Этот старый новый Берлин
После падения берлинской стены в 1989 году город превратился в самую крупную строительную площадку в Европе. Огромная территория, появившаяся прямо посередине Берлина начала активно застраиваться частными инвесторами.
Одним из центров этого строительства является Потсдамская площадь и сектор корпорации "Даймлер-Бенц", проект застройки которого в основном разработан мастерской итальянского архитектора Ренцо Пьяно. Менее чем 10 лет прошло с тех пор, и уже скоро строительство большинства зданий будет завершено. Впервые мастерской было предложено разработать проект такого масштаба, и скоро станет видно, будет ли новая Потсдамская площадь соответствовать своему почти символическому, довоенному значению.
В результате огромных частных инвестиций, действующих под контролем общественности, предполагается в ближайшие 5 лет перестроить практически всю территорию Берлина, будущей столицы новой Германии. Практически за бесценок огромные участки земли были проданы городским сенатом перед падением стены различным частным компаниям. Территория Потсдамской площади, равная 7 га, была куплена корпорацией "Даймлер-Бенц". Здесь после окончания строительства будут жить и работать более 40 000 человек, а сама площадь станет самым значительным центром Берлина уже в конце этого века.
Первой стадией проектирования стал для мастерской Ренцо Пьяно проект, представленный на конкурс в 1992 году. Его отличием от других проектов было то, что он строго придерживался регулярной сетки улиц, навязанных новым владельцам архитектурной фирмой "Hilmer & Sattler", победительницей предварительного конкурса по градостроительству. Однако изменения в типичную для Берлина застройку с регулярной сеткой улиц были внесены: общественные пространства приняли несколько более сложную форму, высота была снижена в среднем до 22 метров, на территории расположилась система водоемов. Как только новая планировка была принята, мастерская в течение 6 месяцев разрабатывала конечный вариант генплана этой территории. "Даймлер-Бенц" разделил это на 14 участков, которые были предложены для проектирования таким архитекторам, как Изолаки, Х. Колхофф, Лойбер и Вель, Р. Монео, Р. Пьяно и Р. Роджерс. За эти же 6 месяцев была увеличена территория под общественную застройку и предложено создание диагональной авеню. Мастерской пришлось пересмотреть заново множество частей проекта, таких как статусы зданий, плотности, перспективы.
В 1993 году конечный вариант был изложен в соглашении, где были определены основные принципы, достаточно строгие и в то же время позволяющие их несколько интерпретировать. Основные требования касались ширины улиц, иерархичности застройки, конструктивных высот, размеров зданий, а требования к концепции проектирования сводились к присутствию аркад вдоль основных улиц, цветовой палитре материалов: керамика цвета терракоты и неотражающее стекло, медь для крыш. Разнообразие сектора, разнообразие города должно было быть получено из интерпретации каждого архитектора: Изолаки превратил аркады в свешивающиеся галереи, Роджерс подчеркнул сваи керамическими вставками — полосами терракотового цвета, а Колхофф выполнил фасад своего здания из темного кирпича.
Но работа мастерской Р. Пьяно состояла не только из градостроительной части. Использование своего рода "коммерческой логики" стало еще одной концепцией проектирования. Это проявлялось в таких аспектах, как отказ от торговых центров американского образца, а предпочтение отдавалось крытым пассажам или, например, занавесное сплошное остекление фасадов и искусственная вентиляция были заменены специально разработанными климатическими фасадами. Для этого мастерская привлекла ряд строительных фирм, выдавливая из них их "ноу-хау" и заставляя работать на пределе возможностей. Таким образом были разработаны панели фасадов и даже сам материал. Из различных видов подобных панелей и будет создаваться разнообразие огромных фасадов сектора. Мастерская архитектора принимает принцип "прагматического идеализма" — проверки жизнеспособности всех предлагаемых решений перед их принятием. Архитектор отмечает, что изысканность архитектуры — не только качество городов, но и определенная мировая практика, которую необходимо извлекать оттуда и использовать согласно своим этическим нормам, при которых манера соответствует теории.
