Строка в местном бюджете


В предыдущем номере "СиН" была опубликована статья Н. Березиной, И. Танаевской и Г. Ясникова" От качества этой подготовки зависит качество жизни в населенных пунктах". Сегодня мы продолжаем разговор о повышении квалификации работников местных органов управления архитектуры и градостроительства, а также специалистов научно-исследовательских и проектных организаций градостроительного профиля. Подробнее об истории создания Центра повышения квалификации специалистов регионального и городского планирования, а также о его сегодняшнем дне рассказывает директор Центра И. И. Танаевская.



В течение нескольких последних лет в Беларуси, как и в большинстве других стран бывшего социалистического блока, государственное управление претерпело существенные изменения. Это связано, с одной стороны, с переходом к рыночным условиям хозяйствования и, с другой стороны, с быстрым развитием процессов децентрализации. Поскольку перемены в политике, экономике, социальной сфере влекут за собой необходимость изменений и в других сферах общественной деятельности, в сфере архитектуры и градостроительства возникла необходимость быстрой адаптации к новым условиям. В частности, выявилась потребность в специальных программах обучения работников органов городского управления по вопросам планирования и развития городов в переходных экономических условиях, а также в изучении прогрессивного международного опыта разработки и реализации генеральных планов городов и детальных планов с использованием инновационных методик и подходов.

В бывшем СССР действовала отлаженная система отраслевых курсов повышения квалификации в сфере территориального управления и градостроительства. После развала Союза бывшие республики должны были самостоятельно решать эти вопросы. В 1995 г. в Министерстве архитектуры и строительства РБ начался поиск возможных путей восстановления деятельности по повышению квалификации специалистов в области архитектуры, градостроительства, регионального и городского планирования. Существовала проблема базы, на которой предстояло воссоздать тренинг-центр.

В 1996 г. ГП "БелНИИПградостроительства" выступил с инициативой создания в своей структуре и на своей базе Центра повышения квалификации специалистов регионального и городского планирования. Идея была поддержана и одобрена в министерстве. Выбор этот не случаен: ГП "БелНИИПградостроительства" является ведущим научно-исследовательским и проектным институтом республики по разработке нормативной градостроительной документации для всех территориальных уровней, включая национальные планы территориального развития Беларуси, схемы и проекты районной планировки, генеральные и детальные планы городских населенных мест республики, а также схемы и проекты районной планировки, генеральные и детальные планы городских населенных мест республики, а также схемы и проекты транспортной и инженерной инфраструктуры и многие другие. Институт имеет более чем 25-летний опыт работы и известен далеко за пределами Беларуси. Поскольку ГП "БелНИИПградостроительства" разрабатывает проектную документацию для органов местного управления, представилось логичным, чтобы процесс тренинга сотрудников этих органов протекал в стенах именно этого института с опорой на соответствующий информационный фонд.

Жемчужина вырастает из песчинки, попавшей между створок раковины моллюска; в данном случае роль такой песчинки, из которой впоследствии вырос Центр повышения квалификации специалистов регионального и городского планирования РБ, сыграло теоретическое и практическое сотрудничество с Институтом исследований проблем жилища и градостроительства Нидерландов г. Роттердама. В процессе переговоров в Минстройархитектуры РБ специалисты из Роттердама выразили готовность оказать поддержку при создании Центра в ноябре 1996 г. Помощь эта получила конкретное воплощение в проведении экспериментального образовательного курса для работников органов местного управления. Это был первый опыт совместной белорусско-голландской деятельности в данном направлении.

