Берлин - сектор Даймлер-Бенц"


В качестве наиболее удобного отделочного материала была выбрана керамика. Для создания экспериментальных образцов Мастерская Ренцо Пьяно привлекла две немецкие строительные фирмы "Janinhoff NBK" и "Wendker", которые и проводили исследования на жизнеспособность новых изделий. Разработанные материалы должны были соответствовать целому ряду специальных требований - возможность экструзии для достижения необходимой длины, термоустойчивость, универсальность при печном обжигании и сушке, минимальные трудовые затраты при сборке.



Панели, сделанные из смесей нескольких глин и толченого камня, собираются из двух видов элементов - шаблонные детали, полученные прессованием и модульные размеры которых имеют ширину 113 мм и крепятся с различными промежутками к основным брускам, и сами бруски, квадратные по сечению со сторонами 48 мм. Их максимальная длина - 1,35 метра, и прикреплены они к металлическому профилю-сетке из алюминия. Все панели собираются прямо на фабрике (фабричной сборки). Под окнами устраивается подоконник-рельс, по которому натянута противоголубиная проволока.

Для многоэтажных зданий, в 18-20 этажей, которые расположены на концах сектора, было разработано специальное ограждение - двойные фасады. Это ноу-хау, двойные фасады были впервые применены Мастерской Р. Пьяно, работающей в Лионе. Они лучше противостоят агрессивной городской окружающей среде и обеспечивают альтернативу сплошным наружным ограждениям, которые применяются для большинства высотных зданий. При этом соблюдаются такие основополагающие принципы, как термическая устойчивость, эстетика наружной конструкции и внутренний климатический комфорт.

С наружной части простых покрытий фасадов как дополнительный или "второй фасад" закреплены стальные стержни, к которым крепятся стеклянные вращающиеся мембраны-ставни. Закрытые зимой, они выполняют роль воздушной прослойки, препятствуя теплоотдаче, а также улучшая звуковую изоляцию. Открытые летом и регулируемые электронными приборами, они способствуют вентилированию помещений, позволяя воздушным потокам проникать под поверхность фасада. Ночью, при обратной настройке, отработанный воздух выводится из помещений. Таким образом отпадает необходимость искусственной вентиляции.

Снаружи похожие на лезвия стеклянные ставни будут создавать необычный визуальный эффект. При их вращении, а также в зависимости от времени суток и поры года световые отражения будут разнообразными, свет будет как бы "вибрировать". Керамическая основная поверхность фасада будет обеспечивать необходимое архитектурное единство с другими частями сектора, при общей развитости фасадов в глубину.

Необходимо отметить, что первоначально заказчики были против подобных устройств. Это неприятие предложенных решений Ренцо Пьяно видит в психологическом противостоянии жителей северных широт против всего, что может закрывать или блокировать их непосредственный вид из окна, в то время как южане большую часть года проводят под навесами или с закрытыми ставнями. Но окончательный проект является результатом многомесячной работы по изучению подобных устройств, имеющих оптимальные характеристики. Открывание стеклянных лезвий-ставен было облегчено устройством двух отдельных стальных стержней, которые способствуют их открыванию сериями, принцип которого немного напоминает принцип работы жалюзи.

Здание-штурман

На одном из углов сектора располагается здание офисов компаний "Debis" - дочерней ветви концерна "Даймлер Бенц". Строительство его было начато одним из первых и к сегодняшнему дню близко к завершению. При его строительстве все новые технологии, устройства и принципы планировки офисов были применены впервые и в дальнейшем будут распространены на весь проект.

По всей высоте здания перекрытия имеют разную высоту. За счет этого обеспечивается пространственный комфорт для его обитателей, а также скрытая прокладка инженерных коммуникаций.

Основная особенность здания "Debis" заключается в устройстве его атриума, образованного внутренними фасадами здания. Пропорции его приближены к пропорциям Нотр Дама. Пространство несколько напоминает глубокий каньон, так как постепенно сужается при постоянной высоте 28 метров. В нем будут установлены художественные работы Tingnely, Shingu и Morrelet, как напоминание об активной роли "Даймлер Бенц" как культурного спонсора. Атриум будет открыт для доступа общественности и служить своего рода демонстрационным пространством: часть пола будет занимать выставочный павильон концерна, а также устроены временные выставки и ресторан для служащих.

Связь с наружным объемом была достигнута путем ритмического вторжения участков прудов на его территорию. Лестничные и распределительные площадки, а также окна офисов раскрыты вовнутрь объема атриума.

Искусственный ландшафт остекления и озеленения

Крыша здания будет видна с его высокой носовой части и поэтому представляет собой своего рода пятый фасад. Более того, компенсация территорий с высокой плотностью застройки зелеными территориями оговорена в немецких строительных нормах.

Покрытие крыши представляет собой искусственный ландшафт, рельеф которого понижается по стороне, выходящей на Eichhornstrasse. Эти зеленые террасы совмещают остекленные и озелененные части, в зависимости от того, находятся ли они над атриумом или зданием вокруг него.

Пример устройства крыши атриума демонстрирует способности Мастерской использовать уже существующие решения, перерабатывая их для использования в новом качестве. Принцип остекленной части был заимствован из покрытия уже существующего здания Menil Foundation в Хьюстоне, но в "Debis" под основным остеклением устроены экраноподобные стеклянные ставни, наклон которых определяет освещенность атриума.

Террасные части устроены на двойной "ложной" крыше, под которой скрыты ее технические каналы, а верхняя часть покрыта тонким слоем земли, на которую будет высажен высоко сопротивляемый мох, не требующий особого труда для ухода и меняющий свой цвет в зависимости от поры года.