Сектор "Драймлер-Бенц" занимает около 7 га. Его северной границей является Tiergarten Park, а южная проходит по Landwehr-каналу. С запада прилегает территория, занимаемая Культурфорумом, построенным после 1956 года Мисом вак дэр Роэ и Хансом Шароном (филармония, национальная галерея, городская библиотека). До 1989 года восточной границей была стена.
Градостроительный план
Проект Р. Пьяно был впервые представлен во время международного конкурса, объявленного в 1992 году. Каркасной подосновой выступил генплан, разработанный мюнхенской архитектурной фирмой "Helmer & Sattler" годом раньше, который использовал принцип критического восстановления. Кроме восьмиугольника перепланированной заново Ляйпциге Платц, открывающейся на Потсдамскую площадь, и Культурфорума, генеральный план определен двумя широкими трехполосными проспектами, образующими три больших треугольных блока, которые в свою очередь пересекаются небольшими улицами. В этом генплан частично соответствует старой системе улиц, существовавших на этой территории, но осевая, начинающаяся от Ляйпциге Платц, была значительно усилена. На углах треугольных блоков были запроектированы высотные здания, выходящие на Потсдамскую площадь. Несколько подчеркнуто здания реинпретируют традиционную типологию застройки Берлина — блочную, квадратную в плане и со сторонами до 50 метров. Отличие существует и в высоте, поднятой местами до 35 метров. Обозначенная территория достаточно однородна и обладает высокой плотностью.
Философия проекта
Жюри конкурса присудило победу проекту архитектора Ренцо Пьяно за его "веру в концепцию "Helmer & Sattler", а также за "тактичность" перемен, сделанных в ней, в частности при планировке общественной зоны у Культурфорума. Как вступление к своему новому генплану 1993 года, Р. Пьяно установил свое кредо: "Один не может выдумать город. Основа нашей концепции пришла из города прошлого, который, с его социальной плотностью и смешанными функциями, обладает однородностью, возникшей в течение веков благодаря ограничениям в использовании материалов и техник. Современный город, конечно, не прошлое, но содержит его в своих основаниях.
Несмотря на необходимость модернизации и имеющиеся технологии в нашем распоряжении, мы обязаны быть дисциплинированными в использовании материалов и в выражении своего нового образа мышления".
Общественные пространства
Намерением Ренцо Пьяно было также построить город, состоящий из общественных пространств, а не из отдельных зданий. Он спроектировал значительное их количество, и до сих пор их статус на частной земле, новые их принципы, как и сам проект, влекут за собой много споров и широко обсуждаются. Все эти открытые и закрытые пространства тесно сплетены между собой.
Улицы и аркады
Это еще одна спорная и очень характерная часть проекта. По генплану "H&S" только основные оси являются общественными улицами. Узкие улочки, пересекающие крупные блоки, так же, как и крытый пассаж, соединяющий блок Р. Пьяно с участком Р. Роджерса, являются "частными" улицами, так как земля принадлежит "Даймлер-Бенц". Р. Пьяно в своем проекте уравнял значение всех улиц и сделал их открытыми для публики. Кроме того, циркуляционные пешеходные потоки были проведены в боковых ответвлениях зданий — аркадах, начинающихся на уровне проезжих частей всех улиц, отходящих от Потсдамской площади. Таким образом архитектор вторгается и в частные здания. Фокусной точкой, к которой ведут все улицы со всех направлений, является Пьяцца — небольшая площадь в западной части сектора. Фасады окружающих зданий, которые выходят на нее и которые она обслуживает, формируют ее неправильную форму.
