Осмотр моста должен быть доскональным

В материале "В Беларуси много воды. Значит, ей не обойтись без мостов" ("СиН" N№ 46 и 47 от 1 и 8 декабря 1998 г.), рассказывающем о международной конференции, посвященной 70-летию белорусской дорожной науки, упоминалось об изготовлении силами опытного производства института "Дорстройтехника" НПО "Белавтодорпрогресс" разработанных специалистами данного подразделения машин для осмотра мостов. Ваш корреспондент встретился с директором ОП И. Е. Грушевским и главным конструктором ОП Н. В. Гуриновичем, которые подробнее рассказали о результатах развития перспективного, а главное, жизненно необходимого направления.





Опытное производство существует при институте "Дорстройтехника" в течение шести лет. За это время силами ОП налажен выпуск подъемников ПТ-07, навесных бетоносмесителей БС-1, установок для обслуживания мостов УМ-07, платформ для ремонта мостов ППМ-300 и другого оборудования, разработанного специалистами ОП.
Три года назад перед ними была поставлена задача создания современной отечественной смотровой техники. Существующий инженерно-технический потенциал ОП позволяет увеличить объем производства в несколько раз. Однако к данному шагу пока, к сожалению, не готовы производственные мощности ОП. Поэтому сейчас ведется работа в направлении создания совместных производств отдельных видов продукции. Совместно с машиностроительным производством минского треста "Мостострой" начат выпуск новой модификации машин для осмотра и ремонта мостов на базе серийных автомобилей и прицепов.
— Автомобильный бум коснулся всех стран бывшего СССР, поэтому проблема регулярного осмотра и ремонта мостов одинаково остро стоит и в РБ, и в России, — говорит Н. В. Гуринович. — Для решения данной проблемы дорожная служба России получила в различных валютах заем Международного банка реконструкции и развития в счет стоимости "Проекта ремонта мостов". Этот российский проект, разумеется, включает разработку современных смотровых средств. Поэтому был объявлен соответствующий тендер с условием разработки этих средств на базе импортных автомобилей.
В соответствии с имеющимися техническими условиями в результате разработки должна появиться чрезвычайно сложная автоматизированная машина. Никто ни в РФ, ни в РБ сегодня не выпускает ничего подобного. Мы пошли другим путем. Эксплуатация двух приобретенных трестом "Мостострой" импортных смотровых машин на базе серийных грузовиков показала, что для работы данной техники не всегда подходят местные климатические условия. Да, эта мобильная техника эффективна при кратковременных осмотрах с частыми переездами с объекта на объект. Однако конструктивно она достаточно сложна, и эксплуатация ее требует привлечения высококвалифицированного персонала. Наличие гидросистем и автоматики негативно сказывается во время работы при отрицательных температурах. К тому же такие машины невозможно использовать при наличии тротуара шириной 2,5 м и более. Только на наладку этого дорогостоящего оборудования ушел год. И сегодня трест охотно покупает наши мостовые платформы. Созданное в России совместное предприятие, пытаясь копировать западные аналоги, создает смотровые машины на базе тяжелых грузовых автомобилей — таких, как, например, КрАЗ. В этом случае выполнение конкретного заказа всякий раз требует штучной работы. К тому же многие белорусские мосты не так велики, и для их осмотра наилучшим образом подходят перекатываемые вручную платформы. Говоря же о более масштабных объектах, можно вспомнить мост имени 1000-летия Витебска через Западную Двину в Витебске. Необходимость осмотра и ремонта низа пролетного строения вызвала к жизни разнообразные проекты доступа к этой части сооружения. Наиболее экономичным оказался вариант затопления в соответствующем месте Западной Двины баржи и строительства подмостей 15-метровой высоты на полученной основе. Но это — в одном месте! А как передвигаться вдоль моста? После того как местная служба эксплуатации дорог обратилась к нам, мы изготовили для витебчан длинную подвесную рабочую площадку, позволяющую осматривать все пролетное строение шириной 16 м в конкретном месте с постепенным перемещением вдоль каждого из пролетов моста. Сколько средств было таким образом сэкономлено?
Кроме платформ, предназначенных для обслуживания и ремонта мостов, то есть для работы над водой, нами разработаны мобильные подмости для обслуживания путепроводов, устанавливаемые не на пролетном строении, а под ним. Оборудование перевозится в кузове серийного грузовика, не перекрывающего автомобильное движение под путепроводом. Борта грузовика опускаются, и телескопическая стойка подмости опирается не только на дно кузова, но и на 4 аутригера (по 2 с каждой стороны грузовика).
