Кодекс принят. Что дальше?


Наш собеседник - Василий Петрович Хрол, заместитель председателя комиссии по вопросам экономики Парламента Республики Беларусь. Тема разговора - подготовка нового Жилищного Кодекса. Сказать, что Василий Петрович ориентируется в проблемах жилищного законодательства, значит не сказать ничего. Потому что, как правило, именно он инициирует их обсуждение, координирует конкретную работу по подготовке законопроектов, профессионально представляя интересы своих избирателей и специалистов.

- Новый Жилищный кодекс. В чем его новизна? Как он создается и принимается? Что значит его принятие для граждан Беларуси?

- Жилищный Кодекс, внесенный в Парламент Советом министров, был принят в первом чтении на предыдущей сессии Парламента, весной, а затем опубликован в ряде республиканских изданий. В ходе того, что называется "всенародным обсуждением", в основном прозвучали мнения людей, которые не владеют комплексным подходом к жилищным правоотношениям. И только на 5% это были отзывы специалистов жилищного строительства из областных и районных исполкомов, отделов по приватизации жилого фонда, научных работников и преподавателей. Мы подключили к доработке этого документа профессионалов - представителей Верховного суда, профсоюзов, Белорусской ассоциации недвижимости, а также БГПА, создали рабочую группу, которую возглавил я, и в течении двух месяцев очень серьезно занимались доработкой Кодекса. В результате, на мой взгляд, получился нормальный документ, в конце года он был принят нижней палатой Парламента и передан в верхнюю.

В соответствии со ст. 100 Конституции РБ Кодекс (как и любой законопроект) считается одобренным Советом Республики, если за него проголосовало более половины членов Совета Республики. Если же он не рассмотрен в течении 20 дней, он также считается одобренным. Поэтому, раз мы направили его 29 декабря 1998 г., я считаю, что с 19 января законопроект считается одобренным. Сейчас уже дело Совета Республики направлять его Президенту. Но это очень важно, что наконец-то Жилищный Кодекс, который касается каждого жителя страны, принят Парламентом.

Что можно сделать для улучшения жилищных условий граждан, учитывая ситуацию в республике, когда в бюджете не хватает средств, чтобы обеспечить жильем всех нуждающихся? Обратимся к цифрам: в республике стоят в очереди на улучшение жилья 609 000 семей и одиноких граждан (т.е. около 1,8 млн. человек). Средняя обеспеченность жилой площадью составляет 20 м 2 (в сельских населенных пунктах - 24, 6 м 2, в городских - 18,8 м 2). Это соизмеримо с показателями Польши, Болгарии, Венгрии, Прибалтики и говорит о том, что в принципе у каждого гражданина есть крыша над головой. Но ожидание в очереди составляет в среднем 10 - 12 лет, и как бы там ни было, в государстве средств на улучшение жилищных условий недостаточно. Если мы не будем предпринимать новые шаги, не привлечем внебюджетные источники финансирования, очередь растянется на все 25 лет. Это, безусловно, неправильный подход. Поэтому одно из концептуальных решений, и оно проголосовано и принято в первом чтении, а затем получило свое развитие, таково - бесплатно предоставляются только жилые помещения социального пользования (т.е. не подлежат приватизации и обмену), только узкой категории граждан: нетрудоспособным и инвалидам, детям-сиротам и больным активной формой туберкулеза, тем гражданам, у которых жилые помещения пострадали в результате аварий, техногенных катастроф. Другим категориям, в том числе гражданам малообеспеченным, но трудоспособным, предоставляется со стороны государства поддержка - в виде льготных кредитов, субсидий. Задача состоит в том, чтобы гражданин привлекал и свои средства на строительство и приобретение жилья, а не решал собственные проблемы только с помощью государственной поддержки. Субсидий выдается до 70 % от стоимости жилья. А 30 % гражданин сам вкладывает. Это приводит к тому, что внебюджетные источники финансирования начинают работать.

Второе. Сейчас более 60% жилого фонда республики является частным (приватизированное, построенное, частные дома). Возникает очень много судебных споров, в частности, по осуществлению раздела этого имущества. Для государственного фонда эти процедуры расписаны. Теперь эти нормы для частного жилого фонда мы тоже записали.

- Решает ли Кодекс конкретные проблемы граждан, существующие сегодня ?

- Да. Предположим, такая норма. Гражданин дал согласие на отчуждение и залог жилого помещения. В соответствии с новым ЖК при переходе права собственности он может быть выселен по требованию нового собственника без предоставления жилого помещения. Ведь что сегодня происходит? Не работает система ипотеки жилых помещений, система залога, потому что при переходе права собственности право проживания у гражданина сохраняется. Мы написали: если взял кредит под залог квартиры, верни его, или же из своего жилого помещения ты можешь быть выселен по требованию собственника в судебном порядке. Это и есть защита инвестора, возможность для работы ипотеки. Так мы постепенно перейдем к цивилизованным жилищным отношениям, которые защищают и инвесторов, и собственников.