Тогда двухнедельную подготовку в Центре прошли 26 человек - главные архитекторы городов и административных районов Беларуси и специалисты-проектировщики. Курс назывался "Городское планирование и управление" и был посвящен изучению методов краткосрочного тактического планирования городского развития. В курсе принимали участие консультант из голландского института Макс Еленевски и эксперт в области городского планирования из Польши Яцек Харкавик. Перед слушателями курса выступали также работники Минстройархитектуры РБ, ведущие специалисты минских проектных и научно-исследовательских организаций, а также преподаватели БГПА. Лекции, проходившие в атмосфере дискуссий, перемежались практическими занятиями, причем обязательными были занятия по овладению навыками работы на персональных компьютерах. На практических занятиях апробировалось применение изученной в теоретическом курсе методики "тактического планирования" в конкретной градостроительной ситуации. Для этого выбирались "узнаваемые" территории - реальные участки в различных городах Беларуси. Давались краткие характеристики как внутренней, так и внешней ситуации. Они обязательно касались проблем города в целом, исходя из чего конкретизировались и становились более ясными проблемы участка. В процессе анализа проблем формулировались цели, определялась одна наиболее реальная и достижимая, после чего разрабатывались стратегии, при реализации которых могла бы быть достигнута поставленная цель. При этом учитывались все имеющиеся ресурсы (материальные, финансовые, людские и другие), определялись ключевые фигуры (организации и люди), непосредственные действия которых в той или иной степени могли бы повлиять на достижение цели, разрабатывались конкретные временные рамки. Курс завершался подготовкой по группам тактических планов в соответствии с полученными заданиями и презентациями этих работ.

Реакция Министерства архитектуры и строительства РБ на факт удачного проведения экспериментального курса была положительной. Для руководства Центра итог первого опыта сотрудничества был таков: в процессе проведения предусмотренных программой курса занятий специалисты органов местного управления получили именно те знания, которые им необходимы; голландская сторона убедилась в том, что с белорусскими коллегами, вклад которых в проведение экспериментального курса был достаточно квалифицированным, можно сотрудничать. Поэтому было решено уже в начале 1997 г. приступить к разработке совместной белорусско-голландской программы, связанной с большой тренинговой деятельностью, а также с консультативной помощью при разработке белорусского градостроительного законодательства и в решении вопросов, касающихся местного самоуправления. Однако этого не произошло. Сложившаяся в РБ в 1997 г. политическая ситуация не позволила голландской стороне предпринять какие-либо шаги в данном направлении. Поэтому для Центра повышения квалификации специалистов регионального и городского планирования 1997 г. прошел под знаком исключительно самостоятельной работы Силами Центра проводились курсы различной продолжительности и направленности. Был накоплен определенный опыт проведения как двух- трехдневных семинаров, так и двухнедельных курсов, посвященных региональному и городскому планированию и управлению. Весь этот учебный процесс протекал в соответствии с ориентирами, заданными в ходе первого совместного экспериментального курса. Кроме этого, в течение 1997 г. по тематике, о которой идет речь, в Центре повышения квалификации проводились как международные семинары, так и локальные совещания, в том числе и под патронажем Минстройархитектуры РБ. Все мероприятия фактически полностью финансировались из местных бюджетов путем перечисления очень небольших денежных средств на счет института (Центр повышения квалификации как структурное подразделение не имеет статуса юридического лица и отдельного расчетного счета). Организационная работа осуществлялась тогда, как, кстати, и по сей день, только двумя сотрудниками Центра - директором И. И. Танаевской и архитектором Е. В. Давыдовой, прошедшими профессиональную стажировку в Институте исследований проблем жилища и градостроительства Нидерландов. Весь год не прекращались переговоры с голландской стороной о дальнейшем развитии взаимовыгодных контактов, о дальнейшем осуществлении совместной деятельности. Голландские специалисты, которые непосредственно принимали участие в работе Центра, выражали очень большую заинтересованность в этом. В конце 1997 г. изменилась внешняя политическая ситуация и было получено согласие Нидерландского правительства на финансирование тренинговой программы в Беларуси. Директор ГП "БелГИИПградостроительства", его заместители по науке и архитектуре, а также директор Центра были приглашены в Роттердам, в Институт исследования проблем жилища и градостроительства Нидерландов в феврале 1998 года. Целью этого визита было подписание соглашения о разработке совместного проекта "Совершенствование сектора городского планирования в Беларуси". В соответствии с этим документом и протекала работа Центра в течение всего 1998 г.

