окажутся чрезвычайно далекими от истинного положения вещей.

В имеющей место проблеме трудно найти какие-либо причинно-следственные связи. Один ответ, правда, лежит на поверхности - кризисное состояние отечественной экономики, отсутствие свободных средств, а также бесконтрольность их использования. На многих предприятиях сегодня решается проблема выживания в современных условиях, поэтому все зарабатываемое идет не на обновление основных фондов, а на зарплату.

Возможно, часть сегодняшних проблем в будущем исчезнет. Но не раньше, чем начнет наблюдаться хоть какой-то экономический рост. Появление свободных средств и создаст предпосылки исчезновения проблем.

Разные экономисты по-разному оценивают сегодняшнюю ситуацию. Некоторые считают, что мы направляемся в пропасть, выбраться из которой будет чрезвычайно трудно. То есть основные фонды будут окончательно угроблены, так что обновлять будет нечего. Придется создавать новые предприятия. Некоторые считают такую оценку чрезмерно критичной: мол, еще есть надежда, что специалисты по организации строительного производства вкупе с заинтересованными предпринимателями вот-вот начнут изыскивать возможности поддержания предприятий хотя бы в их сегодняшнем состоянии.

Существуют две группы показателей, которые могут определить и конкурентоспособность, и объемы возможного рыночного сбыта строительной продукции как в РБ, так и за ее пределами. Это стоимостные показатели и показатели качества. Больше потребителей ничего не интересует.

Разумеется, должны соблюдаться требования технического уровня и стабильности качества продукции.

Согласимся, что в отечественной строительной отрасли существуют излишние мощности, сложившиеся еще в советское время. Использовать их можно было бы, если бы удалось добиться доступных для потребителей сопредельных стран стоимостных показателей и одновременно качества не худшего, а желательно лучшего чем то, которое обеспечивают производители этих стран.

Главный потребитель белорусских товаров и услуг - Россия. Найти в России применение излишних белорусских мощностей можно было бы, лишь решив вышеназванные задачи.

Оценка качества - это целая система, и система эта должна действовать. Повсеместно установлены критерии качества, и кроме уже названных технического уровня и стабильности показателей, к ним относится экономическая эффективность.

Данный показатель рассматривается, как правило, с двух точек зрения - потребителя и производителя.

Не следует забывать и о конкурентоспособности. Считается, что если фирма конкурентоспособна, если она в состоянии поддерживать более высокий, чем предприятия-аналоги, уровень сбыта, то качество продукции этой фирмы заведомо более высокое. Этот критерий регулируется самими потребителями.

Очень многое можно сказать о таком критерии, как состояние стандартов и технических условий. Там, где принята система производственной стандартизации, стандарты, как правило, выполняются. Ни один предприниматель не разрабатывает для себя невыполнимых стандартов производства. Технология и оборудование всегда приводятся в соответствие с требованиями стандартов.

Беда же отечественного производства в том, что на существующие стандарты чаще всего никто не обращает никакого внимания. То есть производители сами для себя определяют некие допуски, стандарт же так и существует сам по себе, оставаясь за пределами принятых этими производителями методов выполнения работ.

Поэтому вся отечественная государственная система стандартизации в недостаточной мере влияет на качество, хотя уровень требований, изложенных в этих стандартах, ничуть не ниже уровня требований, предъявляемых стандартами зарубежных стран.

Сегодня в стройотрасли РБ возможна оценка только по уровню дефектности, то есть по отклонениям различных параметров от требований как проектной документации, так и стандартов. (Очень много выпускается дефектных конструкций!) Вести более глубинную работу просто бессмысленно. Производственники должны хотя бы знать, на каком техническом уровне находится изготавливаемая ими продукция.

Не решив проблемы качества, мы в течение многих лет не сможем выйти за пределы республиканского рынка. А в этом случае часть вышеупомянутых мощностей неминуемо будет ликвидирована.

Есть основания полагать, что когда в конце концов будут созданы и в полную силу заработают и законодательные, и чисто рыночные механизмы, приводящие к банкротству, все станет на свои места. Слабые и в техническом, и в технологическом отношении, и в отношении культуры и организации производства предприятия умрут сами по себе.