Еще одну норму правильно включили, и для собственников, и для нанимателей государственного фонда - по перепланировке и переоборудованию жилых помещений. Существует целый ряд фирм, которые оказывают эти услуги, например, холодильники в вентиляционные шахты устанавливают. Мы четко записали, что самовольная перепланировка запрещена. Гражданин, который допустил самовольную перепланировку и переоборудование, обязан восстановить прежнее состояние за счет личных средств. Перепланировать или переоборудовать жилое помещение можно только с согласия органа, который осуществляет управление жилым фондом, то есть исполнительного комитета, ремонтных, пожарных, гигиенических служб. Часто не только стены переносят, но делают из двух комнат три, из трех одну. При этом могут обрушиться стены, будет нанесен ущерб соседям, ущерб не только здоровью, но и жизни.

Еще одна интересная норма. Сейчас возникает много споров, разногласий при критических ситуациях для собственников жилых помещений, при разводах. Появляются новые члены семьи, бывшие члены семьи. Сколько писем об этом приходит к нам в комиссию, в суды! Мы подробно расписали права и обязанности членов семьи собственника, бывших членов семьи, временных жильцов.

Предусмотрены решения для других ситуаций. Осуществление капитального ремонта, снос здания для государственных и общественных нужд, переоборудование жилого дома для других целей, в случае, если он не пригоден для проживания. Например, дом, где проживает собственник квартиры, переоборудуется для гостиницы. Как защитить права собственников, проживающих в таких помещениях? Теперь для этого есть несколько возможностей. Первое - получение квартиры, второе - получение денежной компенсации, которая равна размеру, определенному независимой экспертизой. Что сегодня лучше: получить квартиру или денежную компенсацию, за которую можно купить квартиру? Этот выбор будет делать сам гражданин.

- Рынок недвижимости. Насколько на его стабильность повлияла отмена декларирования доходов на строительство?

- Когда Президент отменил декларирование доходов на приобретение и строительство жилых помещений, это повлияло на состояние рынка жилья очень положительно.

Однако начался кризис в Российской Федерации, пострадало огромное число бизнесменов, сотрудничавших с российскими партнерами. Раньше они вкладывали деньги в жилищное строительство. Сейчас же из-за возникшей неопределенности произошел спад активности. На рынке недвижимости наблюдается тенденция к снижению количества сделок. Но в то же время это снижение перекрывается ростом количества сделок, совершаемых благодаря отмене декларирования инвестиций в строительство.

Теперь нужно, чтобы в законопроекте о декларировании не было расхождений с Декретом Президента. Пока они расходятся в двух позициях: по Декрету имеют право требовать у гражданина декларацию Государственный налоговый комитет, КГБ, МВД и прокуратура. Но декларация - это секретная информация. Должна быть одна организация - налоговый комитет, отвечающая за сохранность базы данных о декларантах. А по запросу любого из этих органов налоговый комитет всегда может нужную информацию предоставить. В законопроекте все органы исключены, кроме налоговой инспекции. Далее. По Декрету декларируется имущество в размере, превышающем 500 минимальных зарплат, а в Законе - 1500 и в некоторых случаях - 2000. Поэтому Закон принят в двух чтениях, направлен в администрацию Президента на согласование.

- Интеграционные процессы в строительной отрасли. Белорусские подрядчики работают в России, их профессионализм и исполнительность находят спрос. Без высоких политических решений, независимо от кризиса сотрудничество продолжается. Как Вы оцениваете перспективы этих процессов?

- Я не согласен с тем, что наши связи разорваны, потеряны. Мы сегодня способны эти связи реализовать. Но когда начался кризис, он четко показал, что система поддержки субъектов хозяйствования и с российской, и с белорусской стороны у нас отсутствует. Пришел посредник, который получает сверхдоходы, например на снабжении комплектующими, а государственная система здесь не функционирует. Нормальным я считаю опыт связи не с федеральным правительством, а связи республики Беларусь с регионами. Верна и концепция создания торговых домов, поддерживаемых государственными структурами. Это должно дать положительный результат. Нам нужно ликвидировать отрицательное сальдо торгового баланса, увеличить товарооборот между Беларусью и Россией. Нужно создавать именно систему государственной поддержки структур, которые осуществляют взаимосвязи в экономике. Я считаю, что за этим будущее. Если мы будем в русле такой концепции подходить к связям с Россией, через регионы, то сможем обойтись без посредников.

Беседовала Любовь ГАВРИЛЮК


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 06 за 1999 год в рубрике новости

©1995-2024 Строительство и недвижимость