Программа, совместно разработанная в рамках соглашения, включала 4 курса .для специалистов в области планирования территорий, экспериментальный пилотный проект (тактический план) развития центральной части г. Витебска и два семинара, локальный и национальный, по результатам совместного проекта. Тематика организованных в соответствии с программой курсов повышения квалификации - самая различная. Первый из них был проведен с участием голландских преподавателей при участии консультантов из Литвы, из Школы демократии и управления. Назывался он "training of trainers" и был посвящен подготовке преподавателей, то есть тех людей, которые впоследствии будут привлекаться Центром в качестве лекторов и консультантов для работы на курсах. Все 16 человек, прошедшие этот тренинг, - специалисты ГП "БелНИИПградостроительства", представители научного и проектного подразделений.

Летом было проведено три образовательных курса: "Тактическое планирование городского развития", "Экономические и финансовые аспекты городского развития и жилища" и "Городское развитие и стратегическое планирование". (Если тактическое, краткосрочное планирование осуществляется на срок от 3 до 6 месяцев, то стратегическое, долгосрочное - на полтора - два года). Каждый курс проводился по своей методике, но всем методикам было присуще сочетание лекционного блока с практическими занятиями, в том числе и с приобретением навыков работы с компьютером, с различными программами прикладного характера.

Так, например, целью курса по экономическим и финансовым аспектам городского развития и жилища было изучение экономических и финансовых вопросов развития городской экономики; использования финансов, общественных фондов в переходных экономических условиях; знакомство с программами развития жилищного сектора, инфраструктуры и коммунального хозяйства, включающими привлечение государственного капитала и средств частного сектора. Кроме того, курс фокусировался на получении участниками новых знаний и навыков, требуемых для обоснования эффективности проекта (проектный анализ, финансовый анализ, навыки совместной деятельности, анализ экономической выгодности, компьютерные навыки) и осуществления организационных мероприятий (организация работы с ключевыми фигурами процессов городского развития). Тематика курса "Городское развитие и стратегическое планирование" была сфокусирована на вопросах взаимодействия центральных и местных органов управления, а также различных негосударственных и общественных организаций при разработке и реализации программ развития городов; на роли местных органов управления в стимулировании позитивного городского развития. Целью курса было изучение вопросов территориального планирования, совершенствования системы управления городским развитием в Республике Беларусь, а также знакомство с принципами и методами управления развитием городов, используемыми в разных странах мира. Участники курса изучали методику долгосрочного планирования и возможности ее применения для разработки стратегических планов с использованием современных подходов и механизмов. Каждый из этих курсов был проведен в двухнедельный срок. Кроме того, в рамках договоренности с Институтом из Роттердама, силами Центра был дополнительно проведен недельный практический курс по тактическому планированию.

Следует заметить, что названные три двухнедельных курса представляли собой своего рода цепочку подходов к осуществлению городского планирования. Изначально было задумано, что идеальным результатом обучения было бы прохождение одними и теми же специалистами всех курсов и в итоге - получение ими полных, систематизированных знаний в разрезе как краткосрочного, так и долгосрочного планирования городского развития.

Курсы проводили консультанты и эксперты из Нидерландов, но обязательными были и специально подобранные тематические лекции, с которыми выступали специалисты Беларуси. Совмещение международного и отечественного опыта, возможности использования в рамках практических занятий зарубежных методик для решения различных вопросов развития городов нашей республики дали, по мнению участников курсов, толчок к возникновению новых, инновационных идей, прояснили для многих из них пути выхода из трудноразрешимых местных проблем, значительно повысили их профессиональный уровень.

Важное место в совместном белорусско-голландском проекте занимал экспериментальный проект в Витебске. Суть его заключалась в использовании методики тактического планирования при решении вопросов по развитию центральной исторической зоны города. Подготовительный этап, предшествовавший началу разработки проекта, включал ряд совещаний с представителями мэрии и городского управления архитектуры. Основной задачей этих совещаний было возбудить интерес к методике, которая помогает сконцентрироваться на проблемах определенной территории, сформулировать определенную цель, а затем попытаться найти пути ее достижения. На разных этапах описанного процесса необходимо взаимодействие с различными государственными и негосударственными организациями, а также с любыми частными лицами или группами лиц. Обязательно привлечение местных ресурсов (и материальных, и технических, и людских).