Наконец, без особых переделок эту технику можно использовать и для фасадных работ, коих сегодня также случается немало — и республиканская программа санации жилья только-только разворачивается, и прочим зданиям со стажем уход нужен. Широкая (шириной 6 м) люлька позволяет находиться в ней одновременно 3-4 рабочим с необходимыми инструментами и материалами. Например, стекольщики сразу могут взять с собой несколько больших стекол. Пока максимальная высота подъема — 10 м, но очень много заказов на технику большей высоты подъема, до 15 м, что опять-таки связано с необходимостью модернизации пятиэтажек. Гораздо большая по сравнению с подвешиваемой на тросах люлькой устойчивость — еще одно преимущество устройств доступа, изготавливаемых ОП института "Дорстройтехника".
Технические условия ТУ РБ 14559998.001-98 "Платформы мостовые ПМ-300" введены в действие с 20 сентября 1998 г. Серийное же производство этих изделий осуществляется уже в течение года — до этого оно было опытным. Те или иные виды средств подмащивания, выпускаемые совместно с трестом "Мостострой" и по его заказам, учитывают и возможности (прицепная мостовая платформа), и потребности треста. Часто характер заказа зависит от конструкции конкретного моста. Объект объекту рознь!
Наш российский дилер — ООО "БелБарсМост" — базируется в Санкт-Петербурге, российский же рынок заказов постоянно расширяется (в данном случае сложность состоит в том, что заказчик, не всегда будучи в состоянии сразу рассчитаться деньгами, предлагает тот или иной бартер, который не всегда бывает удобен). Так или иначе, производство передвижных мостовых платформ совместно с "БелБарсМост" обеспечило стабильную работу опытного производства в течение 1997—1998 гг. и успешное использование указанной продукции на объектах России и других стран СНГ. Что же касается рынка белорусского, то смотровая техника ОП института "Дорстройтехника" в обязательном порядке приобретается всеми, кто эксплуатирует искусственные сооружения на автодорогах. Это и республиканское производственное управление "Автомагистраль", и облавтодоры, и множество ДЭУ и ДРСУ.
— В настоящее время Николай Викторович занимается разработкой специального подвесного смотрового оборудования для железнодорожных мостов, — дополняет коллегу И. Е. Грушевский. — Проблема грамотного содержания этих сооружений стоит в республике не менее остро. Большинство одноколейных металлических железнодорожных мостов строилось после войны. За полвека эксплуатации каждый из них в той или иной степени стал требовать ремонта. Работа ОП с Министерством путей сообщения РБ строится с учетом опыта, накопленного специалистами ОП при осуществлении предыдущих разработок. База каждого из смотровых приспособлений в данном случае будет сильно отличаться от той, что была присуща прежним разработкам. Места-то на одноколейном мосту нет! Даже использование дрезины практически невозможно — график движения поездов не может быть нарушен более чем на 30 минут. А еще требование путейцев состоит в том, что смотровое устройство должно постоянно находиться на каждом из мостов, перемещаясь вдоль него. Протяженность отдельных объектов значительна — например, длина моста через Березину в Елизово в районе Осиповичей составляет 265 м. Поэтому рабочая площадка подвешивается на устанавливаемой вдоль моста дополнительной колее.
Конечно, мы обучаем будущих хозяев техники приемам работы с ней. Допустим, то или иное мостоэксплуатирующее подразделение приобрело ту или иную мостовую платформу. Специалисты ОП выезжают на место, производят приемо-сдаточные испытания и обучают персонал, который в дальнейшем будет обслуживать смотровую технику. Каждый обученный член бригады получает удостоверение о том, что он прошел соответствующую подготовку и может эксплуатировать данный вид оборудования. Идут разговоры о том, чтобы подготовка эта осуществлялась централизованно — на базе учебного комбината дорожной отрасли РБ. Пусть пока смотровой техники и не так много в эксплуатационных организациях, но те организации, которые в прошлом году приобрели у нас по одной машине, в этом купили еще по 3-4. Это, на мой взгляд, самая лучшая реклама.
Очень интересуются нашими разработками западные соседи — польские коллеги. Проблемы у мостовиков Польши примерно те же, но наша техника при очевидной простоте и надежности на порядок дешевле любой другой.
Дальнейшее увеличение зон обслуживания при помощи тех подмостей, которые сегодня серийно изготавливаются силами опытного производства, — еще один задел на будущее.
Сергей ЗОЛОТОВ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 50 за 1998 год в рубрике техника

©1995-2024 Строительство и недвижимость