Пруды
Сеть прудов выполнена на общественной территории, это одновременно и открытое пространство, уравновешивающее сверхплотную застройку на противоположной стороне площадки. Их задача — установить естественную и символическую связь между Landwehrkanal с южной стороны и Tiergarten Park, расположенным прямо за Sony-центром с северной. Этот отрезок, проходящий через всю территорию сектора, дублируется улицей между театром-казино и задним фасадом национальной библиотеки. По одной из сторон большого треугольного пруда находится въезд в подземный основной туннель (он построен частично на средства государства и муниципалитета), используемый сектором для обслуживания подземных этажей (для доставки, например). 20-этажная вентиляционная шахта построена прямо под носом у Debis-здания, владельцем которого является "Даймлер-Бенц".
Отправным пунктом при проектировании системы пешеходных зон стали традиционные для Берлина пешеходные тротуары: гранитные плиты и булыжник, от которых по-разному будет отражаться падающий свет.
Экологический променад
По проекту серия прудов, различных по величине и форме, пересекает сектор. Центром их является Пьяцца, площадь многоугольная по форме. Пруды наполняются дождевой водой с крыш всех трех блоков, которая предварительно собирается в три цистерны, наполняющие основной резервуар в здании Debis. Под силой тяжести вода перетекает в треугольный пруд через берега, обсаженные зеленью и действующие как фильтр. Оттуда серия водопадов ведет по направлению к Пьяцце, где происходит новое поступление воды из резервуаров, устроенных между казино и театром. Излишки воды по подземному каналу перетекают в Landwehrkanal.
Прогулочные аркады
На уровне улиц вдоль всех зданий, ведущих к Пьяцце, устроены прогулочные аркады, выполняющие следующие важные функции: создание городского комфорта (входы во все здания устроены прямо из них), это также способствует улучшению связи между экстерьером и интерьером, служит убежищем в плохую погоду.
Кроме того, они придают своего рода монументальность благодаря созданию полых оснований для восприятия зданий, находящихся над ними. Древки колонн постепенно выравнивают фасады, определяя ширину пешеходных путей в 3,5 метра и высоту в 4,2 метра. Тротуары остальной части напоминают внешне пешеходные аркады, но вымощены по-другому: гранитные блоки уложены разными по ширине с иррегулярными вертикальными вставками по внешнему краю.
Фасады
Соглашение, подписанное мастерской перед началом проектирования, определило общий материал для фасадов всего сектора: керамика различных тонов терракоты и остекление из неотражающего стекла. Придерживаться этого правила на участках ровных фасадов протяженностью местами до 600 метров (здания со стороны Alte Potsdamer Strasse и здание Debis) было достаточно сложно. Чтобы избежать скучной монотонности, Р. Пьяно ломает эту линию "случайными" вставками, а также вынося здания с обоих концов, возводя торговый пассаж, обозначенный цилиндрической башней, угол Eichhornstrasse отмечен стеклянной ротондой и куполом кинотеатра. Все эти меры разбивают фасад на 11 частей и визуально меняют его масштабы.
Разработка панелей фасадов
Для сохранения единства и обеспечения богатства фактур были предложены различные программы. Мастерская разработала панели цвета светлой охры, собранные из керамических элементов по нескольким образцам: одиночные или двойные, плотные или открытые. Идея была заимствована из фасадов Генри Саливана в Чикаго. Результатом стали выдающиеся по своему разнообразию сочетания традиционных принципов и материалов с последними достижениями, предлагаемыми современными технологиями (например, керамические панели обеспечивают естественную вентиляцию зданий). Панели распределены согласно визуальным эффектам, которые воспринимаются снаружи, со всех улиц: светонепроницаемые, сплошная облицовка зданий, выходящих на Пьяццу, а на углу улицы Eichhornstrasse фасады почти полностью остеклены. Все это заставляет двигаться глаз и воспринимать всю протяженность зданий и их высотность.
Елена ВЛАСОВА
Продолжение следует
©
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 01 за 1999 год в рубрике архитектура