Основным при выполнении проекта было заинтересованное участие в нем главного архитектора города Б. В. Ляденко и других работников городского управления архитектуры. Идея разработки проекта получила поддержку у мэра г. Витебска. Кроме того, определяющим было участие в эксперименте жителей города - 14 сотрудников различных предприятий и организаций Витебска - проектных, частнопредпринимательских, общественных. Были представлены и экологический фонд, и, разумеется, городское управление архитектуры. Все участники, основываясь на своем собственном опыте, делали предметом всеобщего рассмотрения такие детали жизни и деятельности города, о которых никто никогда не упомянул бы на учебных занятиях (возможно, там это было бы и неактуально).

Сейчас этот проект находится в стадии развития. В течение двух недель в октябре-ноябре 1998 г. была разработана стратегия развития центральной части города. Результаты разработки стратегии докладывались в мэрии Витебска и стали достоянием всех граждан благодаря средствам массовой информации. Проводилось анкетирование жителей центральной части Витебска, целью которого было, с одной стороны, исследование качества городской жизни этих людей, с другой - определение возможных источников внебюджетного финансирования тех или иных мероприятий, являющихся частью проекта. Было решено также, что для реализации разработанной стратегии при городском управлении архитектуры будет создан специальный комитет по развитию города. Более того, будет открыт специальный счет, на который заинтересованные в развитии центральной части г. Витебска юридические и физические лица смогут перечислять посильные вклады. В дальнейшем средства формируемого таким образом фонда могут быть направлены на реализацию конкретных шагов стратегии. В наступившем 1999 г. Центром повышения квалификации специалистов регионального и городского планирования при поддержке Минстройархитектуры РБ и органов городского управления Витебска будет организовано и проведено два семинара - локальный в Витебске (в апреле) и национальный в Минске (в мае). Для участия в локальном семинаре предполагается пригласить представителей органов местного управления разных городов Беларуси. Главная его цель - обнародование опыта реализации совместной белорусско-голландской программы и конкретных достигнутых результатов. Предполагается, что за полгода (с ноября по апрель) будет реализован тактический план и в апреле будут доложены конкретные результаты, касающиеся его разработки.

На расширенный национальный семинар будут приглашены представители отечественных и международных организаций, и это будет не просто подведение итогов сотрудничества с голландцами, а рассмотрение многих вопросов, связанных и с градостроительным законодательством, и с усилением возможностей местных органов управления в вопросах устойчивого городского планирования и развития. Предполагается обсудить целесообразность распространения опыта разработки тактических планов развития на другие города Беларуси и возможность поддержки таких программ со стороны международных партнеров.

Сегодня, когда 1998 г. уже позади, можно говорить об успешном завершении совместной с голландскими специалистами намеченной учебной программы и делать определенные выводы, исходя из двухлетнего опыта работы Центра повышения квалификации. Несомненно, деятельность по организации курсов повышения квалификации должна быть продолжена. Наряду с совершенствованием курсов по уже отработанной тематике необходима разработка новых тематических направлений, выявленных в результате опросов слушателей курсов.

Следует отметить, что по завершении каждого курса слушатели его анкетируются на предмет выяснения, с одной стороны, необходимости преподавания им тех или иных дисциплин, с другой - качества преподавания. Результаты анкетирования учитываются как при составлении программы очередного курса, так и при определении кандидатур лекторов, приглашаемых для его проведения. Можно из этих анкет узнать и о том, чего почему-либо не оказалось в учебных планах (но обязательно должно быть в соответствии с мнением большинства обучающихся).

Предполагается в 1999 году проведение тренинга по вопросам реализации жилищной политики республики с изучением новых энергосберегающих технологий, применяемых в жилищном строительстве, по охране городской среды и экологическому планированию развития города, по реконструкции городов и охране исторического наследия. Было бы чрезвычайно своевременно в наступившем году организовать тренинг, посвященный созданию и ведению кадастров (систематические недельные и двухнедельные курсы с обязательным получением навыков работы на компьютере). Вопросы, связанные с теми или иными положениями кадастров территорий, обязательно встречаются в каждом из курсов. Но, возможно, удастся организовать и соответствующий специализированный курс.