Другой вопрос - необходимо ли сегодня ускорять этот процесс? Налицо рост скрытой безработицы; становясь явной, она неизбежно ведет к социальным взрывам. (Вспомним: в свое время каждый десятый рабочий республики был строительным рабочим.) Особенно остра ситуация в небольших населенных пунктах, в которых расположены предприятия стройиндустрии. С каждым из таких предприятий связаны судьбы тысяч тружеников города или поселка. Иногда в том или ином населенном пункте вообще нет других рабочих мест кроме тех, что на предприятии, приговариваемом к закрытию. Большинство из кандидатов в безработные добросовестно трудилось, отдав лучшие годы строительной отрасли, и не их вина, что их предприятие обанкротилось. В большом городе ситуация менее катастрофична - там, кстати, так или иначе решается проблема переподготовки кадров.

Мы сегодня изучаем опыт более продвинутых соседей, знакомы со среднеевропейским и различными международными стандартами, нормами ISO 9000. Следует помнить, что все эти стандарты разрабатываются с учетом тех условий, в которых специалисты строительной отрасли (и, разумеется, всех остальных отраслей всех этих стран) работают длительное время. Это условия процветающей экономики, активного, устоявшегося рынка, рыночных отношений. Поэтому не всегда безоговорочное использование приемов, у этих соседей заимствуемых, дает положительный результат на нашей почве.

Когда у нас наметятся какие-то сдвиги в направлении роста производства, улучшения качества продукции, укреплении экономического положения предприятий, строительных организаций, тогда и опыт соседей станет нам просто необходим.

Сегодня же в РБ необходимо решать проблему поддержания качества, исходя из наличия имеющегося оборудования и сложившихся технологий. Единого решения для всей строительной отрасли не находится. Где-то строже дисциплина, где-то выше требования, где-то более организованно функционирует все производство. Там и качество выше. А где-то все эти элементы отсутствуют, налицо более слабое руководство. Там уровень качества ниже среднего по республике.

Проблему, о которой идет речь, невозможно вычленить из общего блока проблем, связанных и с организацией производства в целом, и с организацией тендерных форм (как на уровне проектирования, так и на уровне строительства) инвестиционного процесса. Проблему эту невозможно рассматривать и в отрыве от определенной правовой базы.

Например, в большинстве стран невыполнение договорных условий может роковым образом отразиться на нарушившей эти условия стороне. Только не у нас!

При заключении тендерных сделок условия, касающиеся качества, даже не всегда оговариваются. Казалось бы, все ясно: вот заказчик, вот подрядчик, выигравший тендерный торг. Беря на себя выполнение тех или иных работ, последний подписывает договор подряда. Если в этом документе отдельным пунктом оговорены вопросы качества работ, то это будет обязывать подрядчика соблюдать определенный уровень их выполнения. Если же качество выполнения тех или иных работ таково, что выполненными их считать просто нельзя, должны последовать определенные штрафные санкции.

А ведь в странах с развитой экономикой куда более серьезными последствиями, чем подобные санкции, считается потеря престижа фирмы. Ответственный заказчик старается подыскивать таких подрядчиков, с которыми не связана никакая порочащая их информация.

У нас же пока что не сложилось должное понятие о престиже фирмы, как не сложилось общественное мнение в том виде, в каком оно бытует в западной строительной среде.

Оскандалившийся сегодня подрядчик или производитель может назавтра вновь получить выгодный заказ. Мало того, что редки случаи применения вышеупомянутых санкций - скандал не отражается на возможности сбыта сомнительной фирмой своей продукции или же заключения ею других договоров. На ее, иными словами, конкурентоспособности.

Хотя похоже, что применительно к сегодняшним условиям РБ и этот термин несколько преждевременен. Взглянем на минские стройтресты. Кто-нибудь сможет аргументированно заявить, что 1-й конкурентоспособнее 4-го или, скажем, 7-го? Настоящих критериев оценки конкурентоспособности в белорусской стройотрасли пока нет.

Беда наша в том, что сегодня не решаются многие прикладные вопросы, которые необходимо решать в рамках обеспечения качества строительной продукции. Есть понятие серийных отклонений от стандарта. Например, непрямолинейность форм для заводского изготовления сборных железобетонных конструкций способствует тиражированию дефектов этих конструкций. Причина в данном случае лежит на поверхности, и Джеймс Ф. Холпин, чья книга "Бездефектность. Новый подход к проблеме обеспечения качества" вышла в 1968 г. в московском издательстве "Мир", в подобной ситуации рекомендует, если позволяют средства, произвести замену оборудования (в данном случае - дефектной формы). Но сегодня для руководителей многих предприятиях эта простая рекомендация представляется невыполнимой. "Я вложу в техперевооружение последние средства", - скажет иной руководитель, - "но кто даст мне гарантию, что этот героизм не окажется напрасным, что завтра моя продукция не начнет вновь оседать на складе вследствие очередного экономического спада?"

