Заводы ФРГ по изготовлению бетонных и железобетонных дорожных мостовых и строительных изделий
Завод фирмы "Ruf Beton", расположенный в г. Вильбургштеттене-Динкельсбюле, занимает площадь около 20 га. На нем занято 180 человек, включая служащих. Завод изготавливает бетонные и железобетонные трубы с фитингами, колодцы, различные мостовые камни (например, камни в виде решетки для газонов), крупнопанельные потолочные плиты толщиной 4 см с прочной на изгиб арматурой, полносборные плиты из бетона Liapor толщиной 20 см, специальные плиты, а также крупноразмерные железобетонные конструкции, предназначенные преимущественно для промышленного строительства.
Неармированные бетонные трубы диаметром от 300 до 600 мм и длиной 2,5 м изготавливаются в соответствии с ДИН 4032 на машине Vihi-Supermatic фирмы "Pedershab". На стационарной машине фирмы "Pfeiffer/Jaeger" производятся кроме неармированных труб также колодцы и конусы. Машины датского производства Rimas предназначены для изготовления неармированных фальцованных труб длиной 1 м. Для сооружения железобетонных труб в соответствии с ДИН 4053 используется радиальный пресс фирмы "Pfeiffer". Арматурные каркасы изготавливаются с помощью сварочной машины той же фирмы.
Для выпуска широкой номенклатуры мостовых камней, а также специальных изделий используется стационарная машина Variant-I фирмы "Henke" с поддонами размером 950х1400 мм. Процесс полностью автоматизирован вплоть до сборки готовых к отправке обвязанных пакетов. Обвязка производится машиной фирмы "Signode".
Для изготовления плит перекрытий используется система с 30 стальными поддонами. Полносборные плиты из бетона Liapor изготавливаются на двух технологических линиях длиной по 70 м.
Для сооружения сборных железобетонных элементов используются стальные и деревянные формы длиной до 30 м, предназначенные для изготовления опор и ферм, четыре больших опрокидывающихся стола, а также стальные формы - для двутавровых элементов. Подготовка стальной арматуры обеспечивается работающей в режиме on-line машиной фирмы "Muhr und Bender".
Бетонная смесь приготавливается в четырех бетономешалках принудительного действия, из них две- системы Айрих вместимостью 700-1000 л.
Бетонная смесь транспортируется ковшовым транспортером модели Rekers.
Другой завод фирмы "Ruf Beton" в г. Хаундорфе, оснащенный современным оборудованием, занимает площадь 7 га. Его обслуживает 40 человек.
Производственная программа завода включает в себя бетонные мостовые камни различной конфигурации и размеров, полносборные и пустотелые блоки из нормального и легкого бетона для наземного строительства, конструкционные сборные железобетонные элементы, такие, как фермы, опоры, ригели, а также стеновые панели, предназначенные для промышленности.
Для изготовления мостовых камней используются две стационарные машины типа Variant-I и Variant-II производства фирмы "Henke", оснащенные всем необходимым вспомогательным инструментом.
Пакеты камней, которые образуются в конце производственного процесса, обвязываются (частично вертикально и горизонтально, частично - только горизонтально) и увозятся вагонетками. Весь производственный процесс полностью автоматизирован (см. рис. 1-9).
На другой стационарной машине фирмы "Henke" для производства камней по мере необходимости изготавливаются полносборные и пустотелые блоки из легкого бетона. Для этой цели машина выполнена таким образом, чтобы можно было использовать более крупные поддоны, для чего в местах расположения формы между решетками стеллажей для твердения изделий была увеличена высота.
На заводе в цехе сборных железобетонных элементов в парной форме, которая может регулироваться в широких пределах, изготавливаются опоры длиной около 20 м. В этом же цехе имеется регулируемая стальная форма, в которой изготавливаются железобетонные фермы длиной до 30 м. Здесь же установлены три больших опрокидывающихся стола для изготовления плоских элементов, которые при необходимости обогреваются горячим маслом, и находится участок подготовки арматуры.
Все производственные участки обеспечиваются бетоном от одной установки системы Eirich для приготовления бетонной смеси. Дозировка производится как по объему, так и по весу. Эта установка включает в себя три бетономешалки принудительного действия: две мешалки вместимостью по 3000 л и одну - вместимостью 1500 л, которая предназначена для цветного бетона и бетонной смеси для облицовки. Транспортировка бетона производится ковшовым конвейером системы Rekers.
Завод фирмы "Dyckerhoff Widmann" в г. Рисме, на котором работает около 200 человек, выпускает мостовые камни, плиты, изделия для укрепления откосов, решетчатые камни для газонов, элементы для сборки гаражей, бетонные и железобетонные трубы с фитингами, специальные изделия, например. крышки столов для игры в настольный теннис, а также элементы сооружений для предотвращения загрязнения воды (станции очистки сточных вод, отстойники для сбора бензина и масел).
Колодцы длиной до 1000 мм и максимальным внутренним диаметром 1500 мм изготавливаются на машине Atlantik-1500 фирмы "Baumgartner", а тротуарные плиты производятся на прессе Hermatic Silenta 80/600/7 фирмы "Henke", работающем в непрерывном цикле. Для производства бетонных камней и решетчатых для газонов, а также бордюрных и желобчатых используются машина модели Omag 140/90 Tronic и работающая в непрерывном цикле машина типа ВН 30" фирмы "Schlosser с ускорением твердения пропариванием. Размеры поддонов составляют 1400х750 мм. Формы этих обеих машин взаимозаменяемы. Обвязка готовых изделий производится на установке модели "Cyclop".
Элементы для сборки гаражей изготавливаются на трех постах с использованием обогреваемых форм. Широкая номенклатура изделий для сооружений, предназначенных для предотвращения загрязнения воды, включает в себя как крупные круглые емкости, так и прямоугольные самых различных размеров, изготавливаемые в специальных формах.
Бетонные и железобетонные трубы длиной 2,5 и 3 м (с фланцами) внутренним диаметром до 1300 мм изготавливаются на радиальном прессе типа RP 1230 производства фирмы "Pfeiffer".
Совместно с радиальным прессом работает полностью автоматизированная машина типа WM 200/GA той же фирмы - для сварки арматурных каркасов с использованием вращающихся, расположенных на катушках продольных стержней. Яйцевидные трубы изготавливаются на машине фирмы "Pedershaab". Железобетонные трубы больших размеров делают на машине модели Vihi-Modul Simplex.
Трубы длиной 250/360 см диаметром 250/360 и 360/360 см изготавливаются на сдвоенном стенде с использованием поворотного устройства для заполнения форм бетонной смесью. В состав оборудования для сооружения труб входит машина МВК 12-41 для сварки арматурных каркасов максимальным диаметром 4100 мм. Специальные трубы изготавливаются в специальных формах или вальцеванием по способу Rocla.
Площадь завода в г. Тюселинге фирмы "Bartlechner", где работает около 80 человек, составляет 30 000 м 2. На заводе производят фасонные камни 17 типов, а также решетчатые для газонов.
Номенклатура изделий, выпускаемых для подземного и наземного строительства, включает в себя, в частности, бордюрные и пустотелые камни, компенсационные кольца.
Фасонные камни изготавливаются на двух машинах модели Henke фирмы "Bendorter", одна из которых оснащена грейферным захватом для длинномерных изделий. Вторая машина интегрирована в работающую в замкнутом цикле многокамерную систему. Решетчатые камни для газонов, а также компенсационные кольца делают на машине системы Knauer. С помощью штабелирующей установки все изделия штабелируются, а затем грузятся. Бетонной смесью снабжает смесительная установка вместимостью 1500 л, вместе с которой работают расположенный ниже уровня пола бункер с восьмью камерами вместимостью по 120 м 3, а также ковшовый транспортер для транспортировки бетонной смеси.
Завод в г. Тайзинге фирмы "Beton-Gandlgruber", где работают 60 человек и площадь которого составляет 50 000 м 2, выпускает бетонные трубы диаметром 300-1200 мм, яйцевидные трубы размерами от 500х750 до 1200х1800 мм, железобетонные трубы диаметром 300-2800 мм, специальные профили, например, зевообразные, размерами 3200х2000 мм, фитинги и колодцы коробчатой формы, небольшие станции для очистки сточных вод, кольца колодцев и конусы.
Для изготовления бетонных труб диаметром 300-1000 мм и длиной до 2,5 м, элементов небольших станций очистки сточных вод и колец колодцев - используется машина-автомат системы Aichinger.
Трубы яйцевидного сечения сооружаются на вибрационном прессе VRP фирмы "Pfeiffer". Для производства бетонных труб длиной до 2 м, а также небольших станций очистки сточных вод используются две машины фирмы "Rimas" типа 1005/2m и 605/1,0m.
Железобетонные трубы длиной до 3 м изготавливаются на радиальном прессе модели RP 1230 фирмы "Pfeiffer". Трубы увозятся вилочными погрузчиками. Для труб диаметром 1400-2000 мм используется вибрационная установка фирмы "Pfeiffer". Трубы диаметром более 2000 мм делаются способом виброуплотнения с твердением в форме. Арматурные каркасы для производства железобетонных труб изготавливаются на сварочном автомате МВК точечной контактной сваркой.
Для производства изделий, предназначенных для садов, и изготовления камней с коррозионно-устойчивой стальной решеткой для оформления газонов, используется машина системы Knauer.
Бетонная смесь приготавливается в двух смесительных установках вместимостью 750 и 1500 л. Вместе с установками работают десять высотных камер с полезным объемом 60 м 3 каждая. Машина Knauer загружается ковшовым транспортером системы Rekers. Трубы вывозятся вилочными погрузчиками. Большие трубы транспортируются двумя мостовыми кранами грузоподъемностью 10 т. Установленный на открытой площадке портальный кран грузоподъемностью 16 т предназначен для штабелирования и погрузки труб.
Завод фирмы "Betonwerk Linden" расположен тоже в г. Тайзинге. Его площадь составляет 13 500 м 2. Здесь работают 97 человек. Продукция- это фасонные и бортовые камни.
Для изготовления бордюрных камней используется машина Masa с поддонами размерами 1400х1150 мм. Вместе с этой машиной функционирует работающая по замкнутому циклу установка Reker S, состоящая из автоматизированных тележек для транспортировки камней, стального стеллажа, установки фирмы "Signode" для горизонтальной обвязки изделий. Специальное устройство устанавливает изделия на пластинчатый конвейер. Последующий съем изделий производится двойным клещевым захватом с помощью портального крана. Твердение камней происходит в 12 сушильных камерах с использованием до 4000 поддонов.
Погрузка бетонных мостовых камней производится вилочными погрузчиками. Снабжение бетонной смесью обеспечивается смесительной башней с восьмью камерами с общим полезным объемом 560 м 3 и двумя смесительными установками системы Airich вместимостью 750 и 2250 л. Бетонная смесь транспортируется ковшовым транспортером системы Reker S.
Площадь завода фирмы "Bartlechner" в г. Гархинге, на котором работает 80 человек, составляет 100 000 м 2. Производственная программа этого завода включает бетонные трубы диаметром 300-1500 мм, трубы яйцевидного сечения размерами от 500х750 до 1200х1800 мм, железобетонные трубы диаметром от 300 до 2000 мм, а также колодцы, установки для очистки сточных вод диаметром до 2500 мм, кольца колодцев и конусы.
Для изготовления бетонных труб с круглым сечением используются машины Rimamat и Aichinger. Яйцевидные трубы изготавливаются на машине системы Omag. Для изготовления железобетонных труб диаметром до 1600 мм и длиной 2,5 и 3 м используется радиальный пресс RP 1630 фирмы "Pfeiffer", работающий совместно с автоматической установкой, оснащенной трубоопрокидывателем и с циркуляцией поддонов. Большие трубы диаметром от 1600 до 2500 мм при максимальной длине 3 м изготавливаются на машине Pfeiffer-Variant.
Арматурные каркасы железобетонных труб свариваются машиной МВК (применяется точечная контактная сварка).
Для изготовления колец колодцев и конусов диаметром до 1200 мм используется машина Aich, оборудованная автоматической установкой с циркуляцией поддонов и установкой для раскладки пакетов австрийской фирмы "Aichinger". Установки для очистки сточных вод диаметром до 1200 мм также изготавливаются на машине Aich, предназначенной для производства больших колец колодцев. Для изготовления нижних частей колодцев диаметров до 1200 мм применяется машина Niemeyer.
Бетонная смесь поступает из бетоносмесительной установки вместимостью 3000 л с бункером, расположенным ниже уровня пола и имеющим восемь камер вместимостью по 150 м 3. Доставку бетонной смеси ко всем машинам обеспечивает ковшовый транспортер системы Kuebat. Готовые изделия штабелируются вилочным погрузчиком.
Завод фирмы "Katzenberger KG, Betonwerk und Gradenbau" занимает площадь около 29 га. На заводе работают 90 человек. Завод производит колодцы, дворцовые и уличные дождеприемники, установки для очистки сточных вод, бензиноуловители, грязеуловители, отстойники для улавливания масла, объемные блоки, контейнеры для мусора и трансформаторные станции.
Изготовление колодцев ведется на двух автоматизированных производственных участках, на каждом из которых установлено по одной машине SR 1500 фирмы "Pfeiffer". Поскольку завод расположен в центральной части г. Мюнхена, то пришлось разместить оборудование в нижнем этаже цехов.
Мелкие изделия - дворовые и уличные дождеприемники - изготавливаются на двух автоматах типа Karibik фирмы "Baumagrtner". Изделия транспортируются электроштабелировщиками с использованием счетверенных стеллажей.
В другом цехе размещены 1000-тонный пресс типа Hermetik-Silenta производства фирмы "Henke" для изготовления тротуарных камней размерами 35х35 см и толщиной до 10 см, а также машина типа Trip 200 той же фирмы для изготовления больших колец колодцев и элементов установок для очистки сточных вод со встроенными разделительными перегородками и днищами. На стационарной машине VSD-B-Bendorf изготавливаются различные камни: бордюрные, удлиненной формы, для оформления газонов, пористые.
Трансформаторные будки сооружаются трех различных размеров. Бесшовные объемные блоки делаются в созданных фирмой стальных формах с использованием пластичной бетонной смеси.
Бетонная смесь приготавливается в смесительной башне двумя бетономешалками принудительного действия системы Firich и транспортируется ковшовым транспортером системы Rekers. Управление осуществляется системой Dorner.
Евгений МАРГАЙЛИК, инженер и патентовед ВОИР
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 02 за 1999 год в рубрике бетон