В прошлом году были разработаны республиканские нормы проектирования транспортных объектов, и тренинг по данной теме может быть организован в форме выездов в регионы и встреч со специалистами на местах вместе с разработчиками документа. Результатами таких собеседований, такой апробации норм должны стать те или иные дополнения к ним. Важным для сотрудников Центра является налаживание "обратной связи" с бывшими слушателями курсов, определение действительной полезности, востребованности и применимости тех или иных приобретаемых на курсах знаний. Видится необходимость проведения в 1999 г. одно-двухдневных семинаров по обмену опытом с участием уже прошедших обучение в Центре специалистов. После участия в курсах они уже не могут мыслить по-старому; теоретически они знают, какую методику нужно применить для решения той или иной задачи. Хотелось бы знать, что же им практически удается сделать на местах.

Очень хотелось бы знать, насколько действительно Центр повышения квалификации специалистов регионального и городского планирования нужен градостроителям республики. Кроме того, представители различных творческих коллективов и руководящих органов просто должны иметь возможность свободного общения. Такая возможность предусматривается учебными планами. Не зря помимо курсов, касающихся проблем экологии, реставрации памятников истории и архитектуры и других, большой интерес слушателей вызвали занятия и деловые игры, посвященные вопросам общения. Выяснилось, что многие люди не умеют разговаривать друг с другом, слушать друг друга, соглашаться с собеседником либо грамотно отстаивать свою точку зрения; они не умеют решать свои проблемы за счет решения проблем своих соседей. А кому, как не работникам органов управления, следует владеть этим искусством (хотя бы для успешного привлечения потенциальных инвесторов)?!.

Достаточно остро стоит и вопрос снабжения работников местных органов управления и проектировщиков новой профессиональной информацией. Многие из них говорят: мы находимся в информационном вакууме. Раньше было много литературы по архитектуре и градостроительству, в том числе и периодической, была возможность более или менее регулярного чтения зарубежных журналов по этим дисциплинам.

При условии определенного увеличения личного состава Центра в 1999 г. возможно развертывание соответствующей работы с источниками, находящимися в библиотеках научно-исследовательских, проектных и учебных институтов стран ближнего и дальнего зарубежья. Коллеги из этих стран присылают в адрес Центра те или иные чрезвычайно полезные издания, часто бывает нужен перевод.

Уже существует договоренность о создании в рамках Центра повышения квалификации информационного блока, основной задачей которого будет аккумулирование необходимой литературы, перевод ее (при необходимости), тематическое комплектование и рассылка на места. Органы местного управления согласны оплачивать этот процесс, как оплачивается любая подписная литература.

В течение 1998 г. выяснилось также (возможно, не в последней степени благодаря участию в разработке витебского пилотного проекта), что должна существовать разумная подвижная граница между чистым тренингом и реальной проектной практикой, осуществляемой на местах. Для специалистов Центра повышения квалификации специалистов регионального и городского планирования, участвовавших в реализации программы в качестве консультантов, это был первый опыт работы в реальных условиях. С самых первых моментов взаимодействия с остальными участниками программы стало ясно, что опыт этот несравним с тем, что можно почерпнуть на образовательных курсах.

Для участия в курсах приезжают специалисты из разных городов -не только носители разных уровней квалификации, но и различных менталитетов. Они изучают методику практического применения принципов планирования территорий. В этом случае главная задача специалистов Центра состоит в том, чтобы все эти слушатели усвоили данную методику и впоследствии сумели применить ее на местах. Кроме того, наибольшая польза от занятий на курсах повышения квалификации извлекается городом, направляющим на них своих представителей, лишь при условии, что в конечном итоге все курсы оказываются пройденными подавляющим большинством (или всеми без исключения работниками) того или иного творческого коллектива. В таком случае на местах формируются команды специалистов сходного образа творческого мышления, оперирующих одними и теми же терминами и сведущими в возможностях тех или иных средств изменения окружающей среды.