Например, еще в конце 50-х гг. были разработаны магнитные фиксаторы для того, чтобы закладные детали не смещались при установке. Но кто, от кого может сегодня потребовать непременного использования названных фиксаторов, вообще чего угодно, что неизбежно повлияет на увеличение себестоимости?

Невозможно сделать так, чтобы нормально работало какое-то одно из звеньев цепочки качества в ситуации, когда все остальные звенья работают ненормально. Мне смешно, когда я слышу, что, мол, в России не хватает законов. Не видно особой нужды в новых законах, если масса принятых ранее российских законов не выполняется (что констатируют сами россияне). Кто сможет гарантировать жизнеспособность новых законов?

Что же касается стандартов, то в первую очередь они должны быть реальными. То есть соответствовать возможностям производства.

Вот правило, которому следуют специалисты одной из фирм США при разработке стандартов на изготавливаемую фирмой продукцию: если требования разработанного стандарта оказываются невыполнимыми, нужно либо снижать эти требования, приводя их в соответствие со сложившимися технологическими условиями данного производства, либо менять всю производственную схему, устанавливать новое оборудование, разрабатывать новую технологию. Так или иначе выполнение стандарта должно быть обеспечено, ибо они считают, что факт существования и невыполнения нормативного акта разлагающе действует на коллектив. Постепенно в таком коллективе вырабатывается небрежное отношение и к другим стандартам.

(Поэтому часто на практике требования получающегося в результате сближения вышеназванных направлений стандарта оказываются где-то посередине между верхним и нижним пределами.)

Давайте вспомним, что в соответствии с 1-м класом точности допуск при изготовлении 24-метровой железобетонной фермы составлял 4 мм. Это означало, что отклонения в сторону как уменьшения, так и увеличения длины пролета не должны были превышать 2 мм. В сегодняшних условиях отсутствия необходимого оборудования (и, возможно, необходимой квалификации рабочих) требования эти являются невыполнимыми. Выполнимы же требования 6-го класса точности, которому соответствует 16-миллиметровый допуск.

Вообще класс точности зависит от объемно-планировочного решения, от длины конструктивной цепи. Чем длиннее эта цепь, тем более жестким должен быть допуск. Ведь именно благодаря допускам обеспечивается собираемость здания. При недостаточно жестком допуске отклонения, накапливаясь, на последнем этаже, в последнем пролете могут выйти за пределы допустимых отклонений.

Концепция вышеупомянутого Холпина состоит в том, что на производстве должны быть созданы такие условия, при которых исполнитель просто не может работать плохо - только хорошо, сдавая продукцию с первого предъявления.

(Кстати, мы никогда не обращаем внимания на то, в каких условиях работают наши люди. А ведь состояние спецодежды и инструмента - немаловажные факторы.)

А еще эта концепция включает три "важно".

Важно, чтобы каждый работник проникся пониманием необходимости выпускаемой фирмой продукции для общества.

Важно, чтобы каждый работник знал, насколько важна выполняемая лично им операция для выпуска этой столь необходимой для общества продукции.

Важно, наконец, велико ли значение, придаваемое руководством фирмы старанию и добросовестному труду каждого работника.

Идея программ бездефектности впервые родилась в филиале фирмы "Martin Co." (Орландо, Флорида) при изготовлении в 1962 г. ракетной техники Pershing. (В то время Холпин и возглавлял службу качества филиала.) Считается, что советская, в частности, саратовская система бездефектного труда родилась года на 4 раньше. Но суть не в том, кто раньше додумался до истин, на самом деле не являющихся каким-то откровением. Сегодня мы оказываемся перед лицом, с одной стороны, новых технологий, с другой - новых рыночных требований, новых потребительских вкусов. Всем этим тенденциям, гармонизации которых и должна помочь концепция бездефектного труда, суждено находить отражение в разрабатываемых предприятиями бизнес-планах, направленных на обеспечение жизнеспособности фирмы.

Любые экономические подвижки в нужном направлении сами поставят задачи, которые необходимо решить как в области качества, так и в области культуры производства и организации труда.

Подготовил Сергей ЗОЛОТОВ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 08 за 1999 год в рубрике качество

©1995-2024 Строительство и недвижимость