Фасады, образующие атриум, также привлекают к себе внимание благодаря специально разработанным стеновым панелям - стеклянным лезвиям-лопастям, закрепленным на каркасе из металлических стержней. Угол их наклона по отношению к плоскости фасада направляет луч зрения вверх к небу. Если холл является своего рода выставочным, открытым пространством, то благодаря углу наклона и отпечатанному рисунку белых полос на лезвиях-лопастых обеспечивается необходимая "закрытость" офисных помещений и снижается их просматриваемость с уровня первого этажа. Одновременно это способствует формированию интерьера и увеличивает интенсивность дневного света. Сразу после опробования экспериментальных образцов началась установка панелей на месте и к сегодняшнему дню отделка атриума завершена.

Градостроительная логика

При проектировании торгового центра сектора градостроительной логике было отдано предпочтение при сопоставлении ее с коммерческой. Противореча своему клиенту и консультантам, Ренцо Пьяно отказался от проекта торгового центра по принципу американских торговых площадей. Он прошел через огромное количество трудностей, убеждая их построить крытую улицу, по обеим сторонам которой располагаются магазины, подобную большим галлереям, появившимся в XIX веке.

Эта улица сохраняет непрерывность с наружным контекстом, заставляя посетителей двигаться вдоль нее, в отличие от замкнутых торговых площадей, в которых пространство лишь условно, а посетитель как бы пойман в мышеловку.

Для достижения своих целей Мастерская сформулировала ряд принципов, касающихся устройства этого пассажа. Он будет только незначительно закрыт с обоих концов, а не полностью, как предполагалось ранее. Покрытие пола выполнят из гранита, как и на остальных улицах; по двум сторонам будут высажены большие деревья, в также установлены цветочные клумбы и фонтаны.

Через крышу, выполненную из ультрапрозрачного стекла, будут видны фасады образующих улицу высотных зданий и небо. Искусственное освещение будет обеспечиваться лампами-фонарями, такими же, как и на внешних улицах, и подвесными лампами по центральной оси галлереи. Пешеходные мостики, связывающие этажи и балконы-кафе, будут по возможности небольшими, даже если это и означает некоторое жертвование коммерческим пространством, а конструкция их максимально легкой. Сами магазины будут проходными, а их реклама будет выполнена на легких холстовых полотнищах и вывешена вдоль улицы. В основном конфронтация между градостроительной и коммерческой логикой была разрешена в пользу первой, но некоторые пункты все еще балансируют.

Конструкции

В отличие от арочных покрытий галлерей XIX века Ренцо Пьяно отдал предпочтение своим излюбленным видам конструкций: металлические стержни собраны в пространственные треугольные фермы, перекрывающие пролет в 14 метров. В продольном сечении остекление всей улицы представляет как бы зигзагообразно-изломанную линию, поверхности, выходящие на север, могут открываться автоматически, а южные неподвижны, и на них нанесена прозрачная пленка с рисунком, защищающая улицу от попадания прямых солнечных лучей. Между острыми углами соединения ферм этого пространственного покрытия устроены горизонтальные водосточные желоба (основные на стыках с фасадами). Автоматически включается сифонная насосная система для удаления воды. Ее устройство совмещено с узкими поперечными металлическими решетчатыми мостиками для технического обслуживания покрытия.

Крытая торговая улица разделяет два участка сектора, один из которых застроен Ренцо Пьяно, а второй - Ричардом Роджерсом. Магазины, расположенные на ней, были сданы в аренду через различные агентства.

Координационная работа по согласованию двух ее сторон была выполнена Мастерской Ренцо Пьяно, и серьезное внимание было уделено даже небольшим деталям. Целая серия предписаний касалась покрытия стоек, принципов ограждающих поручней, пешеходных галлерей, расположения эскалаторов и т.д. Детальные инструкции регулировали размеры стеклянных панелей, конструктивный каркас, отделку поверхностей - все было выполнено в предчувствии потребностей будущих пользователей.

Торцевые фасады пассажа

Эти фасады были признаны не желательными, так как могли разрушить всю концепцию "улицы", но оставить их совсем открытыми было невозможно. Мастерская предложила своего рода "шнурованный фасад". Остекление держится на металлическом каркасе, вертикальные и основные стойки которого подобны рамам, применяемым для крыши. По сторонам самой галлереи остекление используется, чтобы подчеркнуть идею улицы. Чтобы предотвратить конденсацию влаги, весь этот пакет должен был "дышать". Это было достигнуто частичным открыванием фасадов, что снижает перепад между наружной и внутренней температурой. Каждый из этих фасадов разделен пятью горизонтальными модулями, нижний из которых оборудован дверьми, открывающимися вручную, верхний неподвижен, а три промежуточных, контролируемых электронно, открываются горизонтально, как окна.

Множество новых и заново открытых решений было применено Мастерской. Полномасштабным чертежам предшествовало множество макетов, сделанных из картона и дерева и следующих один за другим и несущих бесконечные изменения. На последовавших экспериментальных образцах были проверены все технические, механические и технологические новшества проекта.

Инфобокс

Сейчас за работой на строительных площадках сектора можно наблюдать из открывавшегося на Ляйпциг-платц Инфобокса, временного здания, первым построенного в этом районе в октябре 1995 года. На площади в 2200 м 2 расположены выставки, информирующие берлинцев и многочисленных туристов о работах, ведущихся на Потсдамской площади и в центральной зоне города, признанных самой крупной строительной площадкой в Европе. Авторы этой ярко-красной коробки, приподнятой на стальные колонны - архитектурная фирмы "Schneider & Schumacher". С террасы на крыше можно наблюдать панораму Берлина.

Предполагается, что строительство сектора будет завершено в 2000-2001 году.

Елена ВЛАСОВА


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 02 за 1999 год в рубрике новости

©1995-2022 Строительство и недвижимость