Эффект пребывания на курсах повышения квалификации из того или иного коллектива только одного представителя, который по возвращении погружается в прежнюю рутину и благополучно забывает все, чему его учили, скорее всего нулевой.

В этой связи в новом году вероятно будет предпринята попытка организации выездных учебных курсов в разных городах республики. Такие тренинги на местах дадут возможность совместного обучения представителей различных организаций этих городов, принимающих участие в развитии города (возможно и привлечение горожан-энтузиастов), с одной стороны, а также повысят долю вероятности последующей реализации реально задуманного и разработанного на учебном курсе. По-прежнему острым остается вопрос финансирования деятельности по организации повышения квалификации. В 1998 г. работа администрации Центра на 80% финансировалась Министерством архитектуры и строительства РБ из госбюджета по статье "Организационно-методическое обеспечение проведения курсов повышения квалификации для работников управлений архитектуры и градостроительства". Предполагалось, что денежный фонд Центра будет частично формироваться из средств, перечисляемых слушателями за участив в курсах. Но эти средства расходуются на перевод и размножение методической литературы, канцелярские принадлежности, оплату работы лекторов и переводчика, на экскурсионное обслуживание. Никакой финансовой прибыли институту ГП "БелНИИПградостроительства" Центр повышения квалификации специалистов регионального и городского планирования не приносит (хорошо, если выходит на нулевой баланс), и, конечно же, ни о каком фонде Центра не может идти речи. С другой стороны, в местных бюджетах, из которых оплачивается обучение управленцев, не предусмотрены расходы на повышение квалификации, часто отсутствуют необходимые суммы. Велика заинтересованность специалистов сферы территориального управления в участии в курсах и семинарах, однако ограниченность в средствах мешает им в полной мере реализовать эти потребности. Часто при подготовке очередного учебного курса у потенциальных участников возникает вопрос: а нельзя ли только прослушать курс лекций, не принимая участия в практических занятиях? Но необходимый эффект повышения квалификации может быть получен лишь в итоге комплексного, а не только теоретического изучения тех или иных новшеств. Очевидно, целесообразным будет обращение в Минстройархитектуры РБ с предложением о том, чтобы Министерство каким-то образом (каким?) повлияло на появление в местных бюджетах строки, посвященной финансированию обучения специалистов местных органов управления. В 1999 году Центр повышения квалификации будет продолжать свою деятельность по оказанию консультативной помощи и подбору кандидатов среди работников органов управления и специалистов НИИ и проектных организаций для прохождения профессиональных стажировок в отечественных и зарубежных тренинговых центрах по вопросам регионального и городского планирования, управления и развития. При поддержке Центра такую стажировку уже прошли 15 специалистов республики.

В будущем будет продолжена и международная деятельность Центра, развитие связей с коллегами из ближнего и дальнего зарубежья. Сегодня созданием подобных центров у себя заняты украинцы и молдаване, и белорусские коллеги оказывают им необходимую методическую помощь. Интересна перспектива развития деловых и творческих связей с аналогичным центром Румынии. В этой стране создана целая сеть учебных центров, каждый из которых имеет свой профиль подготовки специалистов. Также возможно проведение семинаров по интересующей тематике и формирование совместных программ по повышению квалификации в области регионального и городского планирования со специалистами из различных организаций Польши (с Центром охраны исторического ландшафта в Варшаве), Латвии, России.

Многие организации из разных стран хотят с нами сотрудничать, и мы стремимся к этому же, но все вновь упирается в финансы, - говорит Инна Игоревна. - Если бы была какая-либо дополнительная финансовая поддержка... Главным же итогом 1998 г. можно считать то, что Центр повышения квалификации специалистов регионального и городского планирования неплохо зарекомендовал себя в качестве партнера Института исследований проблем жилища и градостроительства Нидерландов. Полагаю, что голландским коллегам с нами не менее интересно, чем нам с ними. Во всяком случае, сегодня налицо обоюдное стремление продолжить и развить в 1999 г. все созданное совместными усилиями в предшествующие два года.

Сергей ЗОЛОТОВ,фото Инны ТАНАЕВСКОЙ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 02 за 1999 год в рубрике наука

©1995-2024 Строительство и недвижимость