Столько-то кубов туда, столько-то кубов сюда
Вниманию читателей предлагается перевод статьи "Оборудование для перемещения грунта: как оно совершенствуется", опубликованной в апрельском номере журнала "Better roads" (США) за 1998 г.
Насчет того, какие именно машины следует относить к разряду оборудования для перемещения грунта, существуют различные мнения. Например, представитель "Caterpillar Inc." утверждает, что таковым можно считать почти всю гамму выпускаемых компанией строительных машин - от экскаваторов до погрузчиков и самосвалов.
Остальные машины - сочлененные грузовики, колесные и гусеничные тракторы, скреперы - входят в упомянутую гамму, заключаемую самоходными грейдерами, которые вообще-то рассчитаны на перемещение небольших масс грунта, однако используются преимущественно для его планировки.
Беглый взгляд на всю совокупность публикаций, посвящаемых таким компаниям, как "Caterpillar Inc." и "Komatsu Ltd.", выпускаемой ими продукции, позволяет сразу сказать, что наиболее важным изменением, произошедшим с изготавливаемым оборудованием за последние несколько лет, в этих компаниях считается увеличение его производительности. Следующие приоритеты - аспекты безопасности и удобства работы машинистов.
Общее увеличение производительности есть результат множества отдельных усовершенствований. В катерпиллеровских машинах используются более мощные двигатели с более высоким потенциалом крутящего момента, что позволяет быстро перенастраивать и переконструировать их в соответствии с возрастающими требованиями по мощности. Новое поколение двигателей, помимо того, характеризуется меньшей степенью негативного воздействия на окружающую среду.
Специалисты "Caterpillar Inc." утверждают, что концентрация вредных веществ в выхлопах двигателей конструируемых ими машин соответствует мировым стандартам, действительным до конца 2001 г. Что же касается "Komatsu Ltd.", то система контроля состава выхлопов, устанавливаемая на машинах производства этой компании, способствует минимизации загрязнения воздуха. Налицо успехи и в области шумозащиты. Если верить Майку Мерфи, менеджеру "Komatsu Ltd.", отвечающему за производство экскаваторов с гидроприводом, разработчики экскаватора PC 128 UU, предназначенного для эксплуатации в сверхурбанизированной среде, добились того, что при работе машина производит шума не более, чем легковой автомобиль.
Электронный контроль
Большинство новинок компаний, производящих строительное оборудование, снабжено системами электронного контроля, оптимизирующими работу двигателя, привода и гидросистем, а также расход топлива.
Например, одним из недавних рыночных предложений компании "Caterpillar Inc." является серия G колесных погрузчиков средней грузоподъемности, каждый из которых оснащен системой электронного контроля планетарного привода переменной мощности. Возможность автоматического регулирования привода в определенной степени облегчает работу машиниста, система же электронного контроля давления, развиваемого сцеплением, способствует смягчению толчков, возникающих при переключении передач, что опять-таки делает пребывание машиниста на его рабочем месте более комфортным (а составные части муфт сцепления - более долговечными). Все диагностические точки машины также находятся под наблюдением систем контроля на микропроцессорной основе. Это облегчает работу обслуживающих погрузчики механиков.
Нередко наименование системы контроля является торговой маркой (например, разработанная и применяемая "Komatsu Ltd." система контроля гидросистем HydrauMind).
Насколько удобно машинисту?
Уже не одним специалистом отрасли подчеркивалось, что найти хорошего машиниста становится все труднее. Производители подъемно-транспортного, строительного и дорожного оборудования, задаваясь вопросом, насколько машинисту удобно в его кабине, стремятся сделать его труд не только более легким, но и более продуктивным.
Новые конструкции кабин обеспечивают лучший обзор, способствуют снижению уровня шума и вибрации; не забыт и эргономический аспект. Управление машиной, оснащенной новыми системами контроля, требует приложения минимума усилий не только от опытного, но и от неопытного машиниста.
Например, серия R гусеничных тракторов от "Caterpillar Inc." оборудована системой точного управления Finger tip control, позволяющей одной рукой одновременно управлять машиной и переключать передачи. Это облегчает работу машиниста в стесненных условиях. Система управления Command Control позволяет машинисту полностью развернуть машину, повернув рулевое колесо всего лишь на четверть его оборота.
Ну, а в компании "Komatsu Ltd." называют и комплекс осуществленных ее специалистами эргономических разработок и сам подход к их выполнению Human-first engineering, что буквально означает "первым делом - человек".
Упрощение обслуживания
Большинство машин нового поколения оборудованы системами электронного мониторинга, сообщающими машинисту всю необходимую информацию о состоянии машины. Эти системы способны хранить и сведения обо всех изменениях, происходивших с машиной в процессе ее эксплуатации. Обслуживающие технику механики сравнивают эту информацию с имеющимися у них справочными моделями типовых повреждений и быстро диагностируют и устраняют неисправности (в том числе и в порядке профилактики).
Сегодня конструкторы-машиностроители ориентируются на обеспечение максимальной простоты ежедневного обслуживания создаваемой ими техники. Стоящий на земле человек может без дополнительного подмащивания иметь доступ ко всем нуждающимся в регулярном осмотре узлам упомянутых катерпиллеровских колесных погрузчиков. Бортовые уровни позволяют быстро осведомиться об уровнях охлаждающей жидкости в радиаторе, а также масла в гидросистемах и трансмиссии. Стержневые уровнемеры не используются (иначе внутрь герметичных систем может попасть грязь).
Прочие новости
В январе 1998 г. Глен Бартон, президент группы компаний "Caterpillar Inc.", сказал: "Найден еще один путь дальнейшего развития компании - сдача техники в аренду. Степень нашей вовлеченности в арендный бизнес быстро превысила суммарные показатели предыдущих 15 лет. Таков наш ответ на изменение ситуации на рынке. Сегодня этот вид бизнеса составляет 60% общего объема наших североамериканских поставок. Значителен рост предложений аренды катерпиллеровской техники и в других частях света."
(Разумеется, не осталась в стороне от арендных веяний и компания "Komatsu Ltd.". Именно стремление к увеличению степени участия в данном виде деятельности, с одной стороны, и нежелание "класть все яйца в одну корзину", с другой, привело к появлению компаний "Komatsu Mining Systems" и "Komatsu Utility Corporation".)
Что же касается оборудования для перемещения грунта как такового, то наиболее перспективным его видом, вообще одной из ведущих разновидностей строительных машин, Бартон считает сочлененные грузовики за их многосторонность, всепогодность и независимость от типа местности. Продавать сочлененные грузовики компания "Caterpillar Inc." начала в 1985 г. и менее чем через 10 лет объявила о начале поставок новой их серии - серии E.
Подготовил Сергей ЗОЛОТОВ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 02 за 1999 год в